Метод Пимслера
С какими целями к вам обычно приходит ученик? - научится строить диалог. Для этого важно воспринимать речь на слух, соответственно, здесь нам необходимо развивать навык аудирования. Конечно же, большинство учащихся хотят красивое произношение, как у носителей. Запросы звучат очень современно, однако о том, как научить данным навыкам преподаватели задумывались и в прошлом веке. Например, Пол Пимслер – англо-французский лингвист – активно поднимал вопрос эффективного обучения и даже разработал собственную методику, о которой и пойдет речь.
В чем суть?
Метод Пимслера - это аудиокурс, созданный для русскоговорящих пользователей. Если ваша цель – увеличить словарный запас ученика, научить его понимать говорящего и говорить самому с минимальным акцентом, этот курс для вас. Курс состоит из трех 3 уровней, каждый состоит из 30 уроков по 30 минут каждый, Пол Пимслер утверждает, что мозг человека принимает информацию наиболее эффективно в течение 30 минут. Грамматика здесь интегрирована в процесс и не изучается отдельным блоком. Рекомендуется проходить курс дома и громко и уверенно повторять за диктором и отвечать на вопросы.
Приведем пример https://englishfull.ru/pimsler/urok-1-anglijskij-po-metodu-pimslera.html . Нужно прослушать диалог. Вероятно, ученик лишь отдаленно поймет его смысл. Затем начинается поэтапный разбор. Фразы повторяются с периодическим интервалом, ученик прослушивает их по несколько раз. Отдельные слова разбиваются на слоги. К примеру, возьмем обозначение национальности - Russian. Диктор говорит: “ʃ(ə)n | ʃ(ə)n | rʌ | rʌ - ˈrʌʃ(ə)n”, после чего ученик повторяет. Таким образом, все упражнение отрабатывает умение строить фразу, грамотно произносить слова и, таким образом, постепенно, вы осваиваете разговорный язык, как бы собирая навыки по крупицам и соединяя в большой пазл.
4 принципа, на которые опирался Пимслер:
А) За активное изучение языка (а не за машинальное повторение).
Б) За развитие долговременной памяти. Все преподаватели хотят, чтобы новые слова с урока запомнились как можно скорее. Достичь этого Пимслер предлагает за счет специальной техники повторений через определенные интервалы. Скажем, слово “destiny” нужно повторить через 5 секунд, 25 секунд, 2 минуты, 10 минут, 1 час и тд.
В) За то, чтобы фокусироваться на ключевой лексике. Пимслер считает, что нужно строить «словарное ядро». На самом деле, новые слова появляются в языке чуть ли не каждый день и знать их все – непосильная задача даже для носителя языка, имеющего ученую степень филолога. Среднестатистическому ученику совсем не обязательно знать сотню значений слова «run». В курсе Пимслера в одном уровне содержится около 500 слов.
Г) За параллельное освоение навыков произношения, изучения новых слов и грамматических конструкций. Действительно, зачем делить навыки на блоки, если все они в комплексе ведут к одной цели – способности говорить на иностранном языке.
По данной методике можно изучать много языков, однако, конечно, наибольшей популярностью пользуется английский. Что интересно, на портале Pimsleur есть отдельная рубрика для изучения английского носителями русского языка. Приобрести пробный бесплатный урок - здесь https://www.pimsleur.com/learn-english-for-russian-speakers.
Как же можно применить методику Пимслера на уроке?
Давайте пройдемся по принципам Пимслера, упомянутым выше:
А) Мы не роботы, и нам не обязательно машинально повторять. Нужно научить учащихся рассуждать, строить фразы самостоятельно и развивать разговорную речь. Пусть они будут проще, но сформулированы ими самими. Часто учащиеся не говорят из-за страха начать. Например, вы задаете простой даже для Elementary вопрос: “Do you always wake up early?”. Он знает все слова, но боится неправильно выразить мысль. «Подтолкните» его. Можно начать простым “I…”, а ученик продолжает. Вы ведь – наставник, вы должны вести за собой. Вот такой простой лайфхак, который, как выяснилось, используют немногие.
Б) Напоминайте учащимся, что надо заниматься всего 30 минут, но каждый день! Именно столько времени нужно выделять, чтобы добиться результатов уже через 30 дней. К большим переменам намного легче прийти маленькими шагами.
В) Что касается долговременной памяти, она, действительно, очень важна, и поможет студенту не только в английском, но и за пределами класса. Попробуйте спланировать урок так, чтобы все задания так или иначе «крутились» вокруг определенного круга слов. Не надо фокусироваться на 30 и более. Пусть их будет 10. Но он их запомнит. Как это сделать? В качестве warm up попросите описать картинку.
Слова “flowers, trees” студенту уровня elementary известны, так что студент с легкостью опишет увиденное. Невзначай добавьте то, что студент упустит, например, прилагательное “bright”, существительные “lawn, stone, roof”. Далее, в течение урока, постарайтесь интегрировать эти слова в упражнения. И пусть вы читаете текст про девушку, которая работает врачом в Африке, все равно можно найти применение данным словам, сказав, например, что в школе нет крыши, потому что светит яркое солнце.
Г) И, конечно, аудирование. Много-много слушать с применением top-bottom approach, который максимально приближен к реальной ситуации. студенты слушают вначале весь материал для того, чтобы понять основную информацию и только потом разбирают отдельные фразы и слова.
Можно долго придумывать, как почерпнуть полезные идеи Пимслера, возможно, после пробного курса у вас появятся собственные интересные идеи.