СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метафора: терия и практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для обучающихся и учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Метафора: терия и практика»

МЕТАФОРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Метафора — это пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по кон­трасту.

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­вы­ва­ет­ся на сход­стве пред­ме­тов или явле­ний в самых раз­лич­ных чер­тах. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их при­зна­ков.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;

  • руки как золо­то — золо­тые руки;

  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;

  2. клюв пти­цы;

  3. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;

  4. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;

  5. перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та  и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:

 баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;

  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;

  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;

  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;

  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы: дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;

  2. цве­то­вая бли­зость: янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;

  3. общ­ность функ­ции: двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);

  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии: подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

И может быть — на мой закат печаль­ный блес­нёт любовь улыб­кою про­щаль­ной. (А.С.Пушкин)

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни, как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

И над серо­стью наших бесед в дым­ной ком­на­те машут кры­лья­ми опоз­дав­шие пти­цы газет. (Р. Рождественский)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)





Практические задания по теме «Метафора»

Упражнение 1. Найдите метафору в предложениях?

Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит вос­приятие небольшого художественного текста.

Классический рассказ - образец художественности.

Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляю­щий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться...

Пружина чести, наш кумир!

Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже - украл, или совсем плохо - предал...

Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоя­тельные люди.

В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.


Упражнение 2. Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа. (А.А.Фет)


Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)

Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)


Упражнение 3. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь осеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

(С. Есенин)


Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу


Возвёл плотину, как не ты?

(В.Я.Брюсов)



Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)


Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М.Шукшин)


«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем...

- Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

(А.Н.Майков)


Под бровями в солнечном покое

Тихо светит небо голубое.

(В.Брюсов)

Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)


Я вспоминаю, сердцем посветлев,

Какой я был взволнованный и юный!

И пусть стихов серебряные струны

Продолжат свой тоскующий напев.

(Н.Рубцов)


Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

(С.Есенин)



Простоволосые ивы

Бросили руки в ручьи.

Чайки кричали: «Чьи вы?»

Мы отвечали: «Ничьи!»

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей! (Н.Рубцов)


Упражнение 4. Прочитайте и найдите метафоры.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит...

Увы, – он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.


Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

(А. А. Фет)


Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща.

(Саша Черный)


Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)


Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)


Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)


Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы... Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только

что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. (К. Г. Паустовский)


Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако. Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой. Это цветет черемуха.

Uptolike

  • 4Talk

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Одноклассники

  • Google+

  • Twitter

  • Mail.ru

  • Pinterest

  • Evernote

  • В кругу Друзей

  • Tumblr

  • LiveJournal

  • Pinme

  • Pocket

  • БобрДобр

  • Blogger

  • Digg

  • Delicious

  • Instapaper

  • LiveInternet

  • LinkedIn

  • MySpace

  • Readability

  • Surfingbird

  • StumbleUpon

  • По почте

UPTOLIKE - модули социальной активности для вашего сайта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!