МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
М. Монтень
Одним из требований качественной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ является владение большим количеством информации. Именно с этой проблемой сталкиваются учителя, готовя своих учеников к экзамену: необходимо за достаточно короткий период времени вспомнить, повторить, обобщить, систематизировать, закрепить, а, главное, запомнить весь школьный курс по определённому предмету.
Порой ученикам не хватает системности знаний, понимания материала, а для того, чтобы вспомнить отдельные темы необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника. А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах. Обилие формул и методов, используемых при выполнении заданий итоговой аттестации, вызывает трудности у учащихся в понимании и прочном усвоении учебного материала. Возможность решения одного и того же задания различными методами приводит к тому, что ученики не знают с чего начать и теряются в информационном потоке. Часто в их решениях нет целостного представления ситуации. Во избежание этих проблем нами предлагается составление и использование интеллект-карт.
Интеллект-карты, или иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума», «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта» - это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Реализуется в виде графовой, древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Отправной точкой является центральный объект. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться.
Интеллект-карта, отдаленно напоминающая опорный конспект, является незаменимой маршрутной картой-памяткой, которая позволяет с самого начала организовать информацию так, чтобы с ней было легко работать. С ее помощью можно быстрее и легче запоминать и вспоминать нужные факты.
Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал (рис. 1). [1, 3]
рис. 1
Эффективность использования интеллект-карты связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».[1, 5]
Методика построения интеллект-карт очень проста. Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: MindMaps, PowerPoint. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы, иллюстрации и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы. Карта раскрашивается (рис. 2 [2, 9]).
рис.2
Интеллект-карта позволяет наглядно рассмотреть всю проблему с ее многочисленными сторонами, выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее (благодаря использованию образов и цвета), а также увидеть новые идеи. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Метод интеллект-карт дает большие возможности, как учителю, так и ученику в процессе обучения. Это инструмент подготовки к ОГЭ или ЕГЭ, позволяющий эффективно организовывать и управлять учебно-познавательной деятельностью, диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей, систематизировать и обобщать предметное содержание, познавать себя и регулировать свою деятельность (рис. 3[2, 10]).
рис.3
Метод интеллект-карт способствует развитию ассоциативно-визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления. Использование интеллект-карт даёт огромные возможности, особенно при подготовке учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, так как при этом осуществляется:
-
подача целостного образа учебного материала;
-
многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня
системности знаний;
-
ориентация на понимание и анализ;
-
непроизвольное запоминание;
-
уменьшение затрат времени на освоение и повторение учебной темы.
Применение интеллект-карт способствует реализации принципов параллельности, вариативности, самоконтроля и регулярности. Диаграмма связей позволяет постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь. Просмотр конкретной интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить ученику картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи, сделать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач (рис. 4).
рис.4
Учебный материал рационально представленный в виде интеллект-карты, гораздо понятнее воспринимается, чем та же информация в виде линейного конспекта. Например, алгоритм решения линейного уравнения с модулем, может быть легче и более понятно представлен в виде интеллект-карты (рис. 5). Интеллект-карта, составленная для решения квадратных уравнений, является незаменимой маршрутной картой-памяткой, позволяющая с легкостью выполнить ни одно задание из вариантов ОГЭ (рис. 6).
рис.5
рис. 6
Составление в виде интеллект-карт учебных тем или теоретических данных, решения заданий итоговой аттестации является эффективным способом подготовки детей к ОГЭ и ЕГЭ. Происходит формирование способностей к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий. В результате составления интеллект-карт у учащихся развивается навык переноса способов обработки информации, механизмы самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. На рис. 7, 8 представлены интеллект-карты, созданные учащимися 9-х, 11-х классов, при решении заданий второй части итоговой работы по математике.
рис. 7
рис.8
Наиболее эффективные результаты дает использование интеллект-карт при систематизации знаний, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, быстрота её воспроизведения имеет более осмысленный рост (рис. 9). Такой крупноблочный метод закрепления знаний в кротчайшие сроки позволяет эффективно (в интерактивном режиме) вести работу по подготовке к итоговой аттестации и другим формам контроля.
рис. 9
Таким образом, метод интеллект-карт является незаменимым помощником при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Применение интеллект-карт дает значительный положительный эффект [4, 79].
Список литературы:
1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, с. 224.
2. Когнитивные образовательные технологии ХХI века/Бершадский М. Е. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
3. Грищенко, Е. В. Влияние компенсаторных механизмов на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. [Текст] // Гуманизация образования . - 2014. - № 5 – с. 74-81.