Метапредметные результаты изучения иностранного языка в начальной школе
Постоянное слаженное и гармоничное развитие личности ребёнка должно осуществляться не только на отдельно взятом занятии, а на всех уроках в целом.
«Планируемые результаты» по ФГОС:
Метапредметный подход помогает решить проблему оторванности друг от друга разных научных дисциплин.
поверх традиционных общих дисциплин
мыследеятельностный вид интеграции материала
рефлексивная форма отношений к базовым элементам мышления
развитие навыков самостоятельного освоения знаний
Метапредметные результаты - освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, которые включают в себя:
а) освоение универсальными учебными действиями (УУД), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
б) освоение межпредметных понятий.
‒ формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
‒ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
‒ использование различных способов поиска — в справочных источниках и в открытом информационном пространстве — сети Интернет;
‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
‒ овладение логикой сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
‒ установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
– готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
‒ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
‒ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
‒ определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в начальной школе:
– Смысловое чтение.
‒ Поисковое чтение.
– Основные логические операции.
‒ Заполнение анкет, таблиц.
‒ Достижение взаимопонимания.
‒ Работа в группах сотрудничества.
‒ Оценочная деятельность, самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.
‒ Познавательная и личностная рефлексия.
‒ Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности.
‒ Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов Интернет.
Метапредметные результаты (ФГОС):
«Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации»
«Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности»
«Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности»
Структура психологической деятельности ученика на уроке:
Организация Мотивация
Целеполагание
Планирование
Изучение нового, закрепление Действия по достижению цели
Контроль (Само) оценка
Коррекция (Само) коррекция
Итог урока Рефлексия
«Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы»
«Развитие умений смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов»
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Примеры заданий:
1.Составь план рассказа о члене своей семьи, используя ключевые слова.
2.Составь план описания своей комнаты.
3.Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.
4.Расставь пункты плана в логической последовательности.
Формирование речевой деятельности и навыков сотрудничества
Оценка:
- портфолио
- рейтинг
- шкала достижений
- различные формы самооценки
Портфолио (языковой портфель) - это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами.
Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик
Самостоятельно определяет перспективы развития, пути и средства их реализации
Одна из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся.
Рефлексия и подведение итога урока
Виды деятельности (слушали, читали, писали, говорили)
Интересное (песни, игры, просмотр видео, рисунки)
Формы работы (вместе с классом, индивидуально, в парах / группах)
Впечатления от урока
Лист самооценки учащихся на уроках английского языка
My participation in the lesson
My feelings and emotions during the lessons
My difficulties
Valuable thoughts for me from the lesson
«Говорящие рисунки»
«Лесенка успеха» (я знаю/умею)
«Карточка сомнений» (у меня многое не получилось/ я испытывал сложности на уроке, но преодолел их/у меня всё получилось)
«Дерево успехов»
Листы индивидуальных достижений
Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет успешно самореализоваться во взрослой жизни.