Метод модерации как инструмент формирования функциональной грамотности у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Игнатова О.А.,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №29»
Функциональная грамотность как обязательный компонент образования упоминается в ряде официальных документов, в частности:
* Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В рамках этой инициативы функциональная грамотность рассматривается как ключевой навык, необходимый для успешной адаптации к современным условиям;
* Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В современных ФГОС для разных уровней образования (начиная с начального) присутствуют требования к формированию функциональной грамотности. Они выражаются в требованиях к освоению предметных тем, в умениях применять знания на практике, решать жизненные задачи и т.д.;
* Стратегии развития образования. В этом документе функциональная грамотность обозначена как один из приоритетов для достижения целей развития системы образования. Например, в документах, определяющих стратегию развития образования до 2030 года.
Формирование функциональной грамотности предполагает развитие способности применять знания, навыки и умения в реальных жизненных ситуациях.
На современном этапе реализация стратегических направлений развития системы образования в целом и формирования функциональной грамотности как компонента стратегии развития образования до 2030 года в частности, становится одним из самых актуальных направлений.
Это комплексный процесс, который направлен на реализацию Федеральных образовательных программ, Федеральных рабочих программ по предметам учебного плана, позволяющий решить проблему формирования функциональной при реализации рабочих программ учебных предметов без каких-либо дополнительных курсов внеурочной деятельности и курсов по выбору.
Решить данную проблему комплексно, системно позволит использование разнообразных методов, приемов и технологий формирования функциональной грамотности, применить которые в своей деятельности может каждый педагог.
Я привела некоторые из методов и приемов и сгруппировала их по различным аспектам:
1. Активное обучение и практико-ориентированность.
2. Развитие критического мышления и навыков анализа информации.
3. Интеграция знаний из разных областей.
4. Оценка и обратная связь.
5. Создание благоприятной обучающей среды.
Важно понимать, что эти методы не являются взаимоисключающими и должны применяться в комплексе.
Выбор конкретных методов зависит от возраста учащихся, их потребностей, целей обучения и контекста.
Метод модерации, предполагающий активное вовлечение всех учеников в процесс обсуждения и решения задач, отлично подходит для формирования функциональной грамотности в начальной школе. Он позволяет не только усвоить знания, но и развить ключевые компетенции, такие как коммуникативные навыки, критическое мышление, умение сотрудничать и выражать свои идеи.
Методы модерации в начальной школе, направленные на создание позитивного и продуктивного учебного процесса, должны быть адаптированы к возрасту и особенностям развития младших школьников. Важно помнить, что модерация здесь не просто "управление", а создание условий для активного участия каждого ребенка в обсуждении и принятии решений.
Принципы модерации:
* Уважение: дети должны чувствовать себя комфортно, выражая свои мысли и чувства, не боясь критики или осуждения.
* Активное слушание: модератор должен внимательно слушать каждого участника, не перебивая и не давая оценочных суждений.
* Позитивное отношение: модератор должен поддерживать позитивный настрой и фокусироваться на решении проблем, а не на поиске виноватых.
* Ясность и конкретность: правила и задачи должны быть четкими и понятными для всех.
* Доступность: методы модерации должны быть понятными и интересными для детей.
Приемы модерации для начальной школы:
1. Организация совместной деятельности: обсуждение правил, коллективное планирование уроков/деятельности, создание групповых проектов, деление на группы.
2. Стимулирование участия: вопросы открытого типа, использование наглядных материалов, игры и упражнения, поощрение участия, техники активного слушания: модератор демонстрирует, как внимательно слушать друг друга.
3. Управление конфликтами: использование медиаторов, спорные ситуации как возможность для обучения, обсуждение возможных решений.
4. Использование различных методов обсуждения: мозговой штурм, метод "шепоток на ушко", круглый стол, диспут.
Важно: Модератор должен быть не авторитетом, а ведущим процесса. Он не должен давать ответы, а задавать наводящие вопросы, помогать детям сформулировать свои мысли и чувства, а также создавать атмосферу доверия и сотрудничества.
Применение этих приемов должно быть гибким и адаптироваться к конкретным ситуациям и задачам урока. Постоянная практика и наблюдение за реакцией детей позволят учителю найти наиболее эффективные методы модерации в начальной школе.
Данный метод, на мой взгляд, является универсальным, так как применение его возможно на всех этапах урока, соответствующих ФГОС.
Применение метода модерации на разных этапах урока:
1. Вводная часть (мотивация):
Цель: Сформировать интерес к теме, установить связь с предыдущим опытом, выделить ключевую проблему или вопрос.
Методы модерации:
"Мозговой штурм": Ученики предлагают идеи по теме урока, без оценки их правильности или неполноты. Важно создать безопасную атмосферу, где каждый может высказаться.
"Незаконченное предложение": Учитель предлагает незаконченное предложение, касающееся темы урока, а ученики его дополняют, выявляя уже имеющиеся знания.
"Актуализация опыта": учитель задает вопросы, связанные с личным опытом учеников, помогающие им вспомнить и применить знания, необходимые для усвоения новой информации.
«Визуализация»: использование картинок, видеороликов, интерактивных заданий для создания контекста и эмоционального настроя.
2. Актуализация и систематизация знаний:
«Ромашка Блума»: ученики по очереди выбирают лепесток и отвечают на вопрос, демонстрируя свои знания по теме, которая является основой для открытия нового знания: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка.
“Метод шести шляп”: необходимо взглянуть на тему с разных точек зрения: Белая шляпа (Факты), Красная шляпа (Эмоции), Черная шляпа (Критика), Желтая шляпа (Оптимизм), Зеленая шляпа (Креативность), Синяя шляпа (Управление).
2. Основная часть (освоение материала):
Цель: Освоить новый материал, развивая навыки работы с информацией, анализа и синтеза.
Методы модерации:
Дискуссии: организация обсуждения по ключевым вопросам, предполагающих разные точки зрения. Важно учить учеников выслушивать друг друга, аргументировать свою позицию, учитывать мнения других.
Ролевые игры: моделирование ситуаций, связанных с темой урока. Это позволяет усвоить информацию на практике и развивает навыки коммуникации.
Работа в группах: разделение на группы для совместного решения задач, обмена идеями и достижения общего результата. Модерация в группах должна фокусироваться на совместном поиске ответов, а не на одном ведущем.
Проблемные вопросы: постановка вопросов, требующих анализа и самостоятельного поиска решения, стимулируя критическое мышление.
3. Заключительная часть (рефлексия и закрепление):
Цель: Подведение итогов урока, закрепление полученных знаний, оценка эффективности деятельности и выработка новых вопросов.
Методы модерации:
"Синтез идей": обсуждение и систематизация полученных результатов. Ученики сами формулируют выводы и обобщения.
"Что я узнал?": самоанализ учеников – что новое они узнали, какие навыки развили.
"Представление результатов": представление работ в группах, результаты исследований. Важно поощрять презентации, даже если они не идеальны.
"Вопросы к следующему уроку": формулирование вопросов, которые возникли у учеников по пройденному материалу, стимулируя дальнейшее изучение.
"Кейс-стади": рассмотрение конкретных примеров и ситуаций, связанных с изучаемой темой.
“Угол”: на доске написаны четыре утверждения, в каждом углу класса размещается карточка с номером соответствующего утверждения. Ученики выбирают угол, с утверждением которого они согласны, и аргументируют свой выбор.
Применение метода модерации на уроках начальной школы способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для функциональной грамотности. Это повышает мотивацию учеников, развивает их критическое мышление и коммуникативные навыки, а также способствует более глубокому пониманию учебного материала.
Фрагмент урока, на котором представлены этапы с применением метода модерации и отдельных приемов.
Тема: Дроби
Цель: систематизировать и углубить знания о дробях, закрепить навыки сравнения дробей, решения задач с дробями, развивать критическое мышление, умение работать в команде.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить понятия: дробь, числитель, знаменатель, правильная и неправильная дробь, смешанное число, закрепить умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, отрабатывать навыки решения задач, содержащих дроби.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение рассуждать, анализировать и делать выводы, развивать внимание и память, развивать навыки сотрудничества и коммуникации.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать ответственность и аккуратность.
Оборудование: учебник математики для 4 класса, карточки с заданиями для работы в группах, «Ромашка Блума” с вопросами по теме “Дроби”, шесть шляп мышления, карточки с примерами дробей для метода “Угол”, доска, мел, проектор (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты):
II. Актуализация знаний (5 минут):
III. Целеполагание и мотивация (3 минуты):
IV. Повторение и систематизация знаний (20 минут):
“Ромашка Блума” (10 минут):
Учитель представляет «Ромашку Блума» с вопросами по теме «Дроби»:
Знание: Что такое дробь? Что такое числитель и знаменатель?
Понимание: Объясните, что показывает числитель и знаменатель дроби. Чем правильная дробь отличается от неправильной? Что такое смешанное число?
Применение: Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с дробями? Приведите примеры.
Анализ: Сравните дроби 1/2 и 2/4. Что вы можете о них сказать?
Синтез: Составьте задачу, для решения которой нужно использовать дроби.
Оценка: Какой способ сравнения дробей кажется вам наиболее удобным? Почему?
Ученики по очереди выбирают лепесток и отвечают на вопрос, демонстрируя свои знания о дробях.
Учитель модерирует обсуждение, задавая дополнительные вопросы и помогая ученикам углубить своё понимание темы.
“Метод шести шляп” (10 минут):
Учитель предлагает ученикам взглянуть на тему «Дроби» с разных точек зрения, используя метод шести шляп:
Белая шляпа (Факты): Какие основные факты мы знаем о дробях? (Определение, числитель, знаменатель, виды дробей)
Красная шляпа (Эмоции): Какие чувства вызывает у вас тема «Дроби»? (Интерес, страх, удивление)
Черная шляпа (Критика): Какие трудности возникают при работе с дробями? (Сравнение, сложение, вычитание)
Желтая шляпа (Оптимизм): Какие возможности открывает нам знание дробей? (Решение задач, понимание окружающего мира)
Зеленая шляпа (Креативность): Какие нестандартные способы представления дробей вы можете предложить? (Рисунки, модели, игры)
Синяя шляпа (Управление): Как мы можем эффективно использовать наши знания о дробях для решения задач? (Составление плана решения, выбор подходящего способа)
Ученики по очереди выражают свои мысли, соответствующие цвету “шляпы”.
Учитель модерирует дискуссию, направляя учеников на всестороннее рассмотрение темы.
V. Закрепление изученного материала (15 минут):
Работа в группах (10 минут):
Ученики делятся на группы по 4-5 человек.
Каждая группа получает карточку с задачами, содержащими дроби:
Пример задачи: «В саду росло 12 яблонь. 1/3 всех яблонь заменили новыми. Сколько новых яблонь посадили в саду?»
Задача каждой группы - решить задачи, записать решение и ответ.
После выполнения задания представитель каждой группы представляет решение задачи у доски.
Учитель организует обсуждение решений, задавая уточняющие вопросы.
“Угол” (5 минут):
На доске написаны четыре утверждения:
Все дроби можно сравнить.
Сравнить можно только дроби с одинаковыми знаменателями.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Чем больше числитель, тем больше дробь.
В каждом углу класса размещается карточка с номером соответствующего утверждения.
Ученики выбирают угол, с утверждением которого они согласны, и аргументируют свой выбор.
Учитель организует дискуссию, помогая ученикам понять правильные и неправильные утверждения.
VI. Самостоятельная работа (5 минут):
VII. Подведение итогов урока (3 минуты):
VIII. Домашнее задание (2 минуты):
Применение методов и приемов модерации позволяет формировать следующие элементы функциональной грамотности:
Таблица 1
Методы и приемы модерации | Элементы функциональной грамотности |
Ромашка Блума (стимулирует мышление на разных уровнях, помогает систематизировать знания) Метод шести шляп (развивает системное мышление и умение видеть проблему с разных сторон) Угол (развивает умение аргументировать свою позицию и критически мыслить) | Предметные: находить долю величины, величину по ее доле; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрехшаговые). Метапредметные: познавательные: логические: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть-целое»; применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; работа с информацией: читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель). Коммуникативные: конструировать утверждения, проверять их истинность; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; Регулятивные: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. |
Список использованных источников:
Алмазова И. Г., Долгошеева Е. В., Числова С. Н. Современные технологии начального образования: учебное пособие. Елец: Елецкий ГУ, 2019. 86 с.
Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя» / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.
Организация и методическое обеспечение учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования: методические рекомендации / авт.-сост.: Н. В. Дягилева, Е. А. Зайцева. Екатеринбург: ГАОУ ДПО «ИРО», 2019. 68 с.
Уварова О. А. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий. ФГОС. Издательство: Учитель, 2020. 254 с.