СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как один из приёмов мотивации к изучению русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об одном из способов стимулирования учащихся к изучению русского языка - методе проектов

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как один из приёмов мотивации к изучению русского языка»

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общеизвестно, что познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении русского языка и литературы. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической работе. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда знания, неудержимое стремление познавать что-то новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению русского языка и литературы, но наиболее эффективным считаю метод проектов, направленный на активизацию творческих возможностей личности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его суть заключается в том, что важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Целью проектной деятельности является:

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;

- повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и

учащимися.


Действительно, при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.


Что же может стать предметом исследования на уроках русского языка? Ведь изменения в языке происходят достаточно медленно, и у учеников может сложиться впечатление о русском языке как о явлении застывшем и статичном. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.


Следует учитывать, что при нынешней загруженности большинства учащихся возможной становится работа только лишь над одним-двумя проектами в год. Как же быть в такой ситуации? Например, задаю темы проектных работ как домашнее задание на летние каникулы. Прошлым летом ученикам 5 класса, нынешним шестиклассникам, были предложены такие темы проектных работ:

- «Имена и фамилии нашего класса»;

- «Улицы моего посёлка»;

- «Сборник правил русского языка»;

- «Берёза – символ Руси»

Дети активно поучаствовали и результаты своей работы представили в виде сшитых книжечек, альбомов, плакатов, лэпбуков.








Также предлагаю учащимся творческие мини-проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, буклеты и др. Проектный метод использую не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. На осенних каникулах задавала детям проект «Басни Крылова», с которым они успешно справились.

Помимо проектов, представленных выше, считаю, что такие виды заданий, как создание коллажей, лэпбуков, буктрейлеров, также мотивируют учащихся на дальнейшее изучение русского языка и литературы.

Таким образом, проектная работа на уроках русского языка позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.

Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата.

Названные пути повышения мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя.


Литература

1. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

2.http://www.ed.gov.ru/

3.http://www.school.edu.ru/

4. http://peressa2009.narod2.ru/Proekti_uchenikov

5. http://pedsovet.org