Я хочу с вами поделиться одной интересной находкой, игровой технологией СОРСИ, и рассмотреть ее, как инструмент физического развития детей дошкольного возраста, в котором проявляется интерес к изучению русской народной культуре.
Дошкольный возраст – это время, когда можно максимально постараться улучшить физическое развитие дошкольника, чтобы заложить фундамент крепкого здоровья и успешной учебной деятельности.
Так же необходимо уделять больше внимания его духовно-нравственному воспитанию, ведь это не только знакомство с бытом, культурой, традициями, но и проявление любви к Родине, родному краю, уважения к труду народа того времени, развитие толерантности, доброжелательного отношения, культурного поведения, трудолюбия, творчества и фантазии.
Физическая культура может внести весомый вклад в решение проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности. Во время занятий физкультурой и спортом развиваются чувства коллективизма и патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.
Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста показали, что постоянное использование одних и тех же приемов работы значительно снижает интерес детей к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, приводит к снижению результативности. Поэтому наряду с традиционными средствами и формами работы я стремлюсь применять нетрадиционные, в основу которых положен игровой метод и широкое использование разнообразных физических движений.
В детских садах очень редко наблюдаются игры, которые сочетали бы в себе физическую активность и устои русского народа. Тем самым, возникла необходимость сделать обучение дошкольников занимательным, в котором интегрируется развитие и совершенствование знаний о культурных традициях, развитие наблюдательности, умение сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий, что натолкнуло меня на использование технологии СОРСИ.
Стоит знать, что сами авторы СОРСИ (Давыдова Ирина Ивановна и Малова Галина Петровна) определяют СОРСИ как сюжетно - оздоровительную развивающую спортивную игру.
У разработчиков технологии СОРСИ имеется цикл занятий по всем образовательным областям «Мир, в котором мы живем», «Вокруг света». Занятия собраны в книге «Здоровый дошкольник. Физическое развитие в игровой деятельности».
СОРСИ - одна из форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, изучения культуры русского народа и укрепления здоровья детей. Усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач осуществляется на фоне развития двигательных способностей и совершенствования познавательной деятельности.
СОРСИ является новой формой игры для дошкольников и построена она, в первую очередь, на предварительной работе педагога и ребёнка. Дошкольники мобилизуют свои знания и силы, делают самостоятельный выбор решения, объединяются общей целью, совместными усилиями к её достижению и общими переживаниями.
Таким образом, мы видим что СОРСИ — эффективное средство для развития как физических, так и культурно - нравственных качеств в дошкольном возрасте.
В игре используются проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам, с обязательным участием догадок, предположений, вопросов и игровое экспериментирование.
Структура игры включает в себя 3 блока, каждый блок имеет двигательный и познавательный этапы.
1 блок – предварительная работа, на котором выбирается микро-тема игры, ведется отбор приемов и методов.
На двигательном этапе – придумывание и планирование физических упражнений.
На познавательном этапе – планирование совместной деятельности по определенной теме.
2 блок – взаимодействие педагогов и детей, он включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.п..
На двигательном этапе идет первоначальное и углублённое разучивание физических упражнений.
На познавательном этапе – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности.
3 блок - сама игра, которая является своеобразным продолжением процесса обучения дошкольников. Для него характерно готовность ребенка к творческому применению навыка. Дети организуются в команды для игр - эстафет.
На двигательном этапе – знакомые физические упражнения наполняются новыми структурными частями.
На познавательном этапе – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности.
Игра СОРСИ строится следующим образом.
Дети, отправляясь в путешествие, погружаются в воображаемую ситуацию. Детей заинтересовывают, ставят их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Развивают у них яркие положительные эмоции, мотивацию деятельности, игровую позицию.
Игра включает в себя 5-7 испытаний, состоящих из 2-х этапов.
Первый этап – двигательный, второй этап включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д. Каждое испытание должно проходить в течение 5-7 минут и заканчиваться по сигналу.
Если какой-либо ребёнок не выполняет задания одного из двигательных этапов, повтор ему не разрешается. В этом случае команда выбирает одного или двух игроков, которые приходят на помощь, выполняя то же задание, но с усложнением. Во время игры звучит музыка, создающая обстановку неизвестности, тревожности, неопределенности.
По условию игры, в конце дети должны найти ключевое слово, составить пазл, в зависимости от возраста. За каждое выигранное испытание дети получают ключ, ленточку, карточку или часть картинки от пазла. Пройдя все испытания у них должно быть не менее 4 ключей, карт, лент или частей от пазла. Это дает дошкольникам право обмена ключей на сюрпризный момент.
В ходе игры, поэтапно формируется внутренняя мотивация у детей, которая способствует планированию их деятельности, способствует реализации детского замысла, а по итогам детской деятельности проводится рефлексия.
Уважаемые педагоги, а теперь мне бы хотелось вам показать метод сорси на практике с моими воспитанниками.
Мною была выбрана тема «Народная культура и традиции».
В игре участвовали 6 воспитанников.
На 1 этапе, который способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности – Ребята поприветствовали друг друга.
На 2 этапе, который способствует планированию детьми их деятельности, я рассказала правила нашего путешествия. Нам предстояло пройти 5 испытаний. Каждое испытание проходило в течение 4-5 минут. Следить за временем нам помогал секундомер. Когда заканчивалось время выполнения задания, ребята слышали звон колокольчика.
На каждом этапе нашего путешествия, после каждого выполненного всеми вместе интересного задания, команда получала «матрешку».
Первым заданием на первом этапе ребятам предстояла эстафета «Горная река» В нашей стране очень много горных рек и вот через одну из них нам предстояла переправа.
Чтобы дальше продолжить наше путешествие, каждому игроку необходимо пройти по «валунам», расположенным в шахматном порядке, на другом берегу взять карточку, вернуться бегом и передать эстафету.
На втором этапе участникам предлагалось игровое поле, на котором изображены предметы современности. Отдельно карточки с изображением предметов старины, которые они собрали на другом берегу. Им необходимо было подобрать пару: электрический чайник - самовар, ботинки - лапти, газовая плита - русская печка, водопроводный кран - колодец, стиральная машина - корыто, кастрюля - чугунок, пылесос - веник. За выполненное задание по времени команда получает «матрешку».
Ребята справились с заданием и получили первую матрешку.
Наша страна богата лесами, горами и озерами.
Вторым заданием был пройти препятствия и подняться высоко в горы.
1 этап. Эстафета «Высокая гора»
Детям необходимо было пройти дистанцию, преодолев подъем и спуск по наклонной деревянной доске. В конце препятствия взять по два фрагмента пазла, вернуться бегом и передать эстафету.
2 этап. Игра «Собери Березку»
Нужно быстро и правильно собрать из всех фрагментов изображение дерева березки всей командой. И на этот раз команда справилась с заданием и получила вторую матрешку.
После мы продолжили наше путешествие. Перед нами было огромное море.
Третьим заданием предстояла эстафета «По морям, по волнам»
Каждый игрок «надевал» на себя обруч и пробегал дистанцию змейкой между ориентирами, возвращался и передавал эстафету. В конце эстафеты последний участник брал картинку с заданием.
2 этап. Игра «Найди 5 отличий»
На картинке с заданием были изображены 2 матрешки. Детям необходимо было найти 5 отличий.
И с этим заданием дети справились и получили 3 матрешку.
Наше путешествие продолжилось по густому вечнозеленому лесу тайги.
На 4 задании 1 этапом предстояла эстафета «Могучий лес» Каждый участник из команды обегал змейкой ориентиры, возле каждого ориентира пролезал через обруч боком и бежал обратно к своей команде. В конце эстафеты каждый игрок брал карточку, на которой были изображены праздники, которые отмечаются в нашей стране.
2-м этапом была игра «Назови праздник»
Дети рассмотрев все карточки, назвали правильно все праздники. После этого они 4 матрешку
И на пятом испытании
1 этап. Подвижная игра «Озера и река» Дети бегали по залу врассыпную, по моей команде «Озеро» - собираются в круг. По команде «Река» - бегали по залу змейкой всей командой. После каждой остановки дети получали карточку, на которой были изображены музыкальные инструменты.
На 2 этапе детям нужно было назвать все музыкальные инструменты.
В итоге они справились и с этим заданием и получили пятую матрешку.
На этом наше путешествие и заканчилось. Детям удалось собрать пять матрешек за все правильные и вовремя выполненные задания.
И чтобы получить главный приз им необходимо было расставить матрешек по росту – от самой высокой, до самой низкой.
И с этим заданием дети справились и получили ключ от сундука, в котором находилась книга о России для детей дошкольного возраста. Ведь книга хранит очень много интересных и полезных знаний о нашей Родине - России.
После пройденных испытаний мы проводили рефлексию по итогам деятельности, на которой дети отвечали на разные вопросы:
Подводя итог, хочется сказать, создаваемая игрой радостная, увлекательная сфера деятельности способствует проявлению не только ловкости и силы, но и интеллекта. Дошкольники мобилизуют знания о культуре русского народа, делают самостоятельный выбор решения, объединяются общей целью, совместными усилиями к её достижению, общими переживаниями.
В процессе данной игры совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребенка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.