СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как педагогическая технология

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся осуществляют в течение определенного периода времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами (коллаборация или сотрудничество). Метод проектов всегда предполагает какое-то решение проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование в целом разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость объединения знаний, умений и применения знаний из разных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов должны быть так называемыми «осязаемыми», то есть если это теоретическая задача, то ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (учебный, школьный, реальная жизнь). Если говорить о проектных методах как о педагогической технологии, то эта технология по существу подразумевает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как педагогическая технология»

Метод проектов как педагогическая технология

Основными принципами при выборе проектов были:

Политико-экономическое обоснование проекта, связь с общественными кампаниями в селе, направление проекта по улучшению экономического положения села на основе коллективизации.

Наличие в проекте учебного материала, достаточного для получения знаний, навыков и умений.

Педагогическая обоснованность.

На основе программы Дальтона в советской школе была внедрена еще одна технология, близкая к проекту, лабораторный метод бригады. Но чрезмерное увлечение проектами по методу проектов, придание ему политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни, а также «отказ от капиталистического опыта» в связи с нарастающим конфликтом привели к организации работы с учащиеся по методу проектов осуждены ЦК ВКП(б) постановлением от 09.05.31 г «Начальная школа», и в дальнейшем фактически метод проектов в местных школах не применялся.

В начале ХХ-ХХ веков местная дидактика снова обратилась к методу проектов.

С позиции современной дидактики в основе метода проектов лежит развитие познавательных способностей учащихся, умений самостоятельно формировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду метод достижения дидактической цели путем детальной проработки задачи (технологии), которая так или иначе должна завершиться реальными, осязаемыми, оформленными результатами. Дидактики, учителя-практики прибегали к этому методу для решения своих дидактических задач. Метод проектов основан на представлении о сущности термина «проект», его прагматической направленности на результат, который может быть достигнут путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, понять, применить к реальной практической деятельности. Для достижения такого результата нужно научить детей или подростков самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся осуществляют в течение определенного периода времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами (коллаборация или сотрудничество). Метод проектов всегда предполагает какое-то решение проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование в целом разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость объединения знаний, умений и применения знаний из разных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов должны быть так называемыми «осязаемыми», то есть если это теоретическая задача, то ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (учебный, школьный, реальная жизнь). Если говорить о проектных методах как о педагогической технологии, то эта технология по существу подразумевает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Суть обучения в проекте заключается в том, что учащиеся в процессе работы над проектом разбираются в реальных процессах, конкретных жизненных ситуациях, участвуют в проникновении в их явления, в конструировании новых процессов, объектов и т. д.

Этапы работы над проектом:

Целеполагание: выявление проблемы, противоречие: формулировка проблемы.

1. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор пути.

2. Самообразование и реализация знаний.

3. Подумайте о ходе деятельности, распределении обязанностей.

4. Исследование: Решение индивидуальных задач, оформление материала.

5. Включение результатов и выводов.

6. Анализ успехов и ошибок.

Современный ученический проект является дидактическим средством совершенствования познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных качеств личности.

Проектная технология - педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию актуальных знаний, а на использование обновленных знаний и получение новых, иногда и путем активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности человека в социуме, культурной среде.

Важнейшей задачей воспитания является направленность педагогического процесса на приобретение каждым учащимся полноценного личностного опыта, а основным способом становится организуемая учителем творческая деятельность детей в различных сферах школьной жизни.

Типы проектов, которые можно использовать на уроках технологии, разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие четыре категории:

1. Информационно-исследовательский проект.

2. Панорамный проект.

3. Производственный проект (наиболее распространенная технология на занятиях).

4. Распределительные проекты или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразными по форме. Например, создание технологической карты и производство продукции, организация «посадки на работу» с отчетом с места и другие.

Разнообразные проекты и объемы. Можно выделить 3 типа образовательных проектов:

· Краткосрочная (2-6 часов)

Средний (12-15 часов )

· Долгосрочные, требующие времени на поиск материала, его анализ и т.п.

Поэтому организация проектной деятельности в технологии урока призвана установить активную тематическую позицию учащихся, сочетание разнотематических, по применению знаний, умений и навыков в конкретной полезной деятельности. В этом смысле она имеет черты, сблизившие ее с техникой коллективного творчества. Однако доминирование образовательных задач делает проектную технологию преимущественно технологией обучения, а не воспитательной. Технологическая цепочка проектной технологии также близка к проблеме технологии обучения. Однако проектная технология свидетельствует не об обязательном состоянии учебной трудности (проблемном состоянии), воображаемом учителем, а скорее о объективации результата, его гораздо более продуктивном социально-продуктивном резонансе. так. В классе технология проекта может быть теоретической трудностью обучения, но также может быть и практической задачей.

Основные звенья проектной цепочки в рабочем занятии: обязательство, планирование, принятие решения, исполнение, оценка результатов, защита. В педагогической теории и практике 20 века утвердились разнообразные подходы к типологии проектов. Они отличаются содержанием, объемом, формой, включенностью в учебную программу. Этот вид обогащает педагогические возможности технологии проектирования как ведущего вида деятельности на рабочих занятиях.

Технология проектов позволяет формировать такие личностные качества , которые развиваются только в деятельности и не могут быть усвоены буквально. В первую очередь это касается групповых проектов, когда ребенок участвует в совместной трудовой деятельности . Эти функции включают в себя:

· Способность брать на себя ответственность за выбор, решение,

· Умение распределять обязанности

· Умение анализировать результаты деятельности ,

· Способность чувствовать себя членом группы (с учетом его темперамента, характера, времени и т.п. расследования своего дела).

Бывает, что проект, выполненный в классе, оказывается неудачным. Самое интересное, что неудачный проект имеет и свою положительную педагогическую ценность . Понимание ошибок учащимися создает мотивацию повторной учебной деятельности, формируется интерес к новым знаниям, что они не увенчались успехом, неправильно подобранная информация создала ситуацию «неудачи». Такая рефлексия позволяет сформировать правильную оценку (самооценку) мира и себя в микро- и макросоциуме.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы в процессе реализации проекта применялась логическая цепочка выбора темы проекта и формы его реализации (индивидуальная или групповая) исходя из интереса студента к представлениям о достигнутых результатах. А потом по проделанной работе - снова в пользу выполнения нового творческого задания (проекта) и снова на отбор.

Технология проектов, основы которой были заложены в американской педагогике начала ХХ века (Джон Дьюи, Уильям Килпатрик), в настоящее время стала одной из самых востребованных услуг в современных школьных классах. Он позволяет максимально углубить самопознание учащегося, выявить у него творческие, предметные черты. Организация проектной деятельности способствует формированию культурно-коммуникативных навыков как у участников проекта, так и у педагога-консультанта или других действующих лиц. В настоящее время преподаватели технологий используют разные классификации педагогических проектов: содержание, цели, объем работы, степень вовлечения учебных дисциплин и т.д. Акты сосредоточения, планирования, добровольного выбора, практического применения, процедурного и окончательного осмысления Важные аспекты независимости и соответствующей ответственности. Проектная деятельность характеризуется равенством вопросов взаимодействия, отсутствием соревновательных мотивов, положительным эмоциональным фоном деятельности, вопросом самореализации, значимостью вклада каждого участника проекта в коллективный результат деятельности, ответственностью за коллективный результат.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!