СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод словообразования (по творчеству Маяковского)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест был представлен на научно-практической конференции

Просмотр содержимого документа
«Метод словообразования (по творчеству Маяковского)»

III районная научно-практическая конференция

исследовательских работ обучающихся

«Поиск и творчество»









МЕТОДЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

(по творчеству В.В.Маяковского)








Автор:

Прекраснова Ирина Васильевна

обучающаяся 11 класса

МОБУ Грибской СОШ



Руководитель исследовательской работы:

Гордова Светлана Сергеевна

учитель русского языка

и литературы

2 категории

МОБУ Грибская СОШ









Благовещенский район

2016 год



стр.


ВВЕДЕНИЕ

3

1

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

4

1.1

Словообразование в современном русском языке

4

1.2

Способы словообразования

9

2

ОККАЗИОНАЛИЗМЫ. МАЯКОВСКИЙ – НОВАТОР СЛОВ

16

2.1

Знакомство с понятием «окказионализм», «окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.

16

2.2

Особенности языка Маяковского

20

2.3

Образование глаголов, прилагательных и имен

существительных в поэзии Маяковского

23

2.3.1

Особенности глагола Маяковского

24

2.3.2

Существительное в творчестве Маяковского

31

2.3.3

Окказиональные имена прилагательные Маяковского

35


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

40


ПРИЛОЖЕНИЕ

42



Введение.

Каждый год русский язык пополняется все новыми и новыми словами. Некоторые из них прочно закрепляются в лексиконе, некоторые, лишь единожды зацепив наш взгляд, бесследно исчезают. Но откуда они берутся? Кто их придумывает? Как образует? Одного великого творца мы нашли -Владимир Владимирович Маяковский – гениальный поэт Серебряного века. Из под его пера выходили яркие, дерзкие, иногда режущие слух слова, никем не употребляемые ранее, так называемые окказионализмы. Опираясь на общие законы словообразования в русском языке мы сделали попытку определить специфику словотворчества поэта и классифицировать его авторские неологизмы.

Объектом исследования в представленной работе являются окказионализмы в поэтическом творчестве В. Маяковского.

Предмет исследования - особенности словообразовательной структуры этих слов.

Цель исследования - изучение наиболее характерных особенностей окказионального словообразования на основе языкового материала.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть раздел «Словообразование». Описать способы словообразования.

2. Знакомство с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.

3. Рассмотреть специфику словотворчества В. Маяковского

4. Создать определенную классификацию собранного материала и сделать выводы по результатам исследования в области окказионального словообразования.

Основный способ исследования: лингвистический анализ текста (словообразовательный аспект), сопоставление.


Глава 1. Словообразование.

1.1 Словообразование в современном русском языке

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

- производная (ПН) основа,

- производящая (ПЩ) основа (или основы),

- средство словообразования,

- способ словообразования,

- процессы, сопровождающие словообразование.

Образование новых слов – очень важный процесс. Он говорит о том, что язык не стоит на месте, он развивается, находится в движении. Процесс становления слова частицей языка весьма длительный, ведь носители должны привыкнуть к нему. Новые слова называются неологизмами. А наука, изучающая способы их появления, – словообразованием.

Словообразование в современном русском языке изучает структуры слов и законы их образования: образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в языке. Существует такое понятие как словообразовательная система, которая представляет собой совокупность словообразовательных типов языка – продуктивный и непродуктивный – в их взаимодействии. Специфика словообразования в структуре языка определяется словообразовательными значениями и средствами их выражения. Словообразовательное значение включает значение, присущее слову в целом (а не отдельной словоформе или нескольким словоформам), и формально выражается внутрисловными средствами у части слов, относящихся к данной части речи.

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим.

Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. Слова, имеющие более одной мотивации, относятся одновременно к разным словообразовательным способам, типам и подтипам. Исчерпывающее рассмотрение всех слов, имеющих более чем одну мотивацию, - задача словообразовательного словаря языка. Задача грамматики – характеристика всех типов мотивации, существующих в словообразовательной системе языка.

Различают синхронное и диахроническое словообразование.  Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

Так, русское слово зонтик с синхронной точки зрения является производным от слова зонт. Оно образовано с помощью присоединения к последнему суффикса -ик со значением уменьшительности. Однако реальная историческая последовательность появления этих слов в русском языке иная. Сначала из нидерландского языка было заимствовано слово зонтик (нидерл. zonnedek). Затем произошло переразложение, т.е. перемещение границы морфем внутри слова (в данном случае – ее возникновение). Заключительная часть корня -ик под влиянием аналогии (домик, столик и т.д.) стала восприниматься как самостоятельная морфема – уменьшительный суффикс. Вследствие этого возникло слово без уменьшительного суффикса – зонт. Таким образом, с синхронной точки зрения, можно говорить о следующем направлении словообразования: зонт - зонтик, а с диахронной – об обратном: зонтик - зонт.

Словообразовательная система русского языка представлена значительным количеством словообразовательных типов. 

Словообразовательный тип – это схема построения производных слов. Словообразовательные типы различаются по ряду признаков. Так, словообразовательные типы различаются в зависимости от соотношения значений производного и производящего слов и от того, к какой части речи принадлежат производящее и производное слова. По этому признаку выделяются две разновидности словообразовательных типов.

1. Значение производного слова отличается от значения производящего слова: мечтать - мечтатель (тот, кто мечтает), жить - житель (тот, кто живет). Словообразовательные типы рассматриваемой группы называют типами лексического словообразования (лексической деривации).

2. Значение производного и производящего слов одинаково: грубый -грубость, храбрый-храбрость (обозначает признак); петь - пение (обозначает действие). Производные слова словообразовательных типов этой группы всегда выполняют иную синтаксическую функцию, чем производящие. Поэтому словообразовательные типы данной разновидности называют типами синтаксического словообразования (синтаксической деривации).

Выделяют типы продуктивные и непродуктивные. Тип, по которому в современном языке образуются новые слова является продуктивным. Тип, по которому в современном языке не образуются новые слова – непродуктивным.

Ряд последовательно связанных между собой пар составляет словообразовательную цепочку: учить - учитель - учительствовать. Существительное учитель, занимающее срединное место в этой цепочке, оказывается производным по отношению к одному глаголу (учить) и мотивирующим по отношению к другому (учительствовать). Движение по цепочке в обратном направлении демонстрирует последовательность шагов образования глагола учительствовать, своего рода его «словообразовательную предысторию». Множество однокоренных слов называется словообразовательным гнездом, а совокупность всех цепочек с этими словами задает структуру гнезда.

Как цепочки в целом, так и отдельные пары слов, связанные отношением мотивации, выделяются в результате словообразовательного анализа. Его следует отличать от морфемного анализа, который состоит в расчленении слова на составляющие его морфемы. Словообразовательный же анализ подразумевает определение мотивирующего слова и проведенной с ним операции, в частном случае выделение форманта, участвовавшего в образовании слова. Полный словообразовательный анализ подразумевает также восстановление всех предшествующих словообразовательных шагов, т.е. установление для данного слова всей его словообразовательной цепочки.

Другим важным понятием словообразования является словообразовательное значение. Речь идет, прежде всего, о значении аффиксов, используемых в рамках одного словообразовательного шага. Рассматривается ряд аналогичных шагов с разными мотивирующими словами, в которых участвует данный аффикс. Существуют два основных подхода к выделению словообразовательного значения. При первом подходе оно определяется при помощи «семантического вычитания»: как повторяющиеся семантические различия между производными и мотивирующими словами. При втором подходе оно определяется как общая часть семантики соответствующих производных слов.

Производные слова, относящиеся к одной части речи и образованные с помощью одной и той же операции с одним и тем же значением, образуют словообразовательный тип. Так, в один словообразовательный тип входят существительные с уменьшительным суффиксом -ик: домик, садик, лилипутик; глаголы с приставкой за- в «начинательном» значении: забегать, запрыгать, зазвенеть и др.



1.2 .Способы словообразования.

У любого слова есть значимые части, морфемы. Это касается не только русского, но и всех остальных языков. Значимыми эти части называются потому, что участвуют в образовании новых слов, они не изменяются при склонении или спряжении. Такими морфемами являются приставка, суффикс и основа. Отсюда – и способы словообразования слов: приставочный и суффиксальный.

Первая последовательная научная классификация способов образования в русском языке была разработана В.В. Виноградовым (1951), который, не ставя перед собой задачи разграничения синхронных и диахронных способов, выделил четыре основных способа словообразования. Он выделил морфологический способ словообразования, противопоставив неморфологическим способам: лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому.

Морфологический способ, центральный способ русского словообразования, - это “образование новых слов с помощью аффиксов” (префиксов, суффиксов и др.); лес-никпо-обедать, на-столь-н-ый. К нему (в классификации В.В. Виноградова) примыкает фонетико-морфологический способ – такой прием создания слов, при котором их образование происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождается фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухóй → глушь; сухой → сушь.

Неморфологические способы не используют аффиксальных словообразовательных средств.

Лексико-семантический неморфологический способ – это образование нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы, формирования омонимов путем распада одного слова на два: кулак (‘зажиточный крестьянин’) ← кулак; успевать (‘хорошо учиться’) ← успевать (ср. успеть).

Лексико-синтаксический неморфологический способ – это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния двух и более слов: умалишенный (ума лишенный), сумасшедший (с ума сшедший), сегодня (сего дня), семьсот (семь сот).

Лексико-синтаксический неморфологический способ в классификации В.В. Виноградова включает все факты перехода слов из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ним случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово: рабочий (сущ.) ← рабочий (прилаг.), весной (наречие) ← весной (сущ.), караул! (междометие) ← караул (сущ.).

В дальнейшем классификация способов русского словообразования, предложенная В.В. Виноградовым, подверглась уточнениям и корректировке: так, фонетико-морфологический способ стал рассматриваться как разновидность морфологического и получил название «безаффиксального» способа; с выделением же нулевых словообразовательных аффиксов он стал трактоваться как нулевая суффиксация; изменения значений слов (лексико-семантический способ) и развитие омонимии в современной науке, как правило, относятся к сфере лексикологии. В то же время разработанная В.В. Виноградовым классификация способов словообразования последовательно учитывается в практике преподавания: именно она лежит в основе школьного курса русского языка.

В современной же дериватологии эта классификация способов словообразования может быть отнесена только к диахроническому словообразованию: выделенные В.В. Виноградовым способы (прежде всего неморфологические) позволяют дать ответ на вопрос, с помощью каких средств в истории русского языка было образовано то или иное конкретное слово. Например, появление в языке слова спасибо, созданного лексико-синтаксическим способом на базе устойчивого сочетания лексических единиц спаси Бог, - результат длительного исторического развития, а не использования типизированной модели в настоящем.

В современном русском языке сохраняют продуктивность лишь отдельные разновидности неморфологических способов. Это, например, субстантивация прилагательных и причастий (приёмная, докладная, командировочные, провожающие, отъезжающие) и сращение, или слияние наречия и прилагательного или причастия (долгоиграющая пластинка, быстрорастворимый кофе, вечнозеленое дерево).

В научной литературе по словообразованию существуют разные классификации способов словообразования. Одни классификации строятся без учета синхронии и диахронии в словообразовании, другие выделяют чисто синхронные и диахронные способы словообразования.

Предлагаем использовать следующую классификацию синхронных способов словообразования (деривации):

1. Суффиксальный способ (суффиксация), показателем которого выступает материально выраженный или нулевой суффикс, например: лицо → личный, личико, личина; зима → зимний, зимушка, зимовать. Нулевой суффикс встречается в отглагольных существительных со значением отвлеченного действия: выходить → выходǾ, взрывать→ взрывǾ; в существительных, образованных от прилагательных со значением отвлеченного признака: тихий → тишьǾ (тихая погода) (ср.: тишина с материально выраженным суффиксом), зеленый → зеленьǾ; в отдельных прилагательных: золото → золотǾой; числительных: шесть → шестǾой. существительных: заикаться → заикǾа.

В лингвистической литературе нулевую суффиксацию либо выделяют в отдельный способ словообразования, либо называют безаффиксным способом, либо относят к флективному способу образования, либо рассматривают в составе суффиксального способа (как в предлагаемой классификации).

Разновидностями суффиксального способа образования (деривации) также являются постфиксальный способ, при котором к мотивирующему глаголу присоединяются постфлексийные суффиксы -ся (например: волновать→волноваться), -то, -либо, -нибудь (например: кто → кто-то, где → где-либо), и суффиксально-постфиксальный способ – присоединение к мотивирующей основе суффикса и постфикса (например:гордый→гордиться).

2. Префиксальный способ (префиксация), показателем которого выступает префикс, например: город→пригород, ехать→подъехать, сильнее→посильнее. При префиксации приставка присоединяется не к мотивирующей основе, как при суффиксации, а ко всему мотивирующему слову и не переводит мотивированное слово в другую часть речи.

3. Комбинированные способы словообразования (деривации), при которых в структуру лексической основы мотивированного слова включается более одного деривационного форманта. Разновидности комбинированной деривации:

а) префиксально-суффиксальный способ (например: стакан → подстаканник), в том числе деривация с нулевым суффиксом (например: усы →безусǾый. Внешне эта разновидность неотличима от префиксации, однако для разграничения указанных способов следует иметь в виду, что при префиксации мотивированное слово принадлежит к той же части речи, что и мотивирующее, тогда как мотивированное слово рассматриваемой разновидности комбинированной деривации воспроизводит иные, чем мотивирующее, лексико-грамматические свойства.

б) префиксально-постфиксальный способ, например: играть → доиграться, думать → задуматься;

в) суффиксально-постфиксальный способ, например: гордый→ гордиться;

г) префиксально-суффиксально-постфиксальный способ, например: земля → приземлиться.

4. Сложение основ (строитель судов → судостроитель) и сложение слов (диван-кровать, лекция-концерт, вечнозеленый). Различаются следующие разновидности сложения основ:

а) безаффиксальное (“чистое”) сложение, например: устойчивый к морозу → морозоустойчивый, север и восток → северо-восток;

б) сложение с суффиксацией – с материально выраженным и нулевым суффиксом, например: железная дорога → железнодорожный; везде ходит → вездеходǾ. Для разграничения сложения с нулевым суффиксом и безаффиксального сложения имейте в виду следующее: при чистом сложении (безаффиксальном) вторая часть мотивированного сложного слова совпадает со вторым мотивирующим словом (судостроитель строитель судов), тогда как при сложении с нулевой суффиксацией такого совпадения не наблюдается (контейнеровоз  возить контейнеры);

в) аббревиация – сложение основ, например: БАМ (звуковая аббревиация), КНР (буквенная), замполит (слоговая), районосбербанк (смешанная.

Словообразовательный анализ имеет своей целью определение места анализируемой лексемы в ряду структурно соотносительных с ней лексических единиц. Эта задача решается путем построения словообразовательной (деривационной) цепочки – ряда однокоренных слов, связанных отношением семантической мотивации. В этой связи выделяются слова мотивированные и немотивированные.

Мотивированными являются слова, значение которых может быть истолковано с помощью однокоренных с ними слов. Так, например, существительное «листва» по значению может быть истолковано как «совокупность листьев», прилагательное «деревянный» как «сделанный из дерева», глагол «молодеть» как «становиться моложе» и т.д. Ср. невозможность такого способа истолкования значения слов «лист», «дерево», «моложе», которые рассматриваются в качестве немотивированных слов. Мотивированные слова осознаются как таковые только потому, что в языке существуют соотносительные с ними мотивирующие слова – лексические единицы, входящие в истолкование семантики мотивированных слов. Так, в приведенных выше примерах слова «лист», «дерево», «моложе» являются мотивирующими по отношению к словам «листва», «деревянный», «молодеть». Следует различать понятия «мотивирующее слово», «немотивированное слово» и мотивированные слова. Например, существительное «писатель» является мотивирующим к прилагательному «писательский» («имеющий отношение к писателю»), само, в свою очередь, является мотивированным глаголом «писать».

В составе мотивирующего слова вычленяется мотивирующая основа – общая часть лексической основы мотивирующего и мотивированного слов с учетом морфонемных чередований и наложения основ. Морфонемные чередования – это чередования фонем в рамках одной морфемы, например: рука – ручной, друг – дружба – друзья.

При построении деривационной цепочки устанавливается способ деривации – наращения и изменения в структуре основы мотивированного слова по сравнению с мотивирующей основой. Установление способа деривации связано с определением деривационных средств – основных (конкретных аффиксов) и сопутствующих (морфемных чередований, например: пеку → печенье; наложения, например: Омск → омский; усечения основы мотивирующего слова, например: удаваться → удача).

Так, сопоставляя структуру мотивированного слова «горожанин» (житель города) с мотивирующей основой «город», устанавливаем следующее: а) в основе мотивированного слова есть суффикс -анин, отсутствующий в мотивирующей основе; б) присоединение суффикса к мотивирующей основе сопровождается морфонемным чередованием /д/ : /ж/. Таким образом, устанавливаем, что способ деривации для существительного «горожанин» – суффиксация + морфонемное чередование: горожанин ← город.

Деривационный анализ завершается построением деривационной цепочки, начальным звеном которой служит немотивированная лексема, а конечным – анализируемое слово. Ср., например, деривационную цепочку существительного «общественность»: общественность ← общественный ← общество ← общий.


2. Окказионализмы. В. В. Маяковский – новатор слова.

2.1 Знакомство с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.

Изучая окказиональное словообразование, мы изучаем особый аспект языка - его творческую сторону. Это словообразование ориентировано не на существующие языковые правила, а на потенциальные языковые возможности и на способность говорящего реализовать их в речи. Окказионализмы - своего рода демонстрация того, на что способен язык при создании новых слов.

Окказиональными словами (или окказионализмами) принято называть слова, существующие, как правило, лишь в определенном, породившем их контексте, не вошедшие в язык.

Окказиональный - (лат. occasionalis «случайный») – слова, образуемые «по случаю», в конкретных условиях речевой коммуникации и, как правило, противоречащие языковой норме, отклоняющиеся от привычных способов образования слов в данном языке. Неузуальный, несоответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления1.

Окказиональные явления обычно бывают индивидуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, чаще писателям. Поэтому окказионализмы разного рода иногда называют индивидуальными (или авторскими), подчеркивая их «необщепринятость» и отнесенность к известному создателю. При этом окказиональное противопоставляют общенародному, языковому.

Понятие окказиональный состоит в оппозиции другому термину – «узуальный», т. е. отвечающий принятому в данном языковом коллективе употреблению слов, фразеологических оборотах, грамматических конструкций и т. д. Следовательно, все слова в современном русском языке можно разделить на два больших класса: слова «канонические» - обычные, общего пользования, литературные слова. И слова окказиональные – случайные, индивидуального пользования, возникающие экспромтом в процессе самой речи. Слова эти различны между собой по ряду свойств и признаков, в общем и целом сводящихся – на уровне лексики – к признакам различия между языком и речью: канонические слова – это лексические единицы языка, а окказиональные – лексические единицы речи.

Окказионализмы характеризуются следующими признаками:

1. Принадлежность к речи;

2. Невоспроизводимость (творимость);

3. Ненормативность;

4. Функциональная одноразовость;

5. Экспрессивность;

6. Индивидуальная принадлежность.

Рассмотрим более подробно эти признаки:

1. Принадлежность к речи наиболее важный признак окказиональных слов. В окказионализмах содержится противоречие между фактом речи и нормой языка. Они выражают в особых языковых формах предельную конкретность соответствующих ситуаций. Факт создания и употребления окказионализмов это факт речи, а не языка.

2. Творимость окказионализмов противопоставлена воспроизводимости узуальных слов. Под воспроизводимостью понимается функциональная повторяемость слова в готовом виде. Так как окказионализмы явление речевое, то они не воспроизводятся, а творятся заново всякий раз для каждого конкретного случая их употребления. Существует принципиальная разница между подлинной воспроизводимостью узуальных слов и мнимой воспроизводимостью окказиональных, которая называется повторяемостью. Окказионализмы не воспроизводятся, а повторяются, цитируются с определенной целью, например, при чтении какого-либо произведения, содержащего окказионализмы.

3. Ненормативность характерная особенность окказиональных слов. Окказиональные слова мотивированно неправильные слова, являются одним из проявлений поэтической речи (в самом широком смысле). Создание окказионализмов это сознательное отклонение от нормы и, если оно достаточно осознается, обязательно несет в себе дополнительную информацию, т.е. выступает как образное средство, как средство показа какой-либо характеристики речевой, социальной, диалектной, профессиональной, возрастной и т.д.

4. Важнейшим свойством окказионализмов является их одноразовость. Это свойство выражается в том, что окказионализмы создаются для того, чтобы употребить в речи всего один раз. Окказиональные слова передают особенность ситуации, ее предельную конкретность, которую не может выразить узуальное слово.

5. Под экспрессивностью понимают выразительные качества речи, отличающие ее от обычной (стилистически нейтральной) и придающие ей образность и эмоциональную окрашенность. Обязательная экспрессивность характерная черта окказиональных слов. Это их сквозной признак, в отличие от узуальных слов, большей части которых не свойственна экспрессивность. Кроме того, экспрессивность окказионализмов носит ингерентный характер. Ингерентная экспрессия означает, что окказиональные слова экспрессивны сами по себе, в силу особенностей своего строения. Степень окказиональности и соответственно экспрессивности разных окказиональных слов неодинакова: чем меньше формальных и семантических нарушений, тем меньше окказиональности (а вместе с нею и экспрессивности) содержится в этом слове, и наоборот.

6. Еще один важный признак окказиональных слов их принадлежность к определенному лицу. Для окказионализма его авторская принадлежность является принципиальным условием пребывания в окказиональном статусе.

Таким образом, окказиональное слово это речевая экспрессивная единица, обладающая свойством невоспроизводимости, ненормативности и функциональной одноразовости.

Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. Неологизм - (от греч. «новый» и «слово») – это слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке. Из этого определения ясно, что понятие неологизма изменчиво во времени и относительно: неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну. Например, для русского языка конца 20 в. определенная новизна ощущается большинством в словах иноязычного происхождения имиджмейкер, Интернет, в словах, образованных из русских морфем: белодомовцы (о защитниках Белого дома в Москве во время октябрьских событий 1993), наличка (т.е. наличные деньги), разгосударствление (преобразование государственной собственности в какую-либо иную – частную, кооперативную, коллективную) и т.п.

Неологизмы это новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями языка. Неологизмы делятся на общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные) и авторские, индивидуально-стилистические. Возникновение общеязыковых неологизмов связано с обозначением нового предмета или явления. Авторские, индивидуально-стилистические, окказиональные неологизмы преследуют определенные художественные цели. Они редко выходят за пределы контекста и не получают широкого распространения. Неологизмы создаются в языке по продуктивным моделям, по образцу уже существующих в языке слов. Общеязыковые неологизмы обычно довольно скоро перестают восприниматься как новые слова, новизна их со временем стирается; а окказионализмы, если они не вошли в язык, не стали общеупотребительными, то так и остаются новыми словами.


2.2 Особенности языка В. Маяковского.

Окказиональные образования используются многими писателями и поэтами. Ярким примером использования окказиональных слов является В. Маяковский.

Чтобы понять, почему В. Маяковский использовал в поэтической речи неологизмы, нужно исходить от течения русской литературы, в рамках которого он работал. В. Маяковский работал в рамках кубофутуризма — направления в искусстве 1910-хгг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предметов «четвертомизмерении», т. е. во времени). Кубофутуристы провозглашали, что новое время требует новых форм. Поэтому активно обновлялся и поэтический язык. Окказионализм – это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального слова. В. Маяковский раздвигает присущие языку словообразовательные рамки. Именно нарушая словообразовательные нормы, поэт создает яркий, оригинальный образ.

Окказиональные слова могут создаваться в разных сферах и при различных условиях:

1. Речь писателя. Стремясь обновить слово, поэты часто используют непродуктивные суффиксы.

# Например, собирательные имена с суффиксом -ё- . В современном русском языке этот суффикс малопродуктивен, и собирательные имена вытесняются обычными формами множественного числа.

Дамьё от меня ракетой шарахалось...

...но с детства людьё трудами муштровано.

(«Люблю», 1922)

2. Детская речь.

# Например, "Какое-то воскресенье у нас вышло не воскресенное",- говорит девочка 9 лет.

3. Разговорная речь.

# Примером может служить усечение основ, которое особенно характерно для образования окказионализмов в разговорной речи: шиз – из шизофреник, бук – из букинистический магазин.

4. Язык газет.

#Стиль газет немногим отличается от разговорной речи. Наиболее распространен такой способ образования окказионализмов, как суффиксация:

накрутить-накрут-к-а.

Образование окказиональных слов.

При образовании окказиональных слов, как правило, нарушаются законы построения соответствующих общеязыковых единиц, нормы языка.

С точки зрения того, как именно нарушаются при окказиональном словообразовании законы действия словообразовательного типа, можно различить два вида окказионализмов:

1. Слова, произведенные с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов;

2. Слова, произведенные по образцу типов непродуктивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху, т.е. с нарушением законов эмпирической продуктивности.

В окказионализмах первого вида нарушаются условия образования производных слов того или иного типа безразлично к тому, обладает ли данный тип эмпирической продуктивностью или нет. Чаще в таком случае в качестве образца выступают продуктивные типы. Ярким примером окказионализма такого рода может являться слово канцелярит, созданное К. Чуковским по образцу названий болезней плеврит, бронхит и т.п. В этом словообразовательном типе в качестве производящих используются существительные, называющие части организма. К. Чуковский нарушил эту семантическую ограниченность, использовав как производящую основу имени существительного канцелярия.

В окказионализмах второго вида нарушается общая пассивность, бездеятельность типа в ту или иную эпоху, но условия образования производных слов этого типа не затрагиваются. От существительных на -ение затруднено производство прилагательных. Если же они образуются, то это бывают прилагательные на -енческий (или -енский, устар.) : приключение - приключенческий, управление - управленческий . В детской речи встречаем воскресенный («Какое-то воскресенье у нас вышло не воскресенное»,- говорит девочка 9 лет). От существительного воскресенье отсутствует общепринятое прилагательное. Если бы оно было в языке, оно должно было бы иметь форму «воскресенческий». Вероятно, в образовании слова воскресенный сыграло роль влияние близких в семантическом отношении пар, таких, как понедельник - понедельничный, вторник - вторничный, а также общая продуктивность суффикса относительных прилагательных -н-.

Окказиональное словообразование названных видов совершается под воздействием аналогии. Аналогия при этом действует и как фактор регулярности, единообразия (так как окказионализм берет за образец обычное слово), и как фактор нарушения регулярности (так как окказионализм, беря за образец обычное слово, чем-то не похож на него, отличается от него).

В окказиональном слове содержится противоречие между фактом речи, с одной стороны, и системой и нормой языка — с другой. Оно выражает в особых языковых формах предельно специфическую конкретность соответствующей ситуации.

Многие окказионализмы создаются на основе образного осмысления их словообразующей модели. В них могут быть «скрыты» эпитеты, метафоры или сравнения.









2.3 Образование глаголов, прилагательных и имен

существительных в поэзии В. В. Маяковского.

Окказиональные образования охотно используются писателями. Окказионализм - это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального слова. Поэты, писатели часто раздвигают присущие языку словообразовательные рамки. Каждый словообразовательный тип имеет в языке свои границы употребления, - он ограничен в возможностях. Но писатели и поэты иногда позволяют себе расширить возможности образования слов. С точки зрения общепринятого литературного языка такое слово нарушение грамматической (в данном случае словообразовательной) нормы, а поэт с его помощью создает яркий, оригинальный образ.

В поэзии стихотворчество открывает путь к демократизации стихотворной речи и неограниченные возможности для новаторства. Художественная проза нашего времени также характеризуется обилием окказионализмов, отражающих экспрессивные функции русского словообразования.

Немало окказионализмов обязано своей выразительностью экспрессивным аффиксам или особым словообразовательным моделям, которые усиливают интенсивность качества, динамизм действия. Стилистическое использование экспрессивной аффиксации при создании индивидуально-авторских неологизмов можно иллюстрировать примерами из поэзии В. Маяковского.



2.3.1 Особенности глагола В. Маяковского.

Самая богатая область словотворчества Маяковского – создание новых глаголов путем присоединения к обычным формам глагола различных приставок:

Пухлыми пальцами в рыжих волосиках

солнце изласкало вас назойливостью овода –

в ваших душах выцелован раб.

(«Владимир Маяковский», 1913г.)

Здесь в двух смежных строках мы видим два глагольных окказионализма, наиболее типичных для стиля Маяковского. Приставка из- , присоединенная к глаголу ласкать , вносит в его значение оттенок усиленного проявления действия, доведение его до крайнего предела. Аналогично построен второй неологизм – выцеловать. Если мы сопоставим его, с одной стороны, с более употребительной формой исцеловать, а с другой стороны, с группой глаголов, образованных префиксом вы- (выговорить, выкинуть, выписать и т.д.), то увидим, что приставка вы- вносит в значение основы те же признаки движения изнутри наружу или исчерпанности процесса, как и префикс из- . Окраска этих глаголов позволяет Маяковскому создавать множество неологизмов на префиксе из-(-ис).

Топорщились застрявшие поперек горла,

Пухлые taxi и костлявые пролетки.

Грудь испешеходили.

Чахотки площе.

(«Облако в штанах», 1915)

Глагол испешеходить образован от существительного пешеход путем прибавления приставки –ис и суффикса –и . Обычно глаголы с этими морфемами образуются от прилагательных: иссушить образован от основы прилагательного сухой с помощью приставки –ис и суффикса –и . Таким образом, отличительной чертой этих двух дериватов является производящая основа, а именно часть речи, от которой образованы глаголы. В первом случае глагол образован от существительного, во втором – от основы прилагательного. Рассмотрим еще несколько примеров окказиональных глаголов, образованных от глаголов несовершенного вида путем прибавления приставок –из(-ис).

Мы еще извеселим берлинские улицы.

(Германия, 1922)

Из-веселить- веселить.

Если всю доску изыграть эту...

(«Стих резкий о рулетке и железке», 1922)

Из-ыграть- играть

Обрезовой

пулей

сельскую темь

кулак иссверлил неистов.

(«На что жалуетесь?», 1929)

Ис-сверлить- сверлить

Некоторые глаголы Маяковский образует от имени существительного. Такие глаголы принято называть метафоричными. Основа этих частей речи уже является окказионализмом.

Мир зашевелится в радостном гриме,

цветы испавлинятся в каждом окошке...

(«Владимир Маяковский», 1913г.)

Глагол испавлинятся несет на себе новую смысловую нагрузку: в него включено сравнение цветов с оперением павлинов. Объяснить нарушение закона словообразования мы можем, выстроив словообразовательную цепь: ис-павлин-ят-ся-павлин (ср. измучить - мучить - мука). В данном случае окказиональный глагол образован от имени существительного (так же как и примеры, приведенные ниже), тогда как глагол измучить, образован от основы глагола несовершенного вида.



...изэлектричати Днепры и Волховы.

(«На что жалуетесь?», 1929)

Из-электричить- электричество

А нам 
не только, новое строя, 
фантазировать, 
а еще и издинамитить старое.

(«150 000 000», 1920)

Из-динамить- динамит

Метафоричные глаголы Маяковский образовывал также постфиксальным способом:

Не летим, а молньимся,

(«150 000 000», 1920)

А ночь по комнате тинитсяи тинится,-

из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.

(«Облако в штанах», 1915)

Глагол тиниться, (Н.ф.) образован от основы существительного тина с помощью суффикса – и и постфикса – ся . Аналогом такого образования слова может являться глагол туманиться , который в свою очередь образован от основы существительного туман путем присоединения суффикса -и и постфикса - ся . В данном случае словообразовательная модель, существующая в языке, послужила образцом для окказионального образования.

Тиниться-тина+ить+ся

Туманиться-туман+ить+ся

Аналогичную словообразовательную цепь имеют глаголы мышится и молньимся:

Мышиться-мышь+ить+ся

Молньиться-молния+ить+ся

В смысловой основе метафоричных глаголов лежит не только признак действия, но и образность предмета, то есть глагол воспринимается не только как действие, а еще как предмет. Например, молньится (то есть не просто несется\летит, а несется\летит как молния).

Маяковскому также свойственно наращение вторичных приставок к глаголам, что вследствие приводит к образованию сложных глаголов. Например, Маяковский пользуется для создания сложных глаголов приставкой – раз(-рас) . В большинстве случаев приставка –раз(-рас) выражает высокую степень действия, доведенную до крайнего предела.

Леди,

спросите

у мерина сивого –

он

как Мурманск

разизнасиловал.

(«Хорошо!», 1927)

Буржуй

бежал,

подгибая рессоры,

сел

на английской мели.

В его интересах расперессорить

народы советской земли.

(«Жид», 1928)

Разизнасиловал-раз+из+насиловать+л

Расперессорить-раз+пере+ссорить

Феномен данных глаголов обуславливается тем, что таких слов в русском литературном языке просто не существует.

Больше всего у Маяковского новоизобретенных глаголов с приставкой вы-. Почти в каждом стихотворении мы можем найти один или несколько образцов таких неологизмов:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая -

ей нечем кричать и разговаривать.

Производящей базой к глаголу выкипячивать является основа глагола выкипятить, который в свою очередь образован от основы глагола кипятить, а кипятить - образование от существительного кипяток ( выкипячивать- выкипятить- кипятить- кипяток) . Так же образуется глагол выколачивать , произошедший от основы глагола выколотить , который в свою очередь образован от основы глагола колотить ( выколачивать- выколотить- колотить) . Словообразовательная цепь окказионального слова отличается от узуального тем, что исходным словообразующим словом является имя существительное, тогда как во втором случае - глагол.

...пошел грозою вселенную выдивить

(«150 000 000», 1920)

Дай хоть в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб

(«Лиличке! Вместо письма», 1916)

...кто зубы еще злобой выщемил

(Война и мир, 1916)

А мне не жалко,

Лица не выгрущу

(«Мысли в призыв», 1915)

К основам глаголов присоединяется префикс -вы. Примером такого словообразования могут служить такие глаголы, как: выпустить - пуститьвыписать - писать.

Выдивить- удивить

Выреветь- реветь

Выщемил- щемить

Выгрущу- грустить

Небольшая, но очень интересная серия глаголов создана Маяковским при помощи префикса в- . Значение этой приставки не подвергается колебаниям: она всегда указывает направление движения вовнутрь предмета.

Учитывая это значение, Маяковский строит такие новообразования:

Железо рельс всочило по жиле

в загар деревень городов заразу!

(«Война и мир», 1916)

В каждое ухо ввой:

Вся земля –

каторжник

с наполовину выбритой солнцем головой!

(«Ко всему», 1916)

(Ср. вкрутить- крутить, вбежать- бежать)

Все эти глаголы характеризуют какое-то конкретное движение, и значение их легко раскрывается из контекста. Но опять-таки, как и в разобранных выше примерах, Маяковский нередко соединяет этот предлог с глаголами иных разрядов. Таким путем создаются метафорические неологизмы.

По черным улицам белые матери

судорожно простерлись, как по гробу глазет.

Вплакались в орущих о побитом неприятеле:

«Ах, закройте, закройте глаза газет!».

(«Мама и убитый немцами вечер», 1914)

Родственная этому типу глаголов группа, построенная на префиксе вз- (вс-) , означающем движение вверх, подъем (а также и напряженность действия или доведение его до предела).

Маяковский нередко усиливает эмоциональную окраску нормальных глаголов, вырывая из них обычную приставку раз- , и заменяя их префиксом вз-:

...взрумянились щеки-пончики.

(«Взяточники», 1926)

Неологизм можно было заменить обычной формой данного глагола (разрумянились), но тогда специфический эмоциональный тон данного глагола был бы утрачен.

Немногочисленны, но очень интересны глаголы группы с префиксами при- (основное значение приставки – направление движения к одной точке или сосредоточение процесса вокруг одного центра: причалить, прижить . Другая функция – ограничение сферы или силы действия: приоткрыть, придержать ).

Метафорическую нагрузку несет глагол в таком примере:

Чикаго внизу

землею прижаблен.

(«150 000 000», 1920)

В этом глаголе скрещиваются два значения: действие («прижат», «придавлен») и объект действия («как жаба»). (Ср. примагничен- действие «притянет» + субъект действия – «магнит».) Прижаблен действие «прижат» + субъект действия «как жаба».

В стихе Маяковского происходит, как говорил О.М. Брик, своеобразное «размыкание» синтаксических связей.

Глагол перерастает свою обычную функцию носителя действия и перетягивает на себя те признаки значения, которые в традиционных синтаксических конструкциях распределяются между другими словами.



2.3.2 Существительные в творчестве В. Маяковского

Общеизвестны новообразованные Маяковским собирательные имена (с суффиксом -ё-).

В современном русском языке этот суффикс малопродуктивен, и собирательные имена вытесняются обычными формами множественного числа.

Однако для Маяковского важна отрицательная аффективная окраска этих слов, возникшая в обычном словоупотреблении, где суффикс -ё- приобрел оттенок пренебрежительности (хулиганьё, старьё, тряпьё, бабьё).

Зазубрит фразу

– ишь ребятьё!

(Марксизм – оружие, огнестрельный метод.

Применяй умеючи метод этот!, 1926)

Над дохлым лошадьём вороны кружатся.

(«Два не совсем обычных случая», 1921)

Я

планов наших

люблю громадьё,

размаха

шаги саженьи.

(«Хорошо!», 1927)

Будут

месть

ступени лестниц

бородьём лохматым.

(«Чье рождество», 1928)

Для образования окказиональных существительных В.Маяковский пользуется также суффиксы -ищ, -ишк.

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адки.

Я думал – ты всесильный божище,

а ты недоучка, крохотный божик.

Ну, пора: рассвет лучища выкалил

(«Юбилейное», 1924)

Окказиональные существительные адище, божище, лучища образованы по аналогии с существительным сапожище, с помощью суффикса –ищ . Данный суффикс несет в себе смысловую нагрузку громоздкости. Автор, использовав данный суффикс в своих неологизмах, придал существительным ту стилистическую окраску, которая была необходима для выражения более точного эмоционального оттенка.

Адище-ад+ищ+е

Божище-бог+ищ+е

Лучища-луч+ищ+а

На лице обгорающем

из трещины губ

обугленный поцелуишко броситься вырос.

(«Облако в штанах», 1915)

Существительное поцелуишко образовано по одной схеме с существительным домишко. Но суффикс –ишк прибавляется к основе абстрактного существительного поцелуй , в то время как в языке этот суффикс всегда присоединяется к основе конкретных существительных : дом -домишко, воробей- воробьишко и т.д.

Для придания слову любовь значение «маленькой любви» Маяковский использует уменьшительно-ласкательный суффикс –ёночек.

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький,

смирный любёночек .

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

Любёночек - существительное, образованное от основы слова любовь, которое по своему категориальному значению является неодушевленным. В данном случае можно провести сопоставление с существительным тигренок , но оно образовано в соответствии с нормой от основы существительного тигр ,которое по категориальному значению является одушевленным.

Любеночек-любенок- любовь

Тигреночек- тигренок- тигр

Львеночек- львенок- лев

В поэзии Маяковского можно выделить новообразования, которые сконструированы с иронической аналогией и не имеющие оценочной суффиксации.

Бюрократиада

Прабабушка бюрократизма

(бюрократиада)

Бюрократ-бюрократиада (Ср. Олимп- олимпиада)

Поэт нарушает закон производности от слова бюрократ лексем с суффиксом –над (а)- .

В словотворчестве поэта можно найти словообразовательные пародии на канцеляризмы:

Чуть ночь превратится в рассвет,

Вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет

расходится народ в учреждения.

(«Прозаседавшиеся», 1922)

Поэт намеренно разбивает на отдельные части уже существующее слово «Главкомполитпросвет», получив якобы четыре новых учреждения и добившись чувства иронии и комизма, высмеял непонятное многообразие аббревиатур.

Одним из действенных приемов поэтического языка является нарушение привычных грамматических категорий единичности и множественности. Символисты создавали целые циклы новых имен абстрактного значения во множественном числе.

Маяковский также часто пользуется приемом необычного множественного числа, но, в отличие от символистов, он не изобретает новых отвлеченностей, а оперирует обычными словами, имеющими предметное значение и окаменевшими в единственном числе.

...встречу я неб самодержца...

(«Я и Наполеон», 1915)

Тех нашли у истории в пылях...

(С товарищеским приветом, Маяковский, 1919)

Утихомирились бури революционных лон...

(«О дряни», 1921)

Железо текло в океанские илы...

(«Рабочим Курска», 1924)



2.3.3 Окказиональные имена прилагательные Маяковского.

Прилагательные Маяковского чаще всего являются сложными, те есть слиты значения двух и более корней, что усиливает их смысловую роль. Маяковский создает многосложные эпитеты. Роман Якобсон отмечает такие «чудовищные эпитеты» Маяковского в стихах первого периода (1912–1920): «звонконогие гимнасты», «простоволосая церковка», «мясомясаябыкомордая орава».

Тело лазоревосинесквозное.

...Эскадры верблюдокорабледраконьи.

(«Пятый Интернационал», 1922)

...школа – кино америколицее.

(«Беспризорщина», 1926)

...И Урал орал, непроходимолесый.

(«Рабочим Курска», 1924)

Лазоревосинесквозное- лазоревый+ синий+ сквозной

Верблюдокорабледраконьи-верблюд+корабль+дракон

Америконолицее-Америка+лицо (ср. круглолицый)

Непроходимолесый-непроходимый+лес

Данный пример указывает, что сложные эпитеты Маяковского создавались путем слияния самостоятельных слов. Некоторые возникали сразу, как слитные комплексы, но смысловая функция их в обоих случаях одинакова: это слова с удвоенной смысловой нагрузкой, эпитеты, заменяющие описательное словосочетание.

Излюбленный Маяковским способ форсирования словесных значений – создание необычных степеней сравнений:

Очистительнейшей влагой вымыт

грех отлетевшей души.

...Дантова ада кошмаров намаранней.

(«Война и мир», 1916)

Где роза есть нежнее и чайнее?

(«Надоело», 1916)

Маяковский присоединяет усилительную приставку раз- и к прилагательным, превращая их в гиперболические эпитеты:

Все

в порядке разударном

в спешном,

в экстренном

и в срочном.

(«В чем дело?», 1928)

Возьми разбольшущий дом в Нью-Йорке.

(«Небоскреб в разрезе», 1925)

В прилагательном поэт использует прежде всего ту его функцию, в которой оно реализуется «более конкретно, живо, индивидуально» (А.М. Пешковский) – функцию обозначения принадлежности, материальной связи между людьми и предметами. Так, например, в поэме «Облако в штанах»:

Вот и вечер

в ночную жуть

ушел от окон,

хмурый,

декабрый .

Прилагательное декабрый образовано по аналогии с прилагательными храбрый, бодрый, которые в языке вовсе не являются словами производными. Однако декабрый - образование либо от существительного декабрь с помощью прибавления нулевого суффикса, либо от основы прилагательного декабрьский путем усечения суффикса –ск , то есть данная часть речи является производной, что и указывает на нарушение закона словообразования.



Таким образом, основными способами образования окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского являются:

1-ый способ – приставочный – 70 слов.

2-й способ - суффиксальный – 49 слов.

3-й способ  - слияние нескольких корней – 27 слов.




Заключение.

Специфика словотворчества Маяковского.

Поэтическое дарование Маяковского в значительной степени концентрируется на его новообразованиях. Они входят в словесную ткань его произведений с самой различной тематикой: революционной, трудовой, урбанистической, лирической. Неологизмы поэта построены в соответствии с закономерностями русского словообразования. Среди активных моделей окказиональных образований встречаются как аффиксальные, так и безаффиксные приемы и способы, среди которых преобладает словосложение (основосложение) и сложносокращенные единицы. Маяковский часто обновляет традиционную структуру стихотворной речи. Его поиски в области формы и содержания предопределяются окказиональными образованиями. Это слова одноразовой фиксации, но эта особенность как раз и усиливает выразительность художественного повествования поэта.

Словоновшества, метафора, каламбур и т.д. для Маяковского не самоцель, а прием, подчиненный идеологической установке. Высокое стилистическое мастерство поэта всегда и везде служило социальному заданию.

Работая с текстами поэта, мы лишний раз убедились в том, что Маяковскому в высшей степени было свойственно чувство русского языка. Образование новых слов не было для него самоцелью. В своем словотворчестве Маяковский осознанно и целенаправленно реализует те особенности, функции, потенциальные возможности всех классов слов русского языка, которые позволяют ему наиболее ярко, «весомо», «зримо» выразить свою мысль и свое отношение к изображаемым предметам, событиям, людям, создать наиболее эмоциональный, живой и конкретный образ.

Можно спорить об «удачных» или же «неудачных» индивидуальных словообразованиях поэта, можно по-разному подходить к оценке его творчества, но все это наша недалекая история, ее блеск и горечь. Грамотно применяя правила словообразования в русском языке, В. Маяковский создавал такие «слова – выстрелы», которые несли в себе дух его времени, отражали упорные поиски поэтом художественной формы и точности ее языкового выражения.

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык // Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3-19.

2. Быкова Л.А. Современный русский литературный язык. Морфемика и словообразование. – Харьков, 1974.

3. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975.

4. Виноградов В.В. К спорам о слове и образе // Вопросы литературы. 1960. №5. – С. 66.

5. Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. – М., 1943.

6. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991.

7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис // Наука. 1979. – С. 264.

8. Гончаров Б.П. О поэтике Маяковского. – М., 1973.

9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

10. Катышев П.А. О функциях окказионального образования // Общие проблемы строения и организации языковых категорий. - М., 1998. - С. 83.

11. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. – М., 1973.

12. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). – М., Высшая школа, 1976.

13. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. – М., 1973.

14. Немченко В.Н. Современный русский язык. – М., 1984.

15. Русский язык в школе. № 6, 1995 год.

16. Современный русский литературный язык. Под редакцией Леканта П.А. – М., 1982.

17. Ханпира Э. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании // Развитие словообразования современного русского языка. – М., Наука, 1966. – С. 153-167.

18. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык, часть 2.

– М.,1987.

19. Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. – М., 1953.



Приложение

1 «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой – 4, с.20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!