Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как способ планирования образовательной деятельности ДОО»
Метод проектов как способ планирования образовательной
деятельности ДОО
1. Основное понятие.
Метод проектов в ДОО это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешений проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. заранее спроектированной образовательной деятельности с детьми.
Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что ребенокдошкольник затрудняется самостоятельно найти противоречия в окружающем,
сформулировать проблему, поэтому взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать
обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес
и «втягивать» детей в совместный проект.
Задачи, решаемые при реализации проектов
• развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
• ·равномерное распределение различных видов деятельности, мыслительной и
двигательной активности
• формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие
познавательной сферы
• обучение сотрудничеству - учить добиваться единой цели, работая в группе ü
«самостоятельное образование», позволяющие каждому ребенку понимать
изучаемую проблему и находить пути её решения
• определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка
2. Типы проектов
По количеству участников:
• Индивидуальные;
• Групповые;
• Подгрупповые;
• Семейные;
• Парные;
По содержанию:
• Монопроекты (одна образовательная область);
• Интегративные (две и более образовательные области);
По продолжительности:
• Краткосрочные (1-2 недели);
• Среднесрочные (1- 3 месяца);
• Долгосрочные (полугодие, учебный год);
3. Типы проектов в ДОО
(по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Со второй младшей группы |
Информационно практико - ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Со средней группы |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Со второй младшей группы |
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанникам какой-то проблемы.
4. Этапы развития проекта («жизненный цикл» проекта)
№ | Этапы | Содержание |
1. | Выбор темы проекта. Целеполагание. | Определение темы проекта исходя из интересов и потребностей детей, запросов родителей. Воспитатель выступает в роли инициатора - вовлекает детей в обсуждение проблемы, помогает выбрать наиболее актуальные и посильные для них задачи на определённый отрезок времени. |
2. | Разработка проекта. Планирование. | Обсуждение плана деятельности по достижению цели (решению проблемы) с детьми |
- «Модель трёх вопросов»: - что знаем? - что хотим узнать? - как узнать? (к кому обратится за помощью - взрослому, педагогу; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы, принадлежности, оборудование будем использовать; с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели). При необходимости план деятельности обсуждается с семьями и со специалистами детского сада | 3 | Выполнение (реализация) проекта. |
Составление плана-схемы реализации проекта: -определение видов деятельности, направленных на реализацию проекта, по образовательным областям; - планирование результатов проекта (конечный продукт); -составление перспективного планирования (паутинки) Практическая часть: - сбор, накопление и систематизация информации, материала по теме проекта (разработка конспектов, мультимедийных презентаций, подбор видеоматериала, составление картотек с играми, опытами, подбор материала для чтения и т.д.); - проведение мероприятий, направленных на достижение цели (проведение занятий, игр, наблюдений, экспериментов, опытов, просмотр презентаций, наблюдения и т.д.); -выполнение домашних заданий с родителями. Задача воспитателя: Организация деятельности детей, оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта | | |
4 | Завершение проекта. Подведение итогов. | Презентация конечно продукта (тематическое развлечение; выступления детей; составленные тематические альбомы, лэпбуки, журналы; изготовленные макеты, игровое оборудование, атрибуты и т.д.) Составление портфолио проекта (оформление папки, кейса или др.) На данном этапе также возможно определение задач для новых проектов |
5. Деятельность детей и педагога
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | - формулирует цель (проблему). При постановке цели определяется и продукт проекта; - вводит в игровую (сюжетную) ситуацию; - формулирует задачу (нежёстко). | -вхождение в проблему; - вживание в игровую ситуацию; - принятие задачи; - дополнение задач проекта. |
2 этап | - помогает в решении задачи; - помогает спланировать деятельность; - организует деятельность | - объединение детей в рабочие группы; - распределение задач. |
3 этап | - практическая помощь (по необходимости); - направляет и контролирует осуществление проекта. | - формирование специфических знаний, умений навыков; |
4этап | - подготовка к презентации; - презентация; - оформляет портфолио проекта. | - продукт деятельности готовят к презентации; - представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
6. Документация проекта
1. Паспорт проекта
Проблема
Полное наименование проекта
Тип проекта
Цель проекта
Образовательные области
Период (продолжительность) и этапы реализации проекта
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:
- для детей
- для педагогов
- для родителей
- для детского сада
Участники проекта
Система оценивания
Презентация проекта
2. План работы над проектом;
3. Описание возможных рисков при реализации проекта и пути их преодоления;
4. Практический материал (конспекты, картотеки, демонстрационный материал,
произведения художественной литературы и т.д.).
Использованная литература:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.