«Метод проектов при организации лабораторных и практических работа как форма самореализации студентов с различной мотивацией».
Одной из самых трудных задач, которую нужно решать преподавателю, является мотивация к обучению. Особенно это актуально для студента первого курса колледжа, который сталкиваются с такой дисциплиной, как химия. Студенты считает химию наукой, не нужной как в будущей профессиональной деятельности, так и в жизни, в быту.
В ходе своей педагогической деятельности в преподавании химии я столкнулась с проблемами:
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, когда студент работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
• ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как
использовать знания о свойствах веществ в своей жизни);
• испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать во время испытания затруднений на практических работах).
Как вызвать у студента ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?
Для того чтобы заинтересовать студента, необходимо использовать
Создавать проблемные ситуации;
Активизировать самостоятельное мышление;
Организовывать сотрудничество студентов на уроке;
Выстраивать позитивные отношения с группой;
Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
В своей работе использую следующие технологии:
- уровневой дифференциации;
- проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии.
Если группа состоит из студентов с разными способностями, то там нужно учиться работать и преподавателю и студентам. Преподавателю важно уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять задания. Сильные студенты всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Студентам с ограниченными возможностями здоровья нужно больше внимания и преподаватель проводит с этой малой группой намного больше времени.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, необходимо:
Во-первых, это устранение пробелов в знаниях, полученных в школе. Для этого при проведении лекции осуществляется плавный переход от простого к сложному. Эффективность таких занятий доказана результатами контрольных работ.
Во-вторых, важно установить и показать междисциплинарные связи химии с другими, особенно специальными предметами.
В-третьих, при проведении занятий важно использовать активные и интерактивные методы обучения. Наряду с известными способами активизации студентов хочется напомнить, что лекцию,
обычно считающуюся пассивным методом обучения, можно активизировать, применяя не конспектирование со слов лектора, а работу с заготовкой опорного конспекта, в которую нужно дописывать пропущенные фразы, словосочетания, термины, определения.
Важным компонентом образовательного процесса в колледже является метод проектов при проведении практических работ.
При выполнении практических работ.
-Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.
-Учащиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.
Использование метода проектов при изучении темы:
« Классификация неорганических соединений и их свойства».
Актуальность: Информация, изучаемая на занятие, достаточно обширна, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках занятия-проекта, где студенты работают в группах.
Степень новизны: данное занятие демонстрирует возможности у студентов при работе с Интернет-ресурсами, дополнительной литературой, ИКТ в программе Power Point, воспитывает в студентах информационную, социальную, коммуникативную компетенции.
Практическая значимость: презентация проекта может быть использована на занятиях химии и биологии.
Типология проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, инструктивные карты для работы групп, учебники по химии, ПСХЭ, дополнительная литература по химии-энциклопедии, словари, справочники, журналы, содержащие информацию по теме; лабораторное оборудование.
Тип занятия: занятие-проект.
Цели:
- образовательная: учить студентов применять полученные знания на практике.
- воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, интерес к предмету.
- развивающая: развивать творческие навыки, мышление, навыки работы с дополнительной литературой, навыки ориентации в изобилии информации.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный: формирование групп студентов.
Группы составляются с учетом индивидуальных особенностей студентов: учащиеся, которые быстро и хорошо ориентируются в информации, становятся теоретиками, практиками, химиками; учащиеся, которые не проявляют особого интереса к химии - лириками; учащиеся, которые интересуются компьютерными технологиями - web-дизайнерами.
Формируется 6 групп учащихся:
теоретики
практики
химики
медики-биологи
лирики
дизайнеры
Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Преподаватель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом.
II. Погружение в проект: поиск информации студентам предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте. Поиск информации в учебниках, интернете, дополнительной литературе, консультации преподавателя. Затем происходит обработка информации . Выполняют лабораторные опыты. Студенты в группах готовят выступление-защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. Дизайнеры верстают слайдовую презентацию.
III. Защита проекта: представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления 5 – 7 минут.
IV. Рефлексия
V. Итоги занятия, оценки.
При этом при групповой работе труд студента оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Студент сам себе выставляет оценку за работу на каком – то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого – нибудь вопроса.
Для успешной мотивации к обучению важно, чтобы работа студента контролировалась и соответствующим образом оценивалась. При рейтинговой системе повышается мотивация студентов к освоению учебного материала за счёт дифференцированной оценки вклада каждого студента, стремлению к выполнению более сложных заданий.
Метод проектов требует значительных временных затрат. Поэтому он эффективен в качестве важного дополнения к традиционным методам обучения, но ни в коем случае не должен заменять их.
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
занятия стали проходить более оживленно, студенты с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для студентов (как отмечают ребята «пригодятся в жизни»);
у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
Используя вышеперечисленные способы повышения мотивации к обучению химии, удаётся достичь хороших результатов на зачетной работе.
Педагоги , работающие над развитием творческих способностей учащихся на занятиях и во внеурочное время должны помнить:
-Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они обязательно будут, но не торопите события.
-Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.
-Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных»
-и самое главное - творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализироваться. И я вам этого искренне желаю!
Обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог – студент, преподаватели стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.
3