Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Специализированная школа №19 с углубленным изучением
английского языка
Решение неравенств методом интервалов
урок алгебры в 9 классе
Учитель Васильева О.В.
0, если на рисунке изображен график соответствующей квадратичной функции: " width="640"
Устная работа : Решите неравенство ах 2 + bx + c ≤ 0 и ах 2 + bx + c 0, если на рисунке изображен график соответствующей квадратичной функции:
0; в) 9 – х 2 1-В а р и а н т Решите неравенство : а) х 2 – 8 х + 15 0; б) 2 х – х 2 ≥ 0; в) х 2 + 2 х + 1 0. " width="640"
Проверочная работа
2-В а р и а н т
Решите неравенство :
а) х 2 – 10 х + 21 ≤ 0;
б) х 2 – 10 х + 25 0;
в) 9 – х 2
1-В а р и а н т
Решите неравенство :
а) х 2 – 8 х + 15 0;
б) 2 х – х 2 ≥ 0;
в) х 2 + 2 х + 1 0.
План применения метода интервалов
!
- Разложить многочлен на простые множители;
- найти корни многочлена;
- изобразить их на числовой прямой;
- разбить числовую прямую на интервалы;
- определить знаки множителей на интервалах знакопостоянства;
- выбрать промежутки нужного знака;
- записать ответ (с помощью скобок или знаков неравенства).
1
Решим неравенство
Если в разложении многочлена на множители входит сомножитель , то говорят, что - х 0 корень многочлена кратности k .
!
1) Данный многочлен имеет корни:
x = -5, кратности 6; x = -2, кратности 3; x = 0, кратности 1;
x = 1, кратности 2; x = 3, кратности 5.
2) Нанесем эти корни на числовую ось.
Н
М
М
Н
М
–
–
–
–
+
+
3) Определим знак многочлена на каждом интервале .
4) Запишем ответ:
5) Рассмотрим смену знаков в корнях различной кратности.
Решите неравенство
1 вариант:
2 вариант:
Сделайте выводы о смене знака на интервалах, в зависимости от степени кратности корня.
Обобщая ваши наблюдения, делаем выводы:
Для решения неравенства важно знать, является ли k четным или нечетным числом.
1
При четном k многочлен справа и слева от х 0 имеет один и тот же знак
( знак многочлена не меняется ).
2
При нечетном k многочлен справа и слева от х 0 имеет противоположные знаки
( знак многочлена изменяется ).
- При нечетном k многочлен справа и слева от х 0 имеет противоположные знаки ( знак многочлена изменяется ).
3
Решение рациональных неравенств
Умножим обе части такого неравенства на многочлен
Знак исходного неравенства не меняется, (т.к ).
Получаем неравенство , равносильное данному неравенству, которое решаем методом интервалов.
Итак:
Решение рациональных неравенств равносильно решению системы:
!
Решим неравенство
1) Найдем область определения неравенства:
откуда
2) Сведем данное рациональное неравенство к алгебраическому, умножив неравенство на квадрат знаменателя:
3) Находим корни многочлена и определяем их кратность:
х =1 (четная кратность), корни 3, -1, 0, 5, -2 (нечетная кратность).
М
М
Н
М
М
М
–
–
–
+
+
–
+
-2
3
-1
1
0
5
x
4 ) Определим знак многочлена при х = 10, и расставим остальные знаки с учетом кратности корней .
5 ) Запишем ответ:
Фронтальная работа с классом
№ 389 (а, в),
№ 390 (в, г),
№ 393(а),
№ 394(а).
!
Домашнее задание.
Повторить §15 (глава II ),
№ 389 (б), № 390 (б), №393(б), №394(б).
!
Рефлексия.
1. В чем состоит метод интервалов решения неравенств?
!
2. Любое ли неравенство можно решить методом интервалов?
3. Как применяется метод интервалов к решению дробных неравенств?
4. Как решается неравенство, содержащее целое выражение выше второй степени?