СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимения как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Местоимение как самостоятельная часть речи. Для чего использются местоимения.

Просмотр содержимого документа
«Местоимения как часть речи»



Урок русского языка


тема «Местоимение как часть речи».

6 класс



учитель русского языка и литературы

Боднарь О.Н.



Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цель: дать понятие о местоимении как о части речи, научить находить местоимения в речи, правильно употреблять местоимения в речи

Задачи:

  • Образовательные:

    • Находить местоимения в речи;

    • Правильно употреблять местоимения

  • Развивающие:

    • развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);

    • развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;

    • развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).

  • Воспитывающие:

    • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группе;

    • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;

    • создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.


.


Ход урока


  1. Оргмомент


  1. Актуализация знаний


Учитель:

Ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?


  1. Изучение нового материала.

Хочу прочитать вам стихотворение Агнии Барто

Сильное кино

Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.

Объясните, почему сестренка так и не смогла понять, о чем кино?

Какой частью речи нельзя злоупотреблять? В чем ошибка брата? Может кто-нибудь может помочь героям?

(Учащиеся пытаются исправить ошибки в речи героя)



1У. Как вы уже поняли , тема урока «Местоимение как часть речи».

Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений

Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого спас. Непонятно.

Давайте изменим предложение.


Но тут как раз героиню герой спас, потому что герой был с героиней заодно


Ответьте на вопросы:

- Кто он? (герой)

- кто она? (героиня)

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, ее?

- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова существительные – это имена существительные, они обозначают предмет, лица

А могут ли местоимения заменить прилагательные или числительные? слово умная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово восемь– числительное, обозначает количество.)А можно ли их заменить местоимениями? Давайте попробуем придумать предложение, в котором эти части речи будут заменены местоимениями.

Наша девочка нисколько не боялась отвечать урок.


Скажите полное название существительных, прилагательных и числительных? (Имена существительные, имена прилагательные, имена числительные).

То есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.

Давайте вернемся к стихотворению А.Барто.. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

Откройте учебник, познакомьтесь с разрядами местоимений.

Скажите, на какие вопросы отвечают разные разряды местоимений?

Сопоставьте вопросы частей речи и вопросы местоимений. Сделайте вывод:

если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.


Давайте проверим это, взяв разные местоимения (работа по вариантам)

1в. Я

2в. Мой

3в.Что

4в.Который

5в. Никто

6в.Свой

(Чтение своих вариантов, исправление ошибок)

У. Вывод: местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.

А какова синтаксическая функция местоимений?

Запишите несколько предложений ,каким членом предложения является местоимение?


Весь день я шел, сам не знаю куда. Вдруг нагоняют меня люди и говорят: «Этой дорогой долго идти, устанешь»

Выводу? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).


У1.Закрепление полученных знаний.


Выполнение упражнений учебника:


  1. Упражнение . (Письменно. Один учащийся у доски, остальные в тетрадях).


Работа с текстом:

Ребята, для чего нам нужны наречия? Для чего мы употребляем их в речи?.

Прочитайте текст. В нем все понятно, но нравится ли вам такой вариант? Если нет, исправьте его.

Вода была холодная. В воде даже купаться не очень хотелось. Мы сиделиу воды и смотрели на волны. Волны бились о берег с ревом и брызгами.


- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.



Вывод (формулируется учениками):

  • Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них.


  • Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений.

  • -Они являвляются средством грамматической связи предложений, местоимения «цементируют» текст

  • .- Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.-

  • -Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам.

  • -В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения.


У11. Домашнее задание.

§ 68 (Выучить правили и определения).

«Тестовые задания» .упр. 67.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!