СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов начальные классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов начальные классы»

МЕТОД ПРОЕКТОВ

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Эту проблему в начальной школе можно решать через организацию проектной деятельности. Смысл метода проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения задания.

Одним из приоритетных направлений развития системы РО - конструирование системы проектных задач.

С их помощью можно в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.

Проектная задача - задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор заданий задавать возможные «стратегии» своего решения..

Итак, проектная задача – это система (для 4–5-х классов – набор) заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий и требуемые для их выполнения.

Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе (6–9-е классы). Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.


Пример: межпредметная проектная задача «Путешествие на планету Математикус»

Общий замысел задачи

Учащиеся, поступая в 1-й класс, уже имеют некоторый математический опыт, который не имеет смысла игнорировать. В то же время этот опыт различен у разных учащихся. В связи с этим возникает необходимость перед началом систематического изучения курса математики выявить стартовые возможности. Это первая цель данной проектной задачи. Кроме того, мы считаем, что учащиеся не должны двигаться в предмете вслепую. Поэтому второй целью является создание хотя бы самых общих представлений о том, чем они будут заниматься на уроках математики в 1-м классе. Наконец, учителю важно увидеть степень готовности учащихся к совместной работе, возможные негативные моменты, чтобы с первых дней создать условия для содержательного взаимодействия учащихся – это третья цель.

В основу задачи положена квазиреальная ситуация общения учащихся со сказочными персонажами – жителями планеты Математикус. Помогая инопланетянам в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями – различными признаками объектов, их взаимным расположением, некоторыми величинами (длина, площадь, количество) и отношениями между ними (равно, больше, меньше).

Представляя результаты своей работы, учащиеся впервые создают «карточки-помощники» – одно из важных средств формирования «умения учиться». Такие карточки будут сопровождать учащихся на протяжении всей начальной школы. Итогом работы над проектной задачей является «карта движения», которая, с одной стороны, в схематической форме отражает все, чем занимались учащиеся в процессе решения задачи. По мере продвижения в предмете эта «карта» будет достраиваться, корректироваться, позволяя учащимся видеть свой путь в изучении математики.

На решение данной проектной задачи отводится 4 дня в фазе запуска учебного года (сентябрь месяц) в ходе курса «Введение в школьную жизнь». Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждую группу сопровождают два пятиклассника, один из которых является внешним экспертом, а другой – консультантом-организатором.

Цель (результат), которую должны достичь дети: помочь жителям планеты Математикус с помощью математики преодолеть ряд проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

Описание проектной задачи

Дорогие ребята! Маленькие и жизнерадостные космические создания с далекой планеты Математикус просят помочь им в решении некоторых сложных математических проблем. Чтобы вам было легче общаться с ними по межпланетной сети Космонет, запомните: жители Математикуса называют себя счетоводами.

День первый. Город Признакус

Дорогие жители Земли!

Мы живем в городе Признакус. Мы любим собирать разные предметы и составлять из них коллекции, но часто не можем решить, в какую коллекцию нужно поместить тот или иной предмет. Без вашей помощи нам не обойтись! Помогите нам решить эту проблему!

Заранее благодарны, счетоводы города Признакус.


Задание 1. У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции счетовод уже разложил часть фигур на две кучки и оставил на всякий случай место для третьей кучки. В третью кучку он решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой, ни ко второй кучке. Он показал это на рисунке. Помогите счетоводу разложить остальные фигуры в эти же кучки. Приклейте их на лист в подходящих местах.

Комментарий

Каждой группе выдаются:

1) карточка-помощник – лист бумаги формата A4, разделенный на 3 части. В первой части нарисованы (или наклеены) желтый круг и желтый треугольник, во второй – черный круг и красный круг;

2) конверт с набором фигур: синий круг, красный треугольник, желтый квадрат, синий прямоугольник, желтый овал, зеленый круг.

Примечание: все фигуры на листе и в конверте должны быть примерно одинаковых размеров.

Учащиеся должны разложить фигуры из конверта по кучкам (наклеить на соответствующую часть листа). В одну кучку должны попасть все желтые фигуры, в другую – все круги, в третью – красный треугольник и синий прямоугольник.

Задание 2.Другие два счетовода – Бим и Бом – собирают фигуры только определенного вида и составляют из них коллекции. Бим собирает только желтые фигуры, Бом – только квадраты. Чтобы не ссориться, фигуры, подходящие для обоих счетоводов, они складывают в общую коллекцию.
Помогите Биму и Бому собрать их коллекции.

Комментарий.

Каждой группе выдаются:

1) заготовка карточки-помощника – лист бумаги формата A4, разделенный на 3 части, озаглавленные: «Коллекция Бима», «Коллекция Бома», «Общая коллекция»;

2) конверт с набором фигур, среди которых имеются несколько желтых, несколько квадратов, причем есть квадраты желтого цвета. Целесообразно также включить в набор фигуры, не подходящие ни к одной из трех коллекций. Интересно, отложат ли их дети в сторону или будут пытаться, во что бы то ни стало включить в одну из коллекций (скорее всего, в третью).


Задание 3.В волшебном городе Признакус под воздействием магического кристалла фигуры могут изменяться. Помогите счетоводам определить, какие фигуры на рисунках пропущены. Нарисуйте их на своих местах.

Комментарий. Задание на поиск закономерностей, связанных с формой и цветом.
Учащимся предлагается нарисовать (или наклеить) подходящие фигуры на нужных местах. На первом рисунке фигуры в среднем ряду должны иметь такую же форму, как соответствующие фигуры из нижнего ряда, а цвет – как соответствующие фигуры из верхнего ряда. На нижнем рисунке все фигуры в среднем ряду серого цвета, а их форма – такая же, как у соответствующих фигур верхнего ряда.


Задание 4.СчетоводыТип и Топ тоже собирают коллекции фигур. Тип собирает все фигуры не зеленого цвета, а Топ – все фигуры, кроме квадратов. Помогите Типу и Топу отобрать фигуры для их коллекций.

Комментарий. Задание продолжает классификацию предметов (геометрических фигур), но правила классификации сформулированы в усложненной форме – через отрицание. В каждую группу выдается набор фигур:

1) три квадрата произвольного размера и цвета, кроме зеленого – это фигуры для коллекции Типа;
2) два зеленых треугольника разного размера – это фигуры для коллекции Топа;
3) желтый круг – фигура, подходящая для обеих коллекций;
4) зеленый квадрат – «лишняя» фигура.

С диагностической точки зрения интересно, прежде всего, как поступят учащиеся с желтым кругом. В идеале, они должны перенести на данную ситуацию опыт, полученный при выполнении задания 2, – самостоятельно создать третью коллекцию, общую для Типа и Топа. Неплохим решением будет также отдать желтый круг Топу, т.к. в его коллекции меньше фигур. Крайне желательно, чтобы эксперт-наблюдатель установил, на каком основании первоклассники приняли то или иное решение.

Как вариант, можно предложить парную работу над этим заданием: один из первоклассников исполняет роль Типа, а другой – Топа. В этом случае ситуация неоднозначного выбора превращается в реальную конфликтную ситуацию, возможные выходы из которой рассмотрены выше.


Задание 5.Соберите в один большой конверт листы с коллекциями фигур, которые вы составили, выполняя задания 1, 2 и 3 (листы можно сложить пополам), чтобы отправить их по космической почте счетоводам. Эти листы помогут счетоводам в дальнейшем самостоятельно собирать свои коллекции. Поэтому их можно назвать карточками-помощниками. Изучая математику, вы будете делать много разных карточек-помощников и для самих себя, и для других.
Жители города благодарят вас за помощь!

Комментарий. Задание подводит итог первому дню работы учащихся над проектной задачей. Текст задания (естественно, он должен быть прочитан вслух учителем) дает другое толкование продукту, выполненному учащимися. Собранные ими коллекции фигур становятся «карточками-помощниками» для персонажей-счетоводов.

Сбор всех карточек возвращает детей ко всем ранее выполненным заданиям и их результатам.

Карточки-помощники в дальнейшем станут рабочим инструментом учащихся на протяжении всей начальной школы на уроках математики и других предметов. С педагогической точки зрения составление учащимися карточек-помощников и работа с ними является средством формирования одного из важных компонентов умения учиться, а именно умения самостоятельно искать нужную информацию при возникновении трудностей.

Завершая первый урок решения проектной задачи, учителю необходимо подчеркнуть в беседе с учащимися, что, выполняя задания, они занимались различением фигур по двум признакам: по цвету и форме; что сделать это не всегда просто, так как среди фигур (и других предметов) могут быть не различимые по цвету, но разные по форме и наоборот.

Нужно также помнить, что дети сконструировали инструмент, который поможет счетоводам, а возможно, и им самим, преодолевать трудности, – это карточки-помощники.


День второй. Город Относитикус

Четыре счетовода – Бим, Бом, Тип и Топ, которые живут в городе Признакус – поехали на экскурсию в город Относитикус. В этом городе местные счетоводы постоянно произносят слова справа и слева, а счетоводы из других городов не всегда правильно понимают смысл этих слов и из-за этого попадают впросак. Вам предстоит сначала самим как следует разобраться в смысле этих слов, а потом помочь счетоводам.


Задание 1.Приезжие счетоводы проголодались и решили пообедать. В кафе они уселись за круглый стол, причем каждый сел на стул своего любимого цвета: Бим – на желтый, Бом – на зеленый, Тип – на красный, Топ – на синий. Оказалось, что Топ сидит слева от Бима, а Тип – напротив Топа.
Раскрасьте стулья на рисунке.

Комментарий.

Задание на взаимное расположение предметов. Здесь пока не акцентируется относительность понятий «слева», «справа» – это будет сделано в следующих заданиях. В то же время задание не так просто для первоклассников, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, дети должны удерживать одновременно две группы условий: любимые цвета счетоводов и их размещение за столом. Во-вторых, может показаться, что в задании не хватает данных – ничего не сказано о том, где сидит Бом. В действительности место, оставшееся после того, как найдены места остальных счетоводов, – это и есть место Бома (напротив Бима).


Задание 2.В книге «Хорошие манеры» сказано: «Ложка всегда должна лежать справа от тарелки, а вилка – слева». Проверьте, правильно ли лежат ложка и вилка около тарелки Бима.
Помогите остальным счетоводам правильно положить ложки и вилки около своих тарелок (нарисуйте их на нужных местах).

Комментарий.

Выполняя это задание, первоклассники должны увидеть, что говорить о расположении какого-либо предмета справа или слева можно только с позиции какого-либо наблюдателя – какого именно, нужно понять из рассматриваемой ситуации. В нашем случае необходимо встать в позицию сидящего на том или ином месте за столом. Перед переходом к следующему заданию должны быть сняты все неясности и сомнения – возможно, с помощью «консультанта»-пятиклассника. Это лучше всего сделать, поворачивая рисунок так, чтобы сомневающийся первоклассник оказался в позиции персонажа, сидящего на том или ином месте. Указывать, кто из счетоводов занимает какое место, при выполнении задания не нужно.


Задание 3.Проверьте еще раз, правильно ли вы выполнили задание 1. Если нужно, внесите исправления.
Теперь ваша задача – растолковать счетоводам, как они сидят за столом по отношению к своим соседям.
Для этого вставьте подходящее слово – справа или слева (впишите или вклейте) – в следующие предложения:

1. Бим сидит ... от Топа.
3. Бом сидит ... от Топа.

2. Тип сидит ... от Бома.
4. Топ сидит ... от Бома.

Комментарий.

Задание можно считать обратным по отношению к заданию 2. Если в предыдущем задании дети должны были разместить предметы по описанию расположения их мест, то здесь они сами составляют такое описание. При выполнении задания можно воспользоваться тем же способом: поворачивать рисунок (на этот раз – рисунок из задания 1) так, чтобы занять позицию соответствующего персонажа. То же самое можно проделать и мысленно.

В задании нужно описать четыре взаимных расположения персонажей (заготовки желательно дать на отдельных листах). Хорошо, если учащиеся догадаются распределить эту работу между членами группы (можно и подсказать им). После этого они должны обсудить результаты и прийти к единому мнению либо самостоятельно, либо с помощью консультанта или учителя.


Задание 4.Сделайте для счетоводов карточку-помощника с помощью которой они всегда смогут вспомнить, что означают слова справа и слева. Для этого:

1. Вырежьте из цветной бумаги красный квадрат, зеленый круг и синий треугольник. Остальные нарисованные фигуры вырезать не надо.

2. Наклейте на лист белой бумаги вырезанные фигуры так, чтобы квадрат находился справа от круга, но слева от треугольника.

3. Приклейте к листу надпись: «Квадрат находится справа от круга, но слева от треугольника» – так, чтобы счетоводы правильно поняли смысл слов справа и слева.

Комментарий.

Итоговое задание второго дня – дети должны изготовить карточку-помощника, следуя инструкции.

Для повышения интереса, а также чтобы вспомнить материал предыдущего дня, учащимся предлагается: 1) вырезать из трех листов цветной (красной, зеленой и синей) бумаги, на каждом из которых заранее нарисованы круг, квадрат и треугольник, только заданные фигуры; 2) наклеив их на лист белой бумаги в требуемом расположении, получить заготовку карточки-помощника. Это еще не окончательный продукт. Чтобы закончить работу, нужно приклеить к заготовке полоску бумаги с напечатанным на ней предложением: «Квадрат находится справа от круга, но слева от треугольника». Если полоска приклеена неправильно (например, вверх ногами), карточка из помощника превратится в обманщика.

Если учащиеся быстро и правильно справились с заданием, в оставшееся время им можно предложить дополнительное творческое задание.

Дополнительное задание. Карточка-помощник которую вы сделали, позволяет придумывать задачи о расположении фигур, которые на ней имеются. Вот пример такой задачи: «С какой стороны от зеленой фигуры находится синяя фигура?»

Придумайте сами еще какую-нибудь задачу о расположении фигур на вашей карточке-помощнике.

День третий. Город Величиния

Жители города Величиния на планете Математикус интересуются, умеют ли люди на Земле сравнивать. А считать? Ваша задача – показать, что земляне кое-что понимают в этих математических делах.

Задание 1. В городе Величиния живут три друга – Ниф, Наф и Нуф. Между их домами проложены дорожки, по которым они ходят друг к другу в гости. Однажды они поспорили, какая из этих дорожек самая короткая, а какая – самая длинная, но так и не смогли прийти к единому мнению. Помоги друзьям: раскрась самую короткую дорожку красным карандашом, а самую длинную – синим.

Комментарий.

Задание на сравнение величин, более конкретно – на сравнение длин. Самая короткая дорожка может быть найдена визуально, и это вполне подходящий способ действия. Выбор на глаз самой длинной из двух оставшихся дорожек может привести к ошибке. Наиболее естественный на данный момент способ состоит в использовании посредника, в качестве которого может выступать нитка, край листа бумаги и т.п. Возможно, хотя и маловероятно, что кто-то из учащихся умеет измерять длину с помощью линейки. Эксперту следует обязательно зафиксировать способ действия учащихся при нахождении самой длинной дорожки.


Задание 2. Ниф, Наф и Нуф решили застелить полы в своих комнатах коврами. Ковер должен покрывать весь пол в комнате. Разрезать ковры на части, отрезать лишние куски не разрешается. Помогите Нифу, Нафу и Нуфу выбрать подходящие ковры для своих комнат.

Комментарий.

Группе выдается конверт с разноцветными бумажными прямоугольниками-коврами (10–12 штук), из которых учащиеся должны выбрать подходящие, то есть такие, которые можно полностью совместить со схемами комнат (желательно, чтобы дети сами пришли к такому способу выбора). Можно, но не обязательно создать ситуацию неоднозначного выбора, так чтобы к какой-то комнате подходили сразу два ковра. Консультант сообщает учащимся, что в каждом случае площадь выбранного ковра равна площади пола. Конечно, площади могут быть равны и у разных по форме фигур, но этот вопрос пока не обсуждается.

Задание 3.Ниф, Наф, Нуф решили для спортивной команды города Величиния купить новую спортивную форму. Один комплект формы состоит из футболки, шорт и кроссовок. Вся имеющаяся в магазине спортивная одежда и обувь показана на рисунке.

Сколько комплектов спортивной формы смогут купить в этом магазине Ниф, Наф и Нуф?

Комментарий.

В задании рассматривается еще одна величина – количество. Задание требует не только прямого подсчета, но и сравнения количества футболок, шорт и пар кроссовок. Кроссовки необходимо считать парами. Таких пар 4. Количество комплектов формы определяется наименьшим из чисел 6 (количество футболок), 5 (количество шорт) и 4 (количество пар кроссовок), то есть комплектов – 4. Весьма вероятно, что учащиеся могут не справиться самостоятельно с этим заданием. Тогда к его выполнению следует подключить консультанта. Важно, чтобы он не навязывал, а разъяснял и обосновывал свою точку зрения. Малышам нужно сказать, что такие задачи они будут учиться решать на уроках математики в 1-м классе.


Задание 4.Ниф, Наф и Нуф начали готовиться к футбольному матчу. Они решили изготовить разные флажки, чтобы с ними болеть за городскую команду. Помогите им вырезать из листов цветной бумаги все нарисованные на них прямоугольники. Ответьте на вопросы:

1. Каких прямоугольников больше всего: красных, желтых, синих или зеленых? Каких прямоугольников меньше всего?

2. Покажите, как можно убедиться, что все вырезанные прямоугольники одного и того же цвета имеют одинаковую площадь.

3. Какие прямоугольники имеют самую маленькую площадь? Какие – самую большую? Как это проверить?

4. Сколько можно составить комплектов из имеющихся прямоугольников так, чтобы в комплект входило по одному прямоугольнику каждого цвета?

Наклейте все прямоугольники на большой лист бумаги так, чтобы образовались красная, желтая, синяя и зеленая полоски (длинные прямоугольники) и чтобы сразу было видно, какая из этих полосок самая длинная.

Вывесите ваш лист на доску, чтобы можно было сравнить результат работы вашей группы с результатами других групп.

Комментарий.

В задании собраны вместе все вопросы, связанные с величинами (длиной, площадью, количеством), которые порознь рассматривались в заданиях 1–3.

Каждой группе дается 4 листа бумаги разного цвета. На красном листе нарисовано 3 длинных прямоугольника, на желтом – 4 прямоугольника покороче, на синем – 5 прямоугольников еще короче, на зеленом – 6 самых маленьких прямоугольников. Все прямоугольники одного цвета одинаковые. Каждый меньший прямоугольник целиком укладывается в большем. Представляется естественным распределить листы с прямоугольниками между членами группы. Если дети сами не догадаются сделать это, организатор-консультант должен предложить им такой ход.

После вырезания своих прямоугольников каждый учащийся подсчитывает и записывает (если есть необходимость – с помощью организатора)их количество.

Убедиться, что прямоугольники одного цвета имеют одинаковую площадь, можно с помощью наложения, как это делалось в задании 2 при подборе ковров. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, их преодолевают с помощью остальных членов группы или консультанта.

Ответ на третий вопрос, по существу, состоит в переносе способа наложения, если у фигур разная площадь (в дальнейшем он будет развит путем добавления возможности перекраивания фигур).

Вопрос, связанный с подсчетом числа комплектов, аналогичен заданию 3, хотя здесь ситуация даже проще. Естественнее всего воспользоваться уже подсчитанным количеством прямоугольников каждого цвета. Меньше всего прямоугольников красного цвета – их 3. Значит, и комплектов можно составить 3. В принципе, учащиеся могут пойти и по пути реального составления комплектов.

Для выполнения последнего задания – составления полосок и сравнения их длины – желательно использовать большой (формата А3) лист белой бумаги, на который наклеивать полоски. Учащиеся должны выяснить, что для сравнения удобно расположить их так, чтобы начала находились на одном уровне. Поэтому, перед тем как наклеивать полоски, следует, выкладывая их на листе, поискать подходящее расположение.

День четвертый. Что мы узнали и что нам предстоит узнать

Обращение учителя. Дорогие ребята! Помогая вашим друзьям – жителям планеты Математикус, вы и сами узнали много нового. Наверное, не все задания вам удалось выполнить одинаково хорошо и правильно. Не беда, ведь вам предстоит изучать математику на протяжении всей вашей школьной жизни, а возможно, и после окончания школы.

Но сейчас мы не будем заглядывать так далеко, а попытаемся представить себе, чем мы будем заниматься на уроках математики в 1-м классе. А помогут нам в этом карточки, которые вы сделали на предыдущих уроках.

На доску вывешиваются карточки-помощники, созданные всеми группами в первый и второй дни работы, и листы с результатами решения итогового задания третьего дня.

Мы специально чуть-чуть задержали их отправку счетоводам, чтобы вы еще раз могли вспомнить и обсудить, что вы делали в течение этих трех дней.

В форме общеклассной дискуссии обсуждается, с какими понятиями работали дети, что нового узнали. По мере обсуждения учитель схематически фиксирует на доске основные моменты проделанной учащимися работы:

Стрелками показано, как осуществлялось движение между городами планеты Математикус в течение трех дней (поэтому ее можно назвать картой движения в предмете математика). Обсуждается такой момент, что карта далеко не полна: ведь окружающие нас предметы имеют еще много признаков (весьма вероятно, что учащиеся сами предложат в качестве признака размер). А с размером связаны такие величины, как длина, площадь. Значит, должны появиться дороги, связывающие города Признакус и Величиния. А взаимное расположение предметов далеко не всегда можно описать словами слева и справа; есть еще спереди и сзади, сверху и снизу. Итак, наша карта по мере изучения математики будет разрастаться, на ней будут появляться все новые и новые объекты, новые и новые дороги.

Учитель предлагает вывесить в классе большую карту движения и фиксировать на ней все, что будет происходить в течение учебного года.

Итак, по итогам решения данной проектной задачи учитель сможет установить стартовые возможности детей в математике, в способах взаимодействия детей между собой, определить перспективы в изучении математики, зафиксировав исходные знания детей с помощью специальной карты.