МЕТОД СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ
Современные требования к уроку таковы, что новый материал должен быть отработан не в виде повторения того, что рассказал учитель, а в процессе решения познавательных задач.
Именно поэтому в организации учебного процесса все большую роль играют методы и формы обучения, направленные на развитие личности ребенка. Таких методов и форм многообразие. Некоторые формы уроков вы видите на доске.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Исследуя мотивы участия школьников в играх, можно заметить, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Сегодня мы поговорим более детально о следующих методах обучения:
СЛАЙД №1
СЛАЙД №2
« Мышление начинается там, где создана проблемная ситуация»
А.Зинченко
Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
СЛАЙД№3 Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности и др
В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные нагрузки.
При использовании на уроке проблемного метода, существует и множество приёмов. С некоторыми из них я хочу вас познакомить.
Слайд №4
- создание проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения,
- проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим
- побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу.
- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.
- сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.
Слайд №5 Основные приемы создания проблемных ситуаций
Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
Этот путь в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
РАБОТА В ГРУППАХ
Фрагмент урока русского языка в 4-м классе.
Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), посмотреть на окончания. Посмотрев на окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация:
- Какая? Обсудите в группе, чья группа первая? Кто дополнит?
(Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные)
Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? дети высказывают свои предположения, что нужны дополнительные сведения об им.сущ
Слайд № 6 Постановка проблемных задач.
По математике это могут быть
а) задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
б)задачи, в которых нет вопроса:
Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
в). Задачи с заведомо допущенными ошибками.
- Можно использовать такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
в). Задачи с противоречивыми данными.
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Работа в группе( раздаю задания)
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
Постановка проблемы | Подводящий к теме диалог. | -Посмотрите на два столбика слов на доске | На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
-Что заметили общего? | -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. |
-В чем различие? | В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. |
Тема | -Значит, какая сегодня будет тема урока? | Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
Постановка проблемы | «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения | -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. | |
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? | -О дательном |
Тема | -Значит, тема нашего урока? | -Дательный падеж |
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Приложение 1
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
Постановка проблемы | Подводящий к теме диалог. | -Посмотрите на два столбика слов на доске. | На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
-Что заметили общего? | |
-В чем различие? | |
Тема | -Значит, какая сегодня будет тема урока? | |
Приложение 2
Подчеркните все обращения в отрывках песен.
1. Антошка, Антошка,
Пойдём копать картошку!
2. - Расскажи, Снегурочка,
Где была?
Расскажи-ка, милая,
Как дела?
- За тобою бегала, Дед Мороз,
Пролила немало я горьких слёз.
3. - Состоянье у тебя истерическое,
Скушай, доченька, яйцо диетическое,
Или, может, обратимся к врачу?
- Ничего я не хочу.
4. Ложкой снег мешая, ночь идёт большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.
Распределите эти обращения в группы.
1-ая группа – имена собственные: ___________________________________
2-ая группа – имена нарицательные: __________________________________
3-ая группа – обращения с уменьшительно-ласкательным значением :
4-ая группа– без уменьшительно-ласкательного значения: _____________________________________________________________________
«Помоги ребятам». Повадился Змей Горыныч деревни разорять и людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил к себе в темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были смекалистые, подняли такой шум , что у Горыныча заболели все три головы. Тогда он решил перехитрить детей, и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете чистой ключевой воды, но с одним условием: воду чтобы принесли без посуды!» Согласились ребята, но как же им решить эту проблему? |
|
|
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
Постановка проблемы | «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения | -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. | |
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? | |
Тема | -Значит, тема нашего урока? | |