МЕТОД ПРОЕКТОВ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ
Чернышева Ольга Михайловна
учитель математики и информатики
МБОУ ВОШ № 2 г. Пугачева Саратовской области
E-mail: [email protected];
Мадьярова София Шамильевна
директор МБОУ ВОШ № 2
г. Пугачева Саратовской области
учитель истории и обществознания
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье описана работа по профилактике и борьбе с курением, которая актуальна в нашей вечерней школе. Многие учащиеся школы имеют стаж курения несколько лет. Проанализировав ситуацию по заявленной теме, мы увидели, что в школе необходимо проведение более активной и детальной работы по профилактике и борьбе с курением, антиникотиновой пропаганде, формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова: метод проектов, здоровьесберегающие технологии, культура поведения, вредные привычки.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так – здоровье сохранить?
Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
(Давид Тухманов)
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто всё больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой…
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поскольку лишь здоровые люди в состоянии должным образом усваивать полученные знания и способны заниматься общественно-полезным трудом. Профилактика заболеваний является хорошо окупаемым капиталовложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
Главная ценность, которая даётся человеку с рождения – это здоровье. Среди факторов влияющих на здоровье, 20% – наследственные, 10% зависят от качества и эффективности медицинской помощи, 20% составляют факторы внешней среды и 50% зависит от образа жизни (ак. м. н. Ю. П. Лисицын).
В нашей вечерней школе работа по здоровьесбережению, профилактике и борьбе с негативным привычками ведётся постоянно, но, несмотря на меры, предпринимаемые администрацией и педагогическим коллективом количество курящих растет. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди учащихся школы. В результате наблюдений, опроса учащихся и педагогов, мы определили, что в нашем учреждении более 70% учащихся - курящие! Это подтверждает важность работы по борьбе с курением. Многие учащиеся школы имеют стаж курения несколько лет.
Проанализировав ситуацию по заявленной теме, мы увидели, что в школе необходимо проведение более активной и детальной работы по профилактике и борьбе с курением, антиникотиновой пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды!
Формой профилактики и борьбы с курением мы выбрали проектную технологию. Мы считаем, что организация проектной деятельности учащихся является одной из самых эффективных форм работы.
Проектирование предполагает соединение теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных в ходе учебного процесса с формированием активной жизненной позиции. Использование проектного метода в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать творческое мышление и воображение учащихся.
Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает, повышает уровень познавательной активности, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся. Таким образом, проектную технологию мы считем здоровьесберегающей.
Проектная деятельность тематически направленная на формирование здорового образа жизни: позволяет решать проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, формирует знания о здоровье и Здоровом образе жизни, определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В ходе работы над проектом команда учащихся разрабатывает, а затем успешно реализует свой проект. Обязательная реализация проекта приучает учащихся к практике и ответственности за свои действия. Рассмотрим этапы реализации проекта на примере нашей школы:
Учащимся предлагается просмотр видеофильма о вреде курения. После просмотров видеофильма о вреде курения перед учащимися возникает проблемный вопрос: «Неужели все так серьезно?». Курить или не курить? Конечно, каждый человек ответит, что курить вредно, но запретный плод все время тянет к себе, возрастная планка курильщика опустилась уже до начальной школы. О вреде курения сказано немало. Однако рост производства и потребления табака во всем мире растет с каждым годом. «Курение – плохая привычка!», «Курение – главный враг здоровья!». Эти фразы мы слышим каждый день. «Как курение влияет на здоровье людей? На эти и многие другие вопросы мы нашли ответ, исследуя данную проблему. Учащиеся выдвигают гипотезу: бросить курить просто необходимо, зная о всех последствиях пагубной привычки.
Основная идея проекта это предоставление объективной информация о табакокурении, о последствиях, которые, могут наступить в результате курения. Предлагая проект, мы предположили, что приняв участие в запланированных мероприятиях, учащиеся сделают осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, активной жизненной позиции. Проект предлагает изменить отношение к курению и развить в себе готовность к отказу от курения среди учащихся нашей школы. После этого создается проектная группа, которая информирует учащихся о проекте, их участии в его реализации, плане мероприятий.
Ставятся цель и задачи проекта:
1)создание в школе культуры поведения, исключающей курение.
Задачи проекта:
1)уменьшить количество курящих учащихся (сокращение количества выкуриваемых в день сигарет и, как следствие, полный отказ от курения),
2)организовать просветительскую деятельность, направленную на повышение уровня знаний о вреде табакокурения и способах борьбы с ним;
3)сформировать у курильщиков мотивацию к здоровому образу жизни и отказу от курения;
4)провести работу по пропаганде здорового образа жизни без сигарет среди учащихся,
5)сформировать чёткую позицию о том, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым,
6)сформировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни, развивать творческий потенциал учащихся – участников проекта, их коммуникативные умения.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы и приемы: методы исследования (анкеты, опрос, наблюдения), личностное общение, дискуссии, просмотр видеофильмов, чтение литературы, её анализ, публикация на сайте школы (в интернете).
Предполагаемый результат: снижение числа курящих учащихся (количества выкуриваемых сигарет в день) в результате проведения комплекса мер по борьбе с курением, наличие у учащихся потребности в здоровом образе жизни через формирование знаний о возможностях его обеспечения, развитие интереса к занятиям спортом.
Следует отметить, что наиболее успешным подведением итогов проектной деятельности учащихся является защита реализованного проекта, что, помимо всего прочего, способствует формированию навыков эффективной презентации полученных результатов.
В ходе реализации проекта в школе появились следующие материальные объекты: рисунки и плакаты, направленные на пропаганду здорового образа жизни и отказа от курения, публикации на школьном сайте и во всероссийской общественно-правовой газете Федеральной службы исполнения наказания «Казённый дом», фотоальбом «Мы выбираем здоровый образ жизни!» мультимедийная презентация «Курить в XXI веке не модно!», в которой были представлены фотографии, сделанные в период реализации проекта, теоретические материалы по заявленной теме.
Такая работа по профилактике табакокурения в школе проводится ежегодно. Так в 2015 году работа велась под девизом: «Курить в XXI веке не модно!», в 2016 – «Мы выбираем здоровый образ жизни», а в 2017 – «Курение или здоровье – все в ваших руках!».
В ходе реализации проекта учащиеся проводят исследовательскую работу по выбранной теме. Защита проекта проводится на общешкольном мероприятии и публикуется на школьном сайте, во всероссийской общественно-правовой газете Федеральной службы исполнения наказания «Казённый дом»
Так, ученик 10 класса Пасхин Кирилл, представил перед учащимися свою исследовательскую работу по теме: "Статистические данные МБОУ ВОШ №2 по проблеме употребления табака учащимися школы". Используя математический язык, Кирилл наглядно представил данные по теме курение табака учениками нашей школы. Математическое представление данной проблемы в виде диаграмм, таблиц, графиков оказало большое влияние на отношение к табакокурению. Исследование Кирилла показало, что среди учащихся 6-12 классов пробовали курить 100% . При этом особой роли не играло наличие в семье курящих взрослых. Чаще всего пробуют курить не те, у кого перед глазами пример родителей, а те, у кого слабый характер. Многие пробуют курить потому, что курят их друзья. Некоторые хотят казаться сильными, крутыми и независимыми внешне, при этом оставаясь слабыми и зависимыми.
Из опрошенных учащихся, пробовавших курить, продолжили опыт 79 % человек. Но при этом только двадцати из них нравится курить. Но почему же остальные не бросят курить, если им это не нравится? И снова слабость характера. Они готовы идти на конфликт с собой, чтобы только не покинуть свою компанию курящих друзей. Часто многие из этих «друзей» готовы тоже бросить курение. Получается замкнутый круг. Многие бросили бы курить, но они думают, что не нравится курение только им и это признак слабости. Но слабость не в этом, слабость в неспособности бросить то, что не нравится, а значит и вредит здоровью. Проведя обработку данных по этой теме, мы пришли к выводу, что необходимы не только беседы врачей, телевизионные репортажи, выпускаемая литература, но и более конкретные шаги.
Ученики 10 - 12 классов представили свои презентации о вреде курения; о способах борьбы с курением.
Разработанный проект учитывает потребности всех участников, как курящих, так и некурящих, и стимулирует некурящих придерживаться своей позиции, а курящих, в свою очередь, сократить курение и в итоге полностью от него отказаться.
Предлагаемый нами проект по профилактике и борьбе с курением является логическим звеном в общей системе работы школы, так как одним из основных направлений нашего образовательного учреждения является построение учебно – воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий. К основным аспектам здорового образа жизни относится формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе, к курению.
Таким образом проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал. При работе над проектом учащиеся узнали много нового о табакокурении, стали чаще обращать внимание на свое здоровье. Проект ценен тем что в ходе его выполнения учащиеся самостоятельно добывают знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. В ходе реализации проекта создается творческая атмосфера, но самое главное это возможность поделится проблемами, возникшими в ходе реализации проекта. Учащиеся выстраивают работу по схеме «проблема – пути достижения цели – ожидаемый результат». Педагоги тщательно продумывают, каким должно быть воспитательное воздействие, чтобы оно способствовало социальной реабилитации; моделируют ситуации успеха для каждого учащегося, помогают им осознать свои положительные ресурсы. Создавая ситуации успеха и нацеливая на поэтапное преодоление трудностей, у учащихся формируется более высокий уровень жизненных притязаний, что в конечном итоге способствует психологической коррекциии личностных качеств, и в конечном итоге – социальной реабилитации.
Работа по профилактике табакокурения – это постоянный процесс, который требует времени. Перемены происходят не сразу, и переход к школе без табачного дыма необязательно произойдёт в течение запланированного времени. Важно закрепить новую поведенческую культуру и необратимость произошедших перемен. Мы, педагоги вечерней школы, считаем, что такая работа формирует у учащихся четкую позицию в пользу отказа от табачного дыма, устраняет риски пассивного курения, способствует прекращению курения табака, а также помогает снизить количество сигарет, выкуриваемых курящими.
Список используемой литературы, интернет – источников
1.Барабаш, П. И. Брось курить сейчас: тренинг по избавлению от табачной зависимости / П. И. Барабаш. – СПб.: Крылов, 2007. - 197, [2] с: ил.
2.Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков. Гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. – М.: Литтерра, 2007.
3.Брошюры по профилактике табакокурения.
4.Занятие-диспут «Что выбираешь ты?» / Сост. Самошкина Л.И., Шалимова Н.А. – Владимир, 2006.
5.Пайвина Е.Ю. Профилактика аддитивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
6.Профилактика табакокурения среди детей и подростков / Под ред. Н.А. Геппе. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
7.Романникова М.В. Профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков: Автореферат диссер. на соис. уч. ст. к.п.н. – М.: МПГУ, 2009.
9.Титов В.А.Социальная педагогика. – М.: Приор-издат, 2010.
10.http://www.21415s02.edusite.ru
11.http://www.thl.fi
12.http://lib.znate.ru
13.http://www.russlav.ru
14.http://www.realisti.ru
15http://www.ugrozenet.ru
10