Просмотр содержимого документа
«Метод интервалов для решения неравенств»
Метод интервалов для решения неравенств
Учитель математики МБОУ СОШ №80
Передрий Мария Викторовна
Цели урока:
- Познакомить учащихся с решением неравенств методом интервалов.
- Отработка навыка решения неравенств методом интервалов.
- Воспитание внимания, ответственного отношения к учебе; тренировать память.
Устно:
Какой знак имеют выражения:
при х=6, при 2
(x+3); (х-2); (х+3)(х-2);
При каком значении x значения функций
y=x+3 и y=3-x положительны, отрицательны, меняют знак?
При каком значении x выражения
(x-1) и (x+2) имеют значения одинакового знака?
1.Исследуйте знак выражения:
+
+
-
-
(x-2)
x
2
-
+
-
-
(x-3)
x
3
+
+
+
-
(x+3)
x
-3
Обобщяя получим
(x-2)(x-3)(x+3)
+
+
-
-
-3
3
x
2
2. Исследуйте знак выражений:
(2x-7)(x-2)(x-7)
x(5x-4)(x-10)
3. Решите неравенство
(2x-1)(x -3 )(x +2 ) ≥ 0
+
+
-
-
( 2 x- 1 )
x
1/2
+
-
-
-
(x-3)
x
3
+
+
+
(x+ 2 )
-
x
- 2
Обобщяя получим
(2x-1)(x -3 )(x +2 ) ≥ 0
+
+
-
-
x
- 2
1/2
3
Ответ: x∈ [-2; ½]U[3;+ ∞ )
Решите неравенство
- 2 y(y-10)(y+7)
-
-
+
+
у
10
- 7
0
Ответ: у∈ (-7; 0)U(10;+ ∞ )
0 (х – 1)(х + 1) (х – 3) x∈ ( - ∞ ; -1 ]U[ 1 ; 3 ) ≤ 0 (х – 7)(х – 7)(х + 2) ≤ 0 x∈ ( - ∞ ; -2 ] " width="640"
Работа в парах
Решите неравенство
(х – 7)(х + 2)
x∈ ( -2; 7)
(х – 2)(х + 1)(4х + 8)
x∈ ( - ∞ ; -2) U (-1 ; 2 )
x∈ ( - ∞ ; -3) U (0 ; 4 )
х(2х + 6)(4 - х) 0
(х – 1)(х + 1)
(х – 3)
x∈ ( - ∞ ; -1 ]U[ 1 ; 3 )
≤ 0
(х – 7)(х – 7)(х + 2) ≤ 0
x∈ ( - ∞ ; -2 ]
Ответить на вопросы:
- Что происходит со знаком выражения при переходе через
числовую границу и почему?
- Всегда ли знаки выражения, расставленные на числовой прямой,
будут чередоваться?
- Что меняется в решении неравенства и в ответе с появлением
знаменателя в левой части неравенства?
- Как определить знак выражения на крайнем правом промежутке,
не изображая всех промежуточных числовых прямых?
- Почему в примерах 1-4 знаки выражения чередуются,
а в примере 5 – нет?
Алгоритм решения неравенств методом интервалов
- Разложить левую часть неравенства на множители.
2. Отметить на числовой оси точки, в которых каждый из множителей равен нулю.
3. Выколоть те точки, которые не входят в множество решений неравенства (нули знаменателя выкалываются всегда, а нули числителя, если неравенство строгое).
4. Расставить знаки выражения на всех промежутках, начиная с крайнего правого, пользуясь правилом чередования знаков: при переходе через точку знак меняется, если данный множитель встречается в выражении нечетное число раз, не меняется – если четное число раз.
5. Нанести штриховку в промежутке нужного знака и записать
ответ.
Итог урока:
Что узнали нового?
Как называется новый метод решения неравенств второй степени с одной переменной?
Какой способ решения неравенств вам больше понравился?
Я заслуживаю оценку . . .
«5» - 12-13 б.
«4» - 9-11 б.
«3» - 5-8 б.
Буду стремиться к оценке
Домашнее задание:
П. 15, № 325, 329