Метод проектов как педагогическая технология
Основными принципами при выборе проектов были:
Политико-экономическое обоснование проекта, связь с общественными кампаниями в селе, направление проекта по улучшению экономического положения села на основе коллективизации.
Наличие в проекте учебного материала, достаточного для получения знаний, навыков и умений.
Педагогическая обоснованность.
На основе программы Дальтона в советской школе была внедрена еще одна технология, близкая к проекту, лабораторный метод бригады. Но чрезмерное увлечение проектами по методу проектов, придание ему политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни, а также «отказ от капиталистического опыта» в связи с нарастающим конфликтом привели к организации работы с учащиеся по методу проектов осуждены ЦК ВКП(б) постановлением от 09.05.31 г «Начальная школа», и в дальнейшем фактически метод проектов в местных школах не применялся.
В начале ХХ-ХХ веков местная дидактика снова обратилась к методу проектов.
С позиции современной дидактики в основе метода проектов лежит развитие познавательных способностей учащихся, умений самостоятельно формировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду метод достижения дидактической цели путем детальной проработки задачи (технологии), которая так или иначе должна завершиться реальными, осязаемыми, оформленными результатами. Дидактики, учителя-практики прибегали к этому методу для решения своих дидактических задач. Метод проектов основан на представлении о сущности термина «проект», его прагматической направленности на результат, который может быть достигнут путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, понять, применить к реальной практической деятельности. Для достижения такого результата нужно научить детей или подростков самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся осуществляют в течение определенного периода времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами (коллаборация или сотрудничество). Метод проектов всегда предполагает какое-то решение проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование в целом разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость объединения знаний, умений и применения знаний из разных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов должны быть так называемыми «осязаемыми», то есть если это теоретическая задача, то ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (учебный, школьный, реальная жизнь). Если говорить о проектных методах как о педагогической технологии, то эта технология по существу подразумевает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Суть обучения в проекте заключается в том, что учащиеся в процессе работы над проектом разбираются в реальных процессах, конкретных жизненных ситуациях, участвуют в проникновении в их явления, в конструировании новых процессов, объектов и т. д.
Этапы работы над проектом:
Целеполагание: выявление проблемы, противоречие: формулировка проблемы.
1. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор пути.
2. Самообразование и реализация знаний.
3. Подумайте о ходе деятельности, распределении обязанностей.
4. Исследование: Решение индивидуальных задач, оформление материала.
5. Включение результатов и выводов.
6. Анализ успехов и ошибок.
Современный ученический проект является дидактическим средством совершенствования познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных качеств личности.
Проектная технология - педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию актуальных знаний, а на использование обновленных знаний и получение новых, иногда и путем активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности человека в социуме, культурной среде.
Важнейшей задачей воспитания является направленность педагогического процесса на приобретение каждым учащимся полноценного личностного опыта, а основным способом становится организуемая учителем творческая деятельность детей в различных сферах школьной жизни.
Типы проектов, которые можно использовать на уроках технологии, разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие четыре категории:
1. Информационно-исследовательский проект.
2. Панорамный проект.
3. Производственный проект (наиболее распространенная технология на занятиях).
4. Распределительные проекты или организационные проекты.
Проекты могут быть разнообразными по форме. Например, создание технологической карты и производство продукции, организация «посадки на работу» с отчетом с места и другие.
Разнообразные проекты и объемы. Можно выделить 3 типа образовательных проектов:
· Краткосрочная (2-6 часов)
Средний (12-15 часов )
· Долгосрочные, требующие времени на поиск материала, его анализ и т.п.
Поэтому организация проектной деятельности в технологии урока призвана установить активную тематическую позицию учащихся, сочетание разнотематических, по применению знаний, умений и навыков в конкретной полезной деятельности. В этом смысле она имеет черты, сблизившие ее с техникой коллективного творчества. Однако доминирование образовательных задач делает проектную технологию преимущественно технологией обучения, а не воспитательной. Технологическая цепочка проектной технологии также близка к проблеме технологии обучения. Однако проектная технология свидетельствует не об обязательном состоянии учебной трудности (проблемном состоянии), воображаемом учителем, а скорее о объективации результата, его гораздо более продуктивном социально-продуктивном резонансе. так. В классе технология проекта может быть теоретической трудностью обучения, но также может быть и практической задачей.
Основные звенья проектной цепочки в рабочем занятии: обязательство, планирование, принятие решения, исполнение, оценка результатов, защита. В педагогической теории и практике 20 века утвердились разнообразные подходы к типологии проектов. Они отличаются содержанием, объемом, формой, включенностью в учебную программу. Этот вид обогащает педагогические возможности технологии проектирования как ведущего вида деятельности на рабочих занятиях.
Технология проектов позволяет формировать такие личностные качества , которые развиваются только в деятельности и не могут быть усвоены буквально. В первую очередь это касается групповых проектов, когда ребенок участвует в совместной трудовой деятельности . Эти функции включают в себя:
· Способность брать на себя ответственность за выбор, решение,
· Умение распределять обязанности
· Умение анализировать результаты деятельности ,
· Способность чувствовать себя членом группы (с учетом его темперамента, характера, времени и т.п. расследования своего дела).
Бывает, что проект, выполненный в классе, оказывается неудачным. Самое интересное, что неудачный проект имеет и свою положительную педагогическую ценность . Понимание ошибок учащимися создает мотивацию повторной учебной деятельности, формируется интерес к новым знаниям, что они не увенчались успехом, неправильно подобранная информация создала ситуацию «неудачи». Такая рефлексия позволяет сформировать правильную оценку (самооценку) мира и себя в микро- и макросоциуме.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы в процессе реализации проекта применялась логическая цепочка выбора темы проекта и формы его реализации (индивидуальная или групповая) исходя из интереса студента к представлениям о достигнутых результатах. А потом по проделанной работе - снова в пользу выполнения нового творческого задания (проекта) и снова на отбор.
Технология проектов, основы которой были заложены в американской педагогике начала ХХ века (Джон Дьюи, Уильям Килпатрик), в настоящее время стала одной из самых востребованных услуг в современных школьных классах. Он позволяет максимально углубить самопознание учащегося, выявить у него творческие, предметные черты. Организация проектной деятельности способствует формированию культурно-коммуникативных навыков как у участников проекта, так и у педагога-консультанта или других действующих лиц. В настоящее время преподаватели технологий используют разные классификации педагогических проектов: содержание, цели, объем работы, степень вовлечения учебных дисциплин и т.д. Акты сосредоточения, планирования, добровольного выбора, практического применения, процедурного и окончательного осмысления Важные аспекты независимости и соответствующей ответственности. Проектная деятельность характеризуется равенством вопросов взаимодействия, отсутствием соревновательных мотивов, положительным эмоциональным фоном деятельности, вопросом самореализации, значимостью вклада каждого участника проекта в коллективный результат деятельности, ответственностью за коллективный результат.