СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод наблюдения и самонаблюдения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод наблюдения и самонаблюдения»

Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии Подготовила Студентка 1 курса группы «ПС» Пханаева дарина 2

Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии

Подготовила

Студентка 1 курса группы «ПС»

Пханаева дарина

2

Метод самонаблюдения  (Интроспекция) это стратегия получения эмпирических данных, которая заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Это самый старый и самый доступный инструмент познания психики.

Метод самонаблюдения (Интроспекция)

это стратегия получения эмпирических данных, которая заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Это самый старый и самый доступный инструмент познания психики.

Рене Декарт (31 марта 1596 — 11 февраля 1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени, создатель аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции. Толчком к его изобретению послужили гениальные прозрения французского философа Р. Декарта, который выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию - сознание: прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Иными словами, в Потоке душевных переживаний он открыл их организующий центр - сознание человека, получить надежную информацию о котором, можно лишь с помощью нашей мысли. Вглядывание в себя и в свое сознание - вот суть интроспекции.

Рене Декарт (31 марта 1596 — 11 февраля 1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени, создатель аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции.

Толчком к его изобретению послужили гениальные прозрения французского философа Р.

Декарта, который выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию - сознание: прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Иными словами, в Потоке душевных переживаний он открыл их организующий центр - сознание человека, получить надежную информацию о котором, можно лишь с помощью нашей мысли. Вглядывание в себя и в свое сознание - вот суть интроспекции.

Джон Локк (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый источник это объекты внешнего мира, второй деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего, чувства рефлексии.

Джон Локк (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.

Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый источник это объекты внешнего мира, второй деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего, чувства рефлексии.

Процесс проектирования изобретения Суть метода интроспекции в том, что психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определённых раздражителей (зрительных, слуховых, при постановке тех или иных задач): «Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого..». Метод проводился в строго контролируемых лабораторных условиях. Целью являлось выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств.

Процесс проектирования изобретения

Суть метода интроспекции в том, что психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определённых раздражителей (зрительных, слуховых, при постановке тех или иных задач):

«Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого..». Метод проводился в строго контролируемых лабораторных условиях. Целью являлось выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств.

Основные положения  Непосредственно переживаемая человеком изначальная структура ценностей, полнота его душевной жизни.  Сознание познается только с помощью интроспекции.  Выявление элементов сознания.  Установление закономерностей их соединения.  В качестве элементов выделялись ощущения и простые чувствования (образы).

Основные положения

  • Непосредственно переживаемая человеком изначальная структура ценностей, полнота его душевной жизни.
  • Сознание познается только с помощью интроспекции.
  • Выявление элементов сознания.
  • Установление закономерностей их соединения.
  • В качестве элементов выделялись ощущения и простые чувствования (образы).
Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад» - это обращение внимания субьекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией.

Рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад» - это обращение внимания субьекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Интроспекцию не следует исключать из психологической практики, несмотря на ее минусы. Ведь недостатки возникают не из-за несовершенства методики, а й из-за неправильного ее применения. В итоге многие просто отказываются от того, что могло бы им помочь в достижении счастья и успеха

Интроспекцию не следует исключать из психологической практики, несмотря на ее минусы. Ведь недостатки возникают не из-за несовершенства методики, а й из-за неправильного ее применения. В итоге многие просто отказываются от того, что могло бы им помочь в достижении счастья и успеха

Метод наблюдения-это метод познания какого-либо процесса или явления путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов

Метод наблюдения-это

метод познания какого-либо процесса или явления путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов

Объект наблюдения Человек Группа людей Общность

Объект наблюдения

  • Человек
  • Группа людей
  • Общность
Предмет наблюдения Компоненты психической деятельности  (речь, движение, поведение)

Предмет наблюдения

Компоненты психической деятельности

(речь, движение, поведение)

Предмет поведения Невербальное поведение Вербальное поведение -экспрессия лица, глаз, тела -содержание речи -выразительные движения -продолжительность речи -перемещение людей -интенсивность речи -дистанция между людьми -физические воздействия

Предмет поведения

Невербальное поведение Вербальное поведение

-экспрессия лица, глаз, тела -содержание речи

-выразительные движения -продолжительность речи

-перемещение людей -интенсивность речи

-дистанция между людьми

-физические воздействия

Виды наблюдения - Непосредственное/опосредованное - Открытое/скрытое - Включенное (причастное]/не включенное (непричастное) - Систематическое (сплошное]/не систематическое (выборочное) - Долговременное/Кратковременное - Казуальное (причинное)/эпизодическое • Внешнее/внутреннее (самонаблюдение)

Виды наблюдения

  • - Непосредственное/опосредованное
  • - Открытое/скрытое
  • - Включенное (причастное]/не включенное (непричастное)
  • - Систематическое (сплошное]/не систематическое (выборочное)
  • - Долговременное/Кратковременное
  • - Казуальное (причинное)/эпизодическое
  • • Внешнее/внутреннее (самонаблюдение)
Этапы наблюдения - Определение цели и задач наблюдения (Для чего?) • Определение предмета наблюдения, обьекта, ситуации (Кого? Что? Где?) • Выбор способа наблюдения и регистрации данных (Как наблюдать? Как вести запись?) • Создание плана наблюдения (Как осуществлять?) • Выбор метода обработки результатов (Как обрабатывать?) • Собственно наблюдение • Обработка и интерпретация полученной информации (Каков результат?)

Этапы наблюдения

  • - Определение цели и задач наблюдения (Для чего?)
  • • Определение предмета наблюдения, обьекта, ситуации (Кого? Что? Где?)
  • • Выбор способа наблюдения и регистрации данных
  • (Как наблюдать? Как вести запись?)
  • • Создание плана наблюдения (Как осуществлять?)
  • • Выбор метода обработки результатов (Как обрабатывать?)
  • • Собственно наблюдение
  • • Обработка и интерпретация полученной информации (Каков результат?)
Требования к методу - Целенаправленность • Комплексность • Систематичность - Аналитический характер - Наличие плана наблюдения (четкая формулировка вопросов) • Фиксация результатов • Ограничение по выбору наблюдаемых показателей • Наблюдение в реальных естественных условиях • Определение факторов

Требования к методу

  • - Целенаправленность
  • • Комплексность
  • • Систематичность
  • - Аналитический характер
  • - Наличие плана наблюдения (четкая формулировка вопросов)
  • • Фиксация результатов
  • • Ограничение по выбору наблюдаемых показателей
  • • Наблюдение в реальных естественных условиях
  • • Определение факторов
Этический кодекс наблюдателя Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием • Избегание причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания - Снизить предполагаемый ущерб - Вторжение в личную жизнь должно быть сведено в минимуму • Конфиденциальность данных наблюдения

Этический кодекс наблюдателя

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием
  • • Избегание причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания -
  • Снизить предполагаемый ущерб
  • - Вторжение в личную жизнь должно быть сведено в минимуму
  • • Конфиденциальность данных наблюдения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс