Содержание
Введение
Глава 1
Происхождение чередующихся гласных в корне слова
Правила написания чередующихся гласных в корне слова в современном русском языке.
Глава 2
Лэпбук как эффективный способ систематизации знаний
Заключение
Введение
Цель: поиск эффективных способов освоения правила «Правописание чередующихся гласных в корне» на уровне его практического применения.
Задачи:
-
изучение исторической основы чередующихся корней;
-
систематизировать орфографическое правило о правописании чередующихся гласных в корнях слова;
-
выявить наиболее эффективный способ использования наглядных материалов при изучении чередования гласных в корне;
-
выявить случаи чередующихся корней не вошедших в школьную программу;
-
обобщить и систематизировать дидактический материал, направленный на изучение рассматриваемого правила, создав лепбук.
-
Актуальность нашего исследования обоснована тем, что 20 - 40% учеников допускают ошибки в правописании чередующихся гласных корня. Это происходит, потому что у современных школьников навык грамотного письма не вырабатывается. Они не умеют применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях, мало работают со справочной литературой.
Гипотеза исследования: правило о «Правописании чередующихся гласных в корне» является одним из сложнейших в системе орфографии, так как имеет сразу несколько принципов в своей основе, но можно найти способы наглядности, помогающие быстрее овладеть этим правилом.
Результаты работы могут быть использованы как наглядное пособие на уроках русского языка при изучении данной темы, а также как раздаточный материал слабоуспевающим ученикам.
Глава 1
Происхождение чередующихся гласных в корне слова
Корень — основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков. За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис, грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна. И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.
При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова в науке получило название аблаута.
Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Если изменения фонем утратили фонетическую обусловленность, не связаны с живыми фонетическими процессами и не зависят от фонетических позиций, то такие чередования называются историческими.
Исторические чередования вызваны многими процессами, происходившими в индоевропейский, общеславянский периоды, а также в ранние периоды развития языка.
Итак, в русском языке чередующиеся гласные в корне слова появились:
-
Из праиндоевропейского языка. Например, из него происходит, наверное, самый «старый» аблаут — е/о. Существовал он ещё в те времена, когда не только русского, но и славянского языка не было. Типичный пример: нести — носить, везти — возить.
-
Из праславянского языка. В нём гласные были краткие и долгие. Со временем это явление исчезло, а следы остались. Пример такого чередования: приложить — прилагать.
-
Как следствие падения редуцированных гласных. Когда-то буквы ъ и ь были гласными. Со временем они либо исчезли, либо превратились в гласные полного образования, а в некоторых корнях произошло и то, и другое: сон — сна.
-
Как следствие исчезновения дифтонгов и носовых звуков. От них оставался один звук, но не всегда. И следы этого мы видим в таких примерах, как: выть — воет, сухой — сохнет, время — времена, тяга — тугой, виться — взвейтесь. Из церковнославянского языка. При его влиянии в русском языке появились пары слов вроде город — град, голова — глава, молоко — млекопитающие, берег — прибрежный, разровнять — выравнивать.
-
Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница, пожимать такое разнообразие в корне — следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.
Рассмотрим происхождение чередования в интересующих нас корнях.
Чередование И // Е в корнях БИР – БЕР, ПИР – ПЕР, ДИР – ДЕР, ТИР – ТЕР, МИР – МЕР, ЧИТ – ЧЕТ, БЛИСТ – БЛЕСТ, СТИЛ – СТЕЛ объясняется индоевропейским чередованием [i] долгого // [i] краткого, которые в общеславянском языке изменились соответственно в [и] // [ь]. После утраты редуцированных гласный [ь] в сильной позиции изменился в [е], в слабой позиции утратился, что способствовало появлению беглого [е], поэтому в русском языке имеется чередование [и] // [е] // ноль звука.
Современная орфография объясняется правописание этих корней наличием или отсутствием суффикса -а-, который, являясь по происхождению из индоевропейских долгих гласных [а], [о], употреблялся в общеславянском языке для обозначения длительного, незавершенного, повторяющегося действия, поэтому глаголы с гласной И в корне являются глаголами несовершенного вида.
Ср.: выбирать – выберу – выбрать,
запирать – запереть – запру,
придираться – придерется – придраться,
вытирать – вытереть – вытру.
Чередование А // О в корнях ГАР – ГОР, ЗАР – ЗОР, КАС – КОС, КЛОН – КЛОН, МАК – МОК, СКАК – СКОЧ вызвано утратой количественных различий в гласных и связано со значением глагола. Глаголы со значением многократного действия имеют в корне гласный [а], глаголы со значением однократного действия – гласный [о], ср.:
скакать – вскочить,
макать – вымокнуть,
касаться – коснуться,
излагать – изложить,
Чередования РА, ЛА // РО, ЛО (равный – ровный, ладья - лодка) объясняется наличием в общеславянский период сочетаний гласных с плавными согласными or, ol перед согласным в начале слова, которые в общеславянский период под восходящей интонацией изменились у всех славян в ра, ла. Однако затем у восточнославянском языке эти сочетания под нисходящей интонацией изменились в ро, ло, а в южнославянском языке сохранились ра, ла. Таким образом, ро, ло свидетельствует о русском происхождении; ра, ла – о старославянском происхождении: растение – рост,
равнина – ровный.
Правила написания чередующихся гласных в корне слова в современном русском языке.
Обобщим, имеющиеся сведения о правописании чередующихся гласных в корне. Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:
1) от суффикса, следующего за корнем;
2) от ударения;
3) от буквы, следующей за гласной;
4) от значения слова.
Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем
1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.
Исключения: сочетать, сочетание, чета.
2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.
3. В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: касаться — коснуться, предлагать — предложить.
Написание гласных, зависящее от ударения
1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть.
2. В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.
Исключение: зорева̀ть.
3. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р. Исключение: у̀тварь.
4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.
Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной
1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: расти, сращение, росла.
Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.
2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: скакать — вскочить.
Исключения: скачок, скачу.
Написание гласных, зависящее от значения слова
1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.
2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.
Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.
Это те корни, которые изучаются в школьной программе. Но следует учитывать, что корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Например:
-
пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : паять, запаять, распаяться, паяльник и т. п. Под ударением – а и о: ср. запаянный, запайка, спайка, спайный и припой, напой .
-
крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропить, кропление (от кропить), окропить, окроплённый, окроплять ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапление (от крапать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапление . Под ударением – только а: крапать, крапина, крапинка, вкрапить, вкрапленный, крап .
-
лип – леп. В словах прилипать, налипать и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: липкий, прилипнуть ), а в словах лепить, прилепить, налепить и т. п. – буква е (ср. под ударением: лепит, прилепит, лепка ).
-
сид – се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и – перед мягким согласным д – в глаголе сидеть (сидят, сиди) и производных от него (просидеть, засидеться, сиделка, посиделки и т. п.); буква е – перед твердым д : седок, седло (в последнем в формах мн. ч. – ё : сёдла), седлать, седалище, седалищный, восседать, заседать, наседать, приседать, заседатель, председатель, а также – перед мягким д – в производных от слова седло (седельный, седельник, чересседельник, седельце ). Под ударением – и и е, напр.: сидя, отсидка, усидчивый; сесть, присесть, села, домосед, непоседа, наседка, присед; в формах глагола сесть и приставочных – также а (на письме я): сяду, сядь, присядут.
-
вис – вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висеть (висит, вися) и производных от него (повисеть, отвисеться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висать: повисать, нависать, свисать и т. п. (ср. под ударением: виснуть, повиснуть, зависнуть ).буква е – в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу (ср. под ударением: повесить, подвесить, свесить).
Таким образом, мы выяснили, что процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён.
Глава 2
Лэпбук как эффективный способ систематизации знаний
Для того чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, а объем усваиваемого материала расширялся можно использовать наглядный материал. Мы предлагаем в качестве такой наглядности использовать лэпбуп, он помогает выделить главное в материале и систематизировать его.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
Рассмотрим технологию изготовления лэпбука
Этапы изготовления лэпбука:
выбор темы;
обсуждение плана;
создание макета;
создание шаблона лэпбука.
1.Выбор темы.
Темы могут быть как широкие («Части речи»), так и узкие («Имя существительное»).
2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
3. Создание макета. В каком виде представить?
Особенность лэпбука в том, что нужная информация подаётся кратно, но очень чётко и по сути.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Элементы могут быть такими:
• Кармашки. (обычные), Фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.)
• Конвертики обычные. Конвертики фигурные.
• Вращающиеся круги.
• Книжки простые. Книжка-гармошка.
• Блокнотик разрезной. (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.
• Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).
• Полоса, сложенная в несколько раз.
4. Создание шаблона
Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину.
На наш взгляд использование такого средства наглядности как лэпбук может служить действенным способом обучения и источника знаний при изучении правила о правописании чередующихся гласных в корне.
Заключение
Таким образом, мы изучили историческую основу чередующихся корней; систематизировать все правила о правописании чередующихся гласных в корне слова, выявив при этом 5 пар корней, не включенных в школьную программу;
подобрали эффективный способ использования наглядных материалов при изучении чередования гласных в корне; произвели выборку заданий и упражнений на изучение рассматриваемого правила. В результате нами был создан лэпбук.
В ходе исследования гипотеза о том, что можно найти способы наглядности, помогающие быстрее овладеть сложным правилом о правописании чередующихся гласных в корне» подтвердилась.
Мы считаем, что достигли цели нашей работы и создали пособие, которое помогло бы учащимся запомнить написание "Чередующихся гласных в корне"