СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение неравенств методом интервалов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дает наглядное представление о применеии метода интервалов для решения неравенств.

Просмотр содержимого документа
«Решение неравенств методом интервалов»

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  города Керчи Республики Крым  «Специализированная школа №19 с углубленным изучением  английского языка  Решение неравенств методом интервалов  урок алгебры в 9 классе  Учитель Васильева О.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым

«Специализированная школа №19 с углубленным изучением

английского языка

Решение неравенств методом интервалов

урок алгебры в 9 классе

Учитель Васильева О.В.

0, если на рисунке изображен график соответствующей квадратичной функции: " width="640"

Устная работа : Решите неравенство ах 2 + bx + c ≤ 0 и ах 2 + bx + c 0, если на рисунке изображен график соответствующей квадратичной функции:

0; в) 9 – х 2 1-В а р и а н т Решите неравенство : а) х 2 – 8 х + 15 0; б) 2 х – х 2 ≥ 0; в) х 2 + 2 х + 1 0. " width="640"

Проверочная работа

2-В а р и а н т

Решите неравенство :

а) х 2 – 10 х + 21 ≤ 0;

б) х 2 – 10 х + 25 0;

в) 9 – х 2

1-В а р и а н т

Решите неравенство :

а) х 2 – 8 х + 15 0;

б) 2 хх 2 ≥ 0;

в) х 2 + 2 х + 1 0.

План применения метода интервалов ! Разложить многочлен на простые множители; найти корни многочлена; изобразить их на числовой прямой; разбить числовую прямую на интервалы; определить знаки множителей на интервалах знакопостоянства; выбрать промежутки нужного знака; записать ответ (с помощью скобок или знаков неравенства).

План применения метода интервалов

!

  • Разложить многочлен на простые множители;
  • найти корни многочлена;
  • изобразить их на числовой прямой;
  • разбить числовую прямую на интервалы;
  • определить знаки множителей на интервалах знакопостоянства;
  • выбрать промежутки нужного знака;
  • записать ответ (с помощью скобок или знаков неравенства).
1 Решим неравенство Если в разложении многочлена на множители входит сомножитель , то говорят, что - х 0   корень многочлена кратности k . ! 1) Данный многочлен имеет корни: x = -5, кратности 6;  x = -2, кратности 3;  x = 0, кратности 1; x = 1, кратности 2;   x = 3,   кратности 5. 2) Нанесем эти корни на числовую ось. Н М М Н М – – – – + + 3) Определим знак многочлена на каждом интервале .  4) Запишем ответ: 5) Рассмотрим смену знаков в корнях различной кратности.

1

Решим неравенство

Если в разложении многочлена на множители входит сомножитель , то говорят, что - х 0 корень многочлена кратности k .

!

1) Данный многочлен имеет корни:

x = -5, кратности 6; x = -2, кратности 3; x = 0, кратности 1;

x = 1, кратности 2; x = 3, кратности 5.

2) Нанесем эти корни на числовую ось.

Н

М

М

Н

М

+

+

3) Определим знак многочлена на каждом интервале .

4) Запишем ответ:

5) Рассмотрим смену знаков в корнях различной кратности.

Решите неравенство 1 вариант: 2 вариант: Сделайте выводы о смене знака на интервалах, в зависимости от степени кратности корня.

Решите неравенство

1 вариант:

2 вариант:

Сделайте выводы о смене знака на интервалах, в зависимости от степени кратности корня.

Обобщая ваши наблюдения, делаем выводы: Для решения неравенства важно знать, является ли  k четным или нечетным числом. 1 При четном k многочлен справа и слева от х 0 имеет один и тот же знак ( знак многочлена не меняется ). 2 При нечетном k  многочлен справа и слева от х 0 имеет противоположные знаки ( знак многочлена изменяется ). При нечетном k  многочлен справа и слева от х 0 имеет противоположные знаки ( знак многочлена изменяется ). 3

Обобщая ваши наблюдения, делаем выводы:

Для решения неравенства важно знать, является ли k четным или нечетным числом.

1

При четном k многочлен справа и слева от х 0 имеет один и тот же знак

( знак многочлена не меняется ).

2

При нечетном k многочлен справа и слева от х 0 имеет противоположные знаки

( знак многочлена изменяется ).

  • При нечетном k многочлен справа и слева от х 0 имеет противоположные знаки ( знак многочлена изменяется ).

3

Решение рациональных неравенств Умножим обе части такого неравенства на многочлен Знак исходного неравенства не меняется, (т.к ). Получаем неравенство , равносильное данному неравенству, которое решаем методом интервалов. Итак: Решение рациональных неравенств равносильно решению системы: !

Решение рациональных неравенств

Умножим обе части такого неравенства на многочлен

Знак исходного неравенства не меняется, (т.к ).

Получаем неравенство , равносильное данному неравенству, которое решаем методом интервалов.

Итак:

Решение рациональных неравенств равносильно решению системы:

!

Решим неравенство 1) Найдем область определения неравенства: откуда 2) Сведем данное рациональное неравенство к алгебраическому, умножив неравенство на квадрат знаменателя: 3) Находим корни многочлена и определяем их кратность: х =1 (четная кратность), корни 3, -1, 0, 5, -2 (нечетная кратность). М М Н М М М – – – + + – + -2 3 -1 1 0 5 x 4 ) Определим знак многочлена при х = 10, и расставим остальные знаки с учетом кратности корней .  5 ) Запишем ответ:

Решим неравенство

1) Найдем область определения неравенства:

откуда

2) Сведем данное рациональное неравенство к алгебраическому, умножив неравенство на квадрат знаменателя:

3) Находим корни многочлена и определяем их кратность:

х =1 (четная кратность), корни 3, -1, 0, 5, -2 (нечетная кратность).

М

М

Н

М

М

М

+

+

+

-2

3

-1

1

0

5

x

4 ) Определим знак многочлена при х = 10, и расставим остальные знаки с учетом кратности корней .

5 ) Запишем ответ:

Фронтальная работа с классом  № 389 (а, в), № 390 (в, г), № 393(а), № 394(а).  !

Фронтальная работа с классом 

389 (а, в),

390 (в, г),

393(а),

394(а).

!

Домашнее задание. Повторить §15 (глава II ), № 389 (б), № 390 (б), №393(б), №394(б). ! Рефлексия. 1. В чем состоит метод интервалов решения неравенств? ! 2. Любое ли неравенство можно решить методом интервалов? 3.  Как применяется метод интервалов к решению дробных неравенств? 4. Как решается неравенство, содержащее целое выражение выше второй степени?

Домашнее задание.

Повторить §15 (глава II ),

№ 389 (б), № 390 (б), №393(б), №394(б).

!

Рефлексия.

1. В чем состоит метод интервалов решения неравенств?

!

2. Любое ли неравенство можно решить методом интервалов?

3.  Как применяется метод интервалов к решению дробных неравенств?

4. Как решается неравенство, содержащее целое выражение выше второй степени?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя