Кукушкина Н.В., преподаватель химии и биологии
ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии»
Метод проектов в организации самостоятельной работы студентов по химии и биологии
Слово" проект ", (в буквальном переводе с латинского-"брошенный вперёд") толкуется в словарях как "план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание".
"Проект-любая самостоятельно выполненная творческая работа" (Лернер Г. И.)
"Образовательный проект рассматривается как совместная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата" (Ястребцева Е. Н.)
"Учебный проект с точки зрения учащегося-это возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания.
С точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» (Пахомова Н.Ю.)
Актуальность организации проектной деятельности учащихся
необходимость не столько передавать ученикам знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений
значимость знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему
необходимость развития умения работать с информацией: собирать, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения и т.п.
В соответствии с доминирующим видом деятельности кандидат исторических наук А.В. Клименко выделяет следующие типы:
Практико-ориентированные (прикладные)
Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, направленный на социальные интересы самих участников
Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности
Исследовательские
Подразумевают деятельность, результат которой заранее неизвестен. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру совпадающего с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности темы, формулировка проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей решения, обсуждение результатов, выводы, оформление результатов)
Творческие
Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата
Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте и явлении, анализе и обобщении. Так же как исследовательские обладают хорошо продуманной структурой деятельности, требуют систематической коррекции по ходу работы. Особенно значимым в такого рода проектах является этап презентации
Этапы проектной деятельности
1. Подготовительный
погружение в проект
мотивация деятельности учащихся
определение темы, проблемы, целей
2. Планирование и организация деятельности
определение групп по направлениям деятельности
выделение целей и задач каждой группой
определение ролей каждого участника
определение источников информации, способов её сбора и анализа
определение способов представления результатов деятельности (форма
отчёта, вид презентации)
3. Исследование (осуществление деятельности)
сбор информации
решение промежуточных задач
анализ результатов и ход исследования
формулировка выводов
4. Представление результатов исследования (отчёт)
презентация проекта для анализа, самооценке и оценки со стороны
демонстрация результатов исследования
На этом этапе важно уметь:
а) кратко излагать свои мысли
б) логически связанно выстраивать сообщения
в) изготавливать наглядность
г) вырабатывать стройную манеру изложения
Что такое защита проекта?
Защита проекта – это публичная презентация результатов Вашей деятельности
Примерная структура защиты
Краткое представление
Название проекта, его цель и концепция
Структура проекта и его основное содержание
Преимущества вашего проекта
Заключение
Как добиться уверенности при публичном выступлении?
Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!
Сделайте «успокаивающие» записки (структуру, план выступления и т.п.)
Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроена. Самые профессиональные ораторы, актеры испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией
Представьте свой успех: внимательную аудиторию, уверенную улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего
Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь
Будьте уверенны в своем вступлении и заключении
Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху
Установите «контакт глаз» с несколькими дружелюбными лицами
Постарайтесь избегать ошибок. Но не извиняйтесь, если их допустите
Говорите громко
Ведите себя естественно и непринужденно!
Презентация - это совокупность пронумерованных слайдов и порядок их смены
Каждый слайд может содержать:
текстовые окна (простые, списки, комбинированные)
таблицы
диаграммы обычные и организационные
рисунки (в том числе анимированные)
анимацию
звуки (музыку)
гиперссылки (на другие слайды и документы)
По дисциплинам, которые я преподаю, уже в течение нескольких лет выполняются проектные работы студентами 1-2 курса. Чаще всего эти проекты носят исследовательский характер, результатами таких проектов становятся научно-исследовательские работы, которые по достоинству оценены на муниципальном и региональном уровне:
«Влияние пластиковых окон на микроклимат помещения и здоровье человека», Романенко Денис, студент 280 группы, 2 место на областной научно-практической конфренции «Юность. Наука. Творчество»,г. Нижний Новгород, 2014г.
«Употребление яблок как способ восполнения суточной потребности человека в витамине С», Гусев Валерий, студент 231 группы, 2 место на областной научно-практической конференции «Студенческая наука-2016», г. Перевоз, Нижегородская область, 2016г.
«Использование коровьего и козьего молока при организации рационального питания человека», Соколова Екатерина, студентка 160 группы, 1 место в областной научно-практической конференции «От индивидуального проекта – к профессиональной карьере», г. Городец, Нижегородская область, 2017г.
«Влияние различных способов хранения клюквы на сохранность витамина С», Батанова Надежда, студентка 131 группы, 2 место в областной научно-практической конференции «От индивидуального проекта – к профессиональной карьере», г.Городец, Нижегородская область, 2018г.
«Роль физических и химических процессов при приготовлении блюд молекулярной кухни», Трушкова Ульяна, студентка 160 группы, 2 место в областной научно-практической конференции «От индивидуального проекта – к профессиональной карьере», г.Городец, Нижегородская область, 2019 г.
Литература:
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы.-М.: «ВАКО», 2014.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004.