МЕТАФОРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
озеро как зеркало — зеркало озера;
руки как золото — золотые руки;
волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
часть лица человека, морды животного;
клюв птицы;
выступающая часть чайника, кувшина;
передняя часть ступни, обуви и чулка;
передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:
баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
безмолвная женщина — безмолвная улица;
деликатный человек — деликатный вопрос;
бойкий мальчик — бойкий спор;
мудрый старик — мудрое решение;
любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Практические задания по теме «Метафора»
Упражнение 1. Найдите метафору в предложениях?
Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.
Классический рассказ - образец художественности.
Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.
Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.
О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться...
Пружина чести, наш кумир!
Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже - украл, или совсем плохо - предал...
Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоятельные люди.
В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.
Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.
Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.
Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.
Упражнение 2. Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа. (А.А.Фет)
Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)
Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)
Упражнение 3. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь осеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
(С. Есенин)
Россия! В злые дни Батыя
Кто, кто монгольскому потопу
Возвёл плотину, как не ты?
(В.Я.Брюсов)
Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)
Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М.Шукшин)
«Золото, золото падает с неба!»
Дети кричат и бегут за дождем...
- Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
(А.Н.Майков)
Под бровями в солнечном покое
Тихо светит небо голубое.
(В.Брюсов)
Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)
Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев.
(Н.Рубцов)
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черёмуха
Машет рукавом.
(С.Есенин)
Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи.
Чайки кричали: «Чьи вы?»
Мы отвечали: «Ничьи!»
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей! (Н.Рубцов)
Упражнение 4. Прочитайте и найдите метафоры.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы, – он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А. А. Фет)
Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.
(Саша Черный)
Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)
Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)
Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)
Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы... Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только
что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. (К. Г. Паустовский)
Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако. Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой. Это цветет черемуха.
Uptolike
4Talk
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Google+
Twitter
Mail.ru
Pinterest
Evernote
В кругу Друзей
Tumblr
LiveJournal
Pinme
Pocket
БобрДобр
Blogger
Digg
Delicious
Instapaper
LiveInternet
LinkedIn
MySpace
Readability
Surfingbird
StumbleUpon
По почте
UPTOLIKE - модули социальной активности для вашего сайта.