Урок русского языка
тема «Местоимение как часть речи».
6 класс
учитель русского языка и литературы
Боднарь О.Н.
Тема урока: Местоимение как часть речи.
Цель: дать понятие о местоимении как о части речи, научить находить местоимения в речи, правильно употреблять местоимения в речи
Задачи:
Образовательные:
Находить местоимения в речи;
Правильно употреблять местоимения
Развивающие:
развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;
развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).
Воспитывающие:
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группе;
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.
.
Ход урока
Оргмомент
Актуализация знаний
Учитель:
Ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?
А какие части речи вы уже изучили?
Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?
Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?
Изучение нового материала.
Хочу прочитать вам стихотворение Агнии Барто
Сильное кино
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Объясните, почему сестренка так и не смогла понять, о чем кино?
Какой частью речи нельзя злоупотреблять? В чем ошибка брата? Может кто-нибудь может помочь героям?
(Учащиеся пытаются исправить ошибки в речи героя)
1У. Как вы уже поняли , тема урока «Местоимение как часть речи».
Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого спас. Непонятно.
Давайте изменим предложение.
Но тут как раз героиню герой спас, потому что герой был с героиней заодно
Ответьте на вопросы:
- Кто он? (герой)
- кто она? (героиня)
- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, ее?
- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова существительные – это имена существительные, они обозначают предмет, лица
А могут ли местоимения заменить прилагательные или числительные? слово умная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово восемь– числительное, обозначает количество.)А можно ли их заменить местоимениями? Давайте попробуем придумать предложение, в котором эти части речи будут заменены местоимениями.
Наша девочка нисколько не боялась отвечать урок.
Скажите полное название существительных, прилагательных и числительных? (Имена существительные, имена прилагательные, имена числительные).
То есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.
Давайте вернемся к стихотворению А.Барто.. Почему же мы не смогли понять его?
Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.
Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
Откройте учебник, познакомьтесь с разрядами местоимений.
Скажите, на какие вопросы отвечают разные разряды местоимений?
Сопоставьте вопросы частей речи и вопросы местоимений. Сделайте вывод:
если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.
Давайте проверим это, взяв разные местоимения (работа по вариантам)
1в. Я
2в. Мой
3в.Что
4в.Который
5в. Никто
6в.Свой
(Чтение своих вариантов, исправление ошибок)
У. Вывод: местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.
А какова синтаксическая функция местоимений?
Запишите несколько предложений ,каким членом предложения является местоимение?
Весь день я шел, сам не знаю куда. Вдруг нагоняют меня люди и говорят: «Этой дорогой долго идти, устанешь»
Выводу? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).
У1.Закрепление полученных знаний.
Выполнение упражнений учебника:
Упражнение . (Письменно. Один учащийся у доски, остальные в тетрадях).
Работа с текстом:
Ребята, для чего нам нужны наречия? Для чего мы употребляем их в речи?.
Прочитайте текст. В нем все понятно, но нравится ли вам такой вариант? Если нет, исправьте его.
Вода была холодная. В воде даже купаться не очень хотелось. Мы сиделиу воды и смотрели на волны. Волны бились о берег с ревом и брызгами.
- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.
Вывод (формулируется учениками):
Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них.
Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений.
-Они являвляются средством грамматической связи предложений, местоимения «цементируют» текст
.- Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.-
-Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам.
-В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения.
У11. Домашнее задание.
§ 68 (Выучить правили и определения).
«Тестовые задания» .упр. 67.