СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Метод проектов при организации лабораторных и практических работа как форма самореализации студентов с различной мотивацией».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Метод проектов при организации лабораторных и практических работа как форма самореализации студентов с различной мотивацией».»

«Метод проектов при организации лабораторных и практических работа как форма самореализации студентов с различной мотивацией».


Одной из самых трудных задач, которую нужно решать преподавателю, является мотивация к обучению. Особенно это актуально для студента первого курса колледжа, который сталкиваются с такой дисциплиной, как химия. Студенты считает химию наукой, не нужной как в будущей профессиональной деятельности, так и в жизни, в быту.

В ходе своей педагогической деятельности в преподавании химии я столкнулась с проблемами:

• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, когда студент работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); 

• ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как

использовать знания о свойствах веществ в своей жизни); 

• испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать во время испытания затруднений на практических работах). 

Как вызвать у студента ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?

Для того чтобы заинтересовать студента, необходимо использовать

  • Создавать проблемные ситуации;

  • Активизировать самостоятельное мышление;

  • Организовывать сотрудничество студентов на уроке;

  • Выстраивать позитивные отношения с группой;

  • Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

В своей работе использую следующие технологии:

- уровневой дифференциации;

- проектной деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии.

Если группа состоит из студентов с разными способностями, то там нужно учиться работать и преподавателю и студентам. Преподавателю важно уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять задания. Сильные студенты всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Студентам с ограниченными возможностями здоровья нужно больше внимания и преподаватель проводит с этой малой группой намного больше времени.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, необходимо:

Во-первых, это устранение пробелов в знаниях, полученных в школе. Для этого при проведении лекции осуществляется плавный переход от простого к сложному. Эффективность таких занятий доказана результатами контрольных работ.

Во-вторых, важно установить и показать междисциплинарные связи химии с другими, особенно специальными предметами.

В-третьих, при проведении занятий важно использовать активные и интерактивные методы обучения. Наряду с известными способами активизации студентов хочется напомнить, что лекцию,

обычно считающуюся пассивным методом обучения, можно активизировать, применяя не конспектирование со слов лектора, а работу с заготовкой опорного конспекта, в которую нужно дописывать пропущенные фразы, словосочетания, термины, определения.

Важным компонентом образовательного процесса в колледже является метод проектов при проведении практических работ.

При выполнении практических работ.

-Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.

-Учащиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.

Использование метода проектов при изучении темы:

« Классификация неорганических соединений и их свойства».

Актуальность: Информация, изучаемая на занятие, достаточно обширна, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках занятия-проекта, где студенты работают в группах.

Степень новизны: данное занятие демонстрирует возможности у студентов при работе с Интернет-ресурсами, дополнительной литературой, ИКТ в программе Power Point, воспитывает в студентах информационную, социальную, коммуникативную компетенции.

Практическая значимость: презентация проекта может быть использована на занятиях химии и биологии.

Типология проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, инструктивные карты для работы групп, учебники по химии, ПСХЭ, дополнительная литература по химии-энциклопедии, словари, справочники, журналы, содержащие информацию по теме; лабораторное оборудование.

Тип занятия: занятие-проект.

Цели:

- образовательная: учить студентов применять полученные знания на практике.

- воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, интерес к предмету.

- развивающая: развивать творческие навыки, мышление, навыки работы с дополнительной литературой, навыки ориентации в изобилии информации.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный: формирование групп студентов.

Группы составляются с учетом индивидуальных особенностей студентов: учащиеся, которые быстро и хорошо ориентируются в информации, становятся теоретиками, практиками, химиками; учащиеся, которые не проявляют особого интереса к химии - лириками; учащиеся, которые интересуются компьютерными технологиями - web-дизайнерами.

Формируется 6 групп учащихся:

  1. теоретики

  2. практики

  3. химики

  4. медики-биологи

  5. лирики

  6. дизайнеры

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Преподаватель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом.

II. Погружение в проект: поиск информации студентам предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте. Поиск информации в учебниках, интернете, дополнительной литературе, консультации преподавателя. Затем происходит обработка информации . Выполняют лабораторные опыты. Студенты в группах готовят выступление-защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. Дизайнеры верстают слайдовую презентацию.

III. Защита проекта: представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления 5 – 7 минут.

IV. Рефлексия

V. Итоги занятия, оценки.

При этом при групповой работе труд студента оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Студент сам себе выставляет оценку за работу на каком – то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого – нибудь вопроса.

Для успешной мотивации к обучению важно, чтобы работа студента контролировалась и соответствующим образом оценивалась. При рейтинговой системе повышается мотивация студентов к освоению учебного материала за счёт дифференцированной оценки вклада каждого студента, стремлению к выполнению более сложных заданий.

Метод проектов требует значительных временных затрат. Поэтому он эффективен в качестве важного дополнения к традиционным методам обучения, но ни в коем случае не должен заменять их.

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

  • занятия стали проходить более оживленно, студенты с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;

  • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для студентов (как отмечают ребята «пригодятся в жизни»); 

  • у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

Используя вышеперечисленные способы повышения мотивации к обучению химии, удаётся достичь хороших результатов на зачетной работе.

Педагоги , работающие над развитием творческих способностей учащихся на занятиях и во внеурочное время должны помнить:

-Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

-Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.

-Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных»

-и самое главное - творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализироваться. И я вам этого искренне желаю!

Обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог – студент, преподаватели стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.


3