Метапредметный подход на уроках изобразительного искусства подготовила Маслова Екатерина Юрьевна учитель ИЗО МБОУ «Школа – гимназия №10» им. Э. К. Покровского
Только эмоциональное пробуждение
разума дает положительные
результаты в работе с детьми. В.А. Сухомлинский
Метапредметный подход - увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7- 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смысла в дальнейшем обучении он не видит.
Как и в любом другом предмете,
Есть у учителя цель -- мотивировать обучающегося к творческому подходу, не стандартным решениям проблем, поставленных на уроке.
Поэтому на уроках искусства мы пытаемся говорить о смысле жизни, о ценности жизни, о том как стремительно растет роль культуры в нашем современном обществе, которая помогает ценить свою жизнь и соотносить свои личные интересы с интересами близких, знакомых.
Ведь чем сложнее жизнь, чем острее и глобальнее проблема – тем более принципиальное значение приобретают душевные качества человека.
Ведь для них так важно понимать для
чего? почему? и зачем?
они будут рисовать, лепить, конструировать .
Метапредмет " Проблема"
Обеспечивает:
-- развитие способности мышления
--развитие личности обучающегося , поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мысленно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему.
Поэтому один из приемов запуска творческого начала в работе на уроке ИЗО это проблема , которую можно решить разными способами , в зависимости от возраста детей:
- самостоятельное решение;
- взаимодействовать друг с другом;
- коллективное творчество ;
- прибегнуть к помощи учителя.
Деятели культуры ответственны во многом за качество души человека, психологическое здоровье обучающихся.
Поэтому на уроках ИЗО я стараюсь погрузить детей в приятную эмоциональную среду с помощью музыкального сопровождения, доверительных разговоров и просто зачастую, улыбкой.
Очень важна мера искренности творца.
Дети (даже те, которые уверены в своем творческом подходе к работе) в любом случае ищут поддержку, понимание и погружение в их проблему, например, которую не получается решить дома с родителями. Мы с ними это обсуждаем и пытаемся найти выход эмоциям через рисунок и его цветовое решение.
.
Метапредмет создает канал, по которому человек может беседовать о том, что ему интересно ; открывает возможность превращать в предмет работы то, что действительно важно и про что весь мир говорит и что волнует ребенка.
Метапредмет " Знание "
является одной из форм работы, нацеленной на формирование у школьников теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями.
Метапредмет " Задача " обучающиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах.
Метапредмет " Знак " реализует основную цель - обучение детей упрощенному рисунку, образному пониманию, построению и употреблению знаков и символов.
Примеры профессий, в которых можно применить знания и навыки, полученные на уроках изо:
Дизайнер:
Ландшафтов
Одежды
Игрушек
Тканей
Обуви
Ногтей (неил-арт)
Архитектор
Фотограф
Свободный художник ( график, живописец, народный мастер )
Декоратор (интерьер)
Иллюстратор
Структурные элементы урока
.
Мобилизующий этап
Целе
пола
гание
Коммуникация
Рефлексия
Требования к учителю
не говорить лишнего;
не повторять задание;
не озвучивать информацию, которая есть в учебнике,
не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Способность к импровизации.
Поиск талантов
Поощрение .Формирование идеалов. Создание портфолио
Поэтического отношения к жизни
Основная деятельность учителя не на уроке,
а в процессе подготовки к нему,
в подборе материала к уроку.
Учитель не актёр,
а режиссёр!
«Искусство смывает пыль повседневности с души.»
Сальвадор Дали