Тема урока: Местоимения. Текст «Путешественник».
Цель урока: 1. обобщение изученного материала по теме «Местоимение»;
раскрыть идейное -содержание текста «Путешественник».
проверка знаний учащихся о местоимениях и его разрядах,
развитие умения употреблять местоимения в речи;
воспитание внимательного отношения к языку и любви к своей Родине, к Президенту.
Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления
местоимений в речи;
2. Закреплять умения заменять имя существительное
местоимением соответствующего рода;
3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4. Развивать речь, память, внимание учащихся;
5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
в коллективе.
Оборудование урока: Наглядное пособие.
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
План урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой. (2 мин)
2.Мотивирующий приём. (4 мин)
3. Опрос пройденной темы. (5 мин)
4.Актуализация знаний. Постановка проблемы.(3 мин)
5. «Открытие» обучающимися нового знания. (10 мин)
6.Психо – физиологическая пауза. (3 мин)
7.Первичное закрепление. Работа в группах. Взаимопроверка. (15 мин)
8. Домашнее задание. (1 мин)
9.Итог урока. Рефлексия.(2 мин)
Ход урока
I.Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Подготавливаю учеников к уроку.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).
Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
Наш девиз:
Пиши правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно
II. Минутка чистописания
вя, вё, ве
Ва,Во, Вэ
III.Опрос пройденной темы.
1.Какую книгу читает мальчик?
2.Опиши внешность капитана.
3.Почему нельзя оторваться от книги?
III. Обобщение пройденной темы. Обобщаю по ответам учеников.
IV.Объяснение новой темы.
1.Словарная работа
бумага- kagyz соль-duz путешественник-syýahatçy
рюкзак- goştorba сахар-gant сухари-guradylan çörek
2. Текст «Путешественник».
Петя прочитал роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» и решил путешествовать. Он достал из шкафа рюкзак, положил в него спички, соль, сухари, сахар и бутылку минеральной воды. Потом он подошёл к столу и написал на листе бумаги: «Меня не ищите. Я ушёл путешествовать. Вернусь не скоро. Петя.»
Перед тем, как отправиться в путешествие, мальчик решил отдохнуть. Он пошёл в свою комнату, прилёг на кровать и нечаянно уснул.
Утром мама подошла к столу и увидела бумажку. Она надела очки, прочитала записку и уронила её. Побежала в детскую комнату и замерла от удивления. Петя спокойно спал в кровати.
IV. Языковое понятие.
На какой вопрос отвечает слово МЫ? (Кто?)
Что обозначает? (Предмет) Вы сможете ответить? Кто МЫ (перечислите).
Слово - МЫ обозначает предмет?
А какой предмет? (Любой)
Давайте, попробуем заменить слово МЫ какой – либо частью речи.
Составление предложений
Мальчики путешествовали по знаменитым местам города Орла.
Девочки путешествовали по знаменитым местам города Орла.
- Значит, это слово не обозначает конкретного смысла? (Нет)
- А указывает на предмет (Указывает)
- Значит, оно употребляется вместо имени существительного? (Да)
Вывод: Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, не называет конкретный предмет, но указывает на него - МЕСТОИМЕНИЕ
Открывается тема урока.
Местоимение - часть речи, к которой относятся слова, указывающие на предметы, признаки, количество или спрашивают о них. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Запомните разряды местоимений.
Личные — я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.
Указательные — этот, тот, такой, сколько.
Вопросительные — кто? что? какой? чей? сколько? который?
Определительные - какой, который, чей, весь, каждый, самый, любой.
Притяжательные — мой, твой, наш, ваш, её, его, их.
Если народ един, он не победим. Был я у друга, пил я воду слаще мёду.
V.Закрепление новой темы.
1. Как ты думаешь, сколько Пете лет?
2. Хорошо ли он подготовился к походу?
3. Случалось ли тебе ходить в поход?
4. Как ты к нему готовился?
5. Какие вещи, на твой взгляд, необходимо брать с собой?
№ 5. Стр.183.
Моя сестра работает в библиотеке. Я никогда не видел её без дела. Часто товарищи обращаются к ней за советами. Все уважают её. Она много читает, и с ней интересно поговорить. Все читатели отзываются о ней с уважением.
VI. Задание на дом. № 2. Стр.182. Текст «Путешественник».
VII. Обобщение и итог урока.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу)
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу).
Оценить знаний учеников
Конспект
учительницы № 60 – ой школы
русского языка и литературы
Ибадуллаевой Дильфузы
проведенного
10. 04.2021 г. в 5 «Б» классе
Тема урока
" Местоимения.
Текст «Путешественник» .