СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов при написании сочинений в начальной школе с использованием национально-регионального материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение для развития творческих способностей и исследовательских умений школьников имеет широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности (Д. Б. Богоявленская, В. С. Мухина, А. С. Мухина, А. С. Обухов). Использование материала с НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: животному миру, растительному миру, истории, литературному чтению, фольклору, географии и другим дисциплинам. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов при написании сочинений в начальной школе с использованием национально-регионального материала»

22



Краткое содержание работы

Название, направление фестиваля - V дистанционный Фестиваль педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности.

Сведения об авторе - Анталь Наталья Геннадиевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ» с. Гурьевка.

Актуальность. За время существования метода проектов его содержание пополнялось  новыми приемами, но суть метода осталась прежней – «стимулирование интереса обучающихся к постановке и решению новых проблем, приобретению навыков исследования, практическому применению полученных знаний».

Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы, по меткому выражению П. Флоренского, «держали его в плену», чтобы ребенок на самом первом этапе обучения мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе познания испытать радость творчества, восторг открытия.

С моей точки зрения, использование национально-регионального материала в образовательном процессе позволяет прикоснуться к окружающей действительности, удивиться её тайнам, испытать радость творчества и восторг открытия.

Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества, выработать активную жизненную позицию.

Использование материала с НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: животному миру, растительному миру, истории, литературному чтению, фольклору, географии и другим дисциплинам. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Новизна данного опыта. Новизна данного опыта заключаются в разработке методики работы над проектами при подготовке и написании сочинений в начальной школе.

Описание практической значимости. Традиционный подход к написанию сочинений не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Он сводится к простому написанию по «образцу»: составить коллективный план (чаще всего он в виде вопросов уже записан учителем на доске, а детям останется только ответить на поставленные вопросы), обсудить содержание каждого его пункта, проговорить составленный текст, по выписанным на доске к каждому пункту «главным» или, так называемым, опорным словам, а дальше остается записать почти выученный наизусть текст в специальную тетрадь. Таким образом, сочинения проводятся как обучающая работа, и они имеют преимущественно повествовательный характер, и получаются однотипными ответами на записанные на доске вопросы. Это значит отсутствие творчества, самостоятельности в изложении собственных мыслей

Почему мы должны заключать ребят в такие строгие рамки, тормозя их развитие? Каким образом будет происходить рост в развитии речи ребенка, если в течение четырехлет мы их учим писать сочинения по коллективно составленному плану, изменяя только количество слов в сочинении? Где же выражение индивидуальности, творчества, самостоятельности? В итоге, мы получаем ученика, который оканчивая начальную школу, не умеет самостоятельно писать сочинения.

Информация об опыте

Метод проектов при написании сочинений в начальной школе с использованием национально-регионального материала

Вопрос о том, чему и как учить ребёнка, совсем не новый. Но в наше время он звучит особенно остро. Это связано с тем, что впервые за всю историю человеческого общества скорость происходящих в нем изменений превышает возможности самого человека. Информационные нагрузки, с которыми приходится иметь дело современному ребенку, не оставляют надежды на то, что старые, проверенные временем задачи и методы обучения школьников по-прежнему смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения.

Ребенок, приходящий сегодня в 1 класс, имеет существенные отличия от своих сверстников не только 1990-х годов, но и даже нулевых годов. Современный первоклассник по сравнению со своими предшественниками обладает значительно большей осведомленностью, но при этом существенно проигрывает им по своей познавательной активности, энергичности, желанию активно действовать. Меняются характеристики психического развития современного ребенка, и мы должны с этим считаться.

Одним из принципиальных для школьного обучения моментов является мотивационная готовность ребенка к школе, его познавательная активность. Еще в начале прошлого столетия известный швейцарский психолог Э. Клапаред писал, что «умственная пища, получаемая в школе, усваивается на основании тех же законов, что и всякая другая пища. Нужно возбудить к ней аппетит, чтобы она принесла пользу». В наше время возбудить аппетит ребенка к получению знаний в школе значительно сложнее. Современного ребенка не так легко удивить. Чудо-игрушки, которые могут все, познавательно-развлекательная компьютерная индустрия – отгораживают детей от не столь эффектного окружающего мира, но и снижают эффективность многих педагогических приемов вовлечения их в учебную деятельность.

Совершенно очевидно, что современному учителю нужен широкий репертуар психолого-педагогических приемов и методик обучения младших школьников.

Появление ФГОС представляется совершенно закономерным, так же как и новой задачи системы образования, связанной с формированием УУД, «ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКАМ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ».

В связи с этим важное место в процессе воспитания, обучения и развития учащихся в начальной школе занимает проектная деятельность как один из инновационных методов, удовлетворяющих условиям и требованиям современного общества, обеспечивающей учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, развитие коммуникативных, личностных, и творческих способностей учащихся. 

Многие отечественные и зарубежные ученые (П. С. Лернер, Н. В. Матяш, М. Б. Павлова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, Д. Питт и др.) определяют приоритетность проектной деятельности при обучении и воспитании школьников.

Анализ научных работ показывает, что в настоящее время большинство из них  акцентировано на проблеме использования проектной деятельности при формировании предметной компетенции.

Моя методическая копилка показывает, что применение проектной технологии возможно и в метапредметной интеграции.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем он относится к «педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно меняющемся мире постиндустриального общества. Сущность этого метода заключается в обучении элементам исследования, что позволяет педагогу направлять познавательную деятельность школьников, то есть учить их учиться. Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются благоприяные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В. В. Зеньковский, Н. С. Лейтес, А. Н. Поддьяков). Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового, но приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.

Большое значение для развития творческих способностей и исследовательских умений школьников имеет широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности (Д. Б. Богоявленская, В. С. Мухина, А. С. Мухина, А. С. Обухов).

За время существования метода проектов его содержание пополнялось  новыми приемами, но суть метода осталась прежней – «стимулирование интереса обучающихся к постановке и решению новых проблем, приобретению навыков исследования, практическому применению полученных знаний».

Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы, по меткому выражению П. Флоренского. «держали его в плену», чтобы ребенок на самом первом этапе обучения мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе познания испытать радость творчества, восторг открытия.

С моей точки зрения, использование национально-регионального материала в образовательном процессе позволяет прикоснуться к окружающей действительности, удивиться её тайнам, испытать радость творчества и восторг открытия.

Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества, выработать активную жизненную позицию.

Использование материала с НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: животному миру, растительному миру, истории, литературному чтению, фольклору, географии и другим дисциплинам. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

На уроках русского языка мы пишем сочинения, изложения творческого характера, диктанты о животных, растениях, природе Коми края. Эти темы близки детям, интересны. Написанию сочинений, изложений творческого характера предшествует большая подготовительная проектно-исследовательская деятельность. Учащиеся создают презентации, пишут сообщения и исследовательские проекты, доклады о животных, растениях нашего края.

Информацию помогает найти Интернет, электронные энциклопедии, книги в библиотеке. Очень много информации мы берем из учебника «Литературное чтение». Например, изучая разделы «Уж небо осенью дышало», «Снежок порхает, кружится» (2 класс, « Начальная школа 21 век») – произведения «О чем ты думаешь, снегирь?» Белякова И., «Недосмотренные грибы» Пришвина М., «Как белочка зимует?» Скребицкого Г и Чаплиной В., «Деревья в лесу» Пришвина М. и др. – помогают собрать большой материал о природе родного края, её обитателях. Некоторые темы по окружающему миру перекликаются с темами сочинений. Например, при изучении природной зоны — тайга, учащиеся пишут сообщения, создают презентации, делают паспорта и т. д. о животных нашего края.

Информация накапливается на лепбуках. На уроках внеклассного чтения использую хрестоматию «В родном краю» (пособие с произведениями коми писателей и поэтов для уроков внеклассного чтения и чтения на уроке). По произведениям коми авторов учащиеся создают презентации. Рисунки к произведениям дети рисуют сами. Например, презентации «Сорока в сорочке», «Лоси», «Тетёрка» Владимира Брагина (См. Папка: Презентации).

Такая работа способствует повышению ИКТ-компетенции учеников, реализует системно-деятельностный подход в обучении.

С другой стороны, требования к написанию проекта и написание сочинения схожи этапами. (В работе использовалась точка зрения И.С. Сергеева, А.И. Савенкова, Н.А. Якимова при организации проектной деятельности учащихся по подготовке и написании сочинений – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация). Вышеизложенная информация представлена в таблице 1 (по И.С.Сергееву).

Сравнительная таблица этапов создания проекта и написания сочинения

Таблица 1

Проект

Сочинение-проект

1.Наличие (или искусственно созданной) значимой задачи (проблемы)

1. Выбор темы сочинения.

(проблема)

2.Планирование действий по разрешению проблемы

2. Планирование действий по написанию сочинения, плана сочинения, подготовительная работа.

3.Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы

3. Осмысление текста сочинения, поиск художественных текстов, высказываний, загадок, пословиц, поговорок и т.д., которые бы смогли обогатить обдумываемое сочинение, представление классу, группе темы и подготовленной информации, обсуждение, доработка информации.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт

4. Написание и оформление сочинения – продукта

5. Презентация: Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы

5. Представление написанных сочинений: в виде презентаций, чтения вслух, диафильмов и др.


Что же предусматривает каждый этап работы по написанию проекта-сочинения?

Рассмотрим этапы работы.

1 этап. Выбор темы.

В изложении или учащиеся узнают о каком-то животном (растении, грибах) Коми края. Тематика изложений, диктантов должна быть подобрана таким образом, чтобы материал был интересен детям.

После написания изложения можно предложить детям нарисовать рисунки (сделать аппликации, вылепить и т. д.) животного (растение), о котором писали в изложении или диктанте.

Выбор темы сочинения - для усиления эмоционального воздействия и установления непосредственного контакта могут быть: и выходы на экскурсии для живого общения детей с природой; и наблюдения за объектом, явлением, процессом: проведение исследований, связанных с темой проекта-сочинения; и рассматривание картин, прослушивание музыкальных композиций; и общение с интересными людьми; и чтение художественной литературы и т. д..

2 этап. Планирование действий по созданию проекта.

Планирование действий:

- выбор жанра, вида (индивидуальное или групповое),

-обсуждения по направлениям:

- где найти дополнительный материал,

- как оформить проект,

- как представлять,

-составление плана содержания проекта.

Таким образом, ребятам не дается «готовый рецепт», а обговариваются разные варианты, из которых они выбирают интересный для них, близкий им вариант: начиная от названия до оформления и способа подачи.

Возможен и такой вариант: пытаюсь заинтересовать учащихся: «Мы сегодня очень мало узнали, например, о бобре (после написания диктанта, изложения). Какие еще интересные особенности из жизни бобров вы сможете найти в Интернете, в энциклопедиях? Какие инженерные решения люди переняли у бобров?».

3этап. Проектно-исследовательская работа..

Поиск информации в Интернете, электронных энциклопедиях, книгах. Создание проектно-исследовательских работ в форме презентаций, сообщений, докладов. Проекты могут оформляются по-разному: в виде книжек-раскладушек, в «форме» главного героя, описываемого предмета, явления, диафильмов, презентаций, и т. д.

4 этап. Обмен информацией.

На этом этапе учащиеся показывают свои презентации, читают свои сообщения, доклады по теме сочинения («знакомство» с новым животным может происходить и на уроке окружающего мира, литературного чтения). Я тоже знакомлю учащихся с животным (растением и т.д.). Для этого использую научно-познавательные сказки. Дети обожают сказки. Моя помощница, моя книга, которую я использую Зотов «Лесная мозаика». В этой книге собраны научно-познавательные сказки о растительном и животном мире нашего края. (Помогают при подготовке к урокам-сочиненениям и следующие книги: «Русский язык» 2-4 классы, автор-составитель Г. Т. Дьячкова, сочинения и изложения, Волгоград, 2008, хрестоматия «В родном краю». Можно использовать книги и других авторов.) Интерес вызывает то, что в сказках, в авторской литературе отражены нормы исследовательского поведения. В сказках главный герой куда-то идет, что-то разыскивает, кого-то расспрашивает (Обухов А. С. «Развитие исследовательской деятельности учащихся»). Сказки ненавязчиво учат исследовать окружающий мир, учат действовать, составлять план действий. Этот план может быть составлен путем проб и ошибок, но герои произведений не расстраиваются. Они идут и идут к поставленной цели. Сказки дают готовую модель поведения для детей. Поэтому они так важны в проектно-исследовательской деятельности.

5 этап. Письмо сочинений,творческих изложений.

Детские работы (См. Приложение 1). Разработка уроков: Сочинение «Он умеет дружить», Сочинение-описание волка (См. Приложение 2).

6 этап. Сборник «Животный и растительный мир Прилузского района».

На основе написанных сочинений, изложений и диктантов, рисунков создается Сборник «Животный и растительный мир Прилузского района». (См. Приложение 3).

7 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и изменений. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность. Представляю результаты проектно-исследовательской деятельности. ( См. Приложение 3: грамоты, дипломы).

Для характеристики прогностического аспекта моего педагогического опыта предлагаю ориентироваться на планируемые результаты освоения обучающимися проектно-исследовательской деятельности.

Личностные УУД.

У обучающегося будут сформированы :

  • Положительное отношение к проектно-иследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания;


  • Ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;


  • Способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.


Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

  • Планировать свои действия


  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;


  • Адекватно воспринимать оценку своей работы;


  • Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;


Познавательные УУД.


Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве ИНТЕРНЕТ;


  • Использовать, знаки, символы, модели, схемы для решения поставленных задач и представления их результатов;


  • Высказываться в устной и письменной формах;


  • Ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;


  • Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;


  • Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.


Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится.


  • Допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;


  • Соблюдать корректность в высказываниях;


  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Педагогический опыт, представленный в данной работе, будет интересен как начинающим педагогам, так и педагогам с большим опытом работы. Механизм внедрения данного опыта несложен. Начинать его внедрение следует, я думаю, с чтения научно-познавательных сказок о животных и растениях, грибах. Пусть мир сказок увлечет детей. Научит действовать. Беседуйте по сказкам. А затем предложите детям самим стать сказочниками, чтобы отправиться в мир природы, чтобы открыть тайны её для других …





Литература:

«Учусь создавать проект» Р.И. Сизова, Р. Ф. Селимова, М., РОСТ, 2011;

«Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литература.», под ред. Шумаковой Н. Б., М., Просвещение, 2014;

«Как помочь учителю в освоении ФГОС» Поташник М.М., Левит М. В., М., Педагогическое общество России, 2015;

«Развитие исследовательских умений младших школьников», под. Ред. Шумаковой, М., Просвещение, 2011;

«РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ», А.С. Обухов, М., Прометей, 2006;

«Лесная мозаика» В.Зотов., Просвещение, 1993;

«Русский язык» 2-4 классы, автор-составитель Г. Т. Дьячкова, сочинения и изложения, Волгоград, 2008;

«Лучшие изложения т тексты», 1-2 класс, Сычева Г. Н., Ростов-на Дону: «Феникс», 2017;

«Лучшие изложения т тексты», 3-4 класс, Сычева Г. Н., Ростов-на Дону: «Феникс», 2017;

«Изложения, сочинения, мини-эссэ для начальной школы» Н.В. Безденежных, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016.

Интернет-ресурсы:

http://sociosphera.com/publication/conference/2011/83/proektnaya_deyatelnost_kak_effektivnoe_sredstvo_vospitaniya_konkurentosposobnoj_lichnosti_v_sovremennom_obrazovanii/

https://infourok.ru/nauchnaya-razrabotka-ispolzovanie-metoda-proekta-dlya-podgotovki-i-napisaniya-sochineniy-v-nachalnoy-shkole-1070918.html