СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод создания проблемных ситуаций на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод создания проблемных ситуаций на уроках»

МЕТОД СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ

Современные требования к уроку таковы, что новый материал должен быть отработан не в виде повторения того, что рассказал учитель, а в процессе решения познавательных задач.

Именно поэтому в организации учебного процесса все большую роль играют методы и формы обучения, направленные на развитие личности ребенка. Таких методов и форм многообразие. Некоторые формы уроков вы видите на доске.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Исследуя мотивы участия школьников в играх, можно заметить, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Сегодня мы поговорим более детально о следующих методах обучения:

СЛАЙД №1

    • метод проблематизации;

    • методы деятельностного подход;.

    • метод перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении.


СЛАЙД №2

« Мышление начинается там, где создана проблемная ситуация»

А.Зинченко

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

СЛАЙД№3 Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности и др

В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные  нагрузки.

При использовании на уроке проблемного метода, существует и множество приёмов. С некоторыми из них я хочу вас познакомить.

Слайд №4

- создание проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения,

- проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим

- побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу.

- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.

- сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Слайд №5 Основные приемы создания проблемных ситуаций


  1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

Этот путь в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

РАБОТА В ГРУППАХ

Фрагмент урока русского языка в 4-м классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), посмотреть на окончания. Посмотрев на окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация:

- Какая? Обсудите в группе, чья группа первая? Кто дополнит?

(Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные)

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? дети высказывают свои предположения, что нужны дополнительные сведения об им.сущ




Слайд № 6 Постановка проблемных задач.

По математике это могут быть

а) задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

б)задачи, в которых нет вопроса:

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

в). Задачи с заведомо допущенными ошибками.

- Можно использовать такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

в). Задачи с противоречивыми данными.

  • На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

Подводящий к теме диалог

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.


Работа в группе( раздаю задания)

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь


-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?


Мягкий знак после шипящих на конце существительных .


АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться

чем-нибудь

С друзьями не люблю.


-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема нашего урока?


-Дательный падеж


Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.



















Приложение 1


АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске.

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь


-Что заметили общего?









-В чем различие?









Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?






















Приложение 2



Подчеркните все обращения в отрывках песен.

1. Антошка, Антошка,

Пойдём копать картошку!

2. - Расскажи, Снегурочка,

Где была?

Расскажи-ка, милая,

Как дела?

- За тобою бегала, Дед Мороз,

Пролила немало я горьких слёз.

3. - Состоянье у тебя истерическое,

Скушай, доченька, яйцо диетическое,

Или, может, обратимся к врачу?

- Ничего я не хочу.

4. Ложкой снег мешая, ночь идёт большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи скорей и ты, малыш.

Распределите эти обращения в группы.


1-ая группа – имена собственные: ___________________________________


2-ая группа – имена нарицательные: __________________________________


3-ая группа – обращения с уменьшительно-ласкательным значением :




4-ая группа– без уменьшительно-ласкательного значения: _____________________________________________________________________





«Помоги ребятам».

Повадился Змей Горыныч деревни разорять и людей к себе в рабство уводить.  Однажды схватил он детей и посадил к себе в темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были смекалистые, подняли такой шум , что у Горыныча заболели все три головы. Тогда он решил перехитрить   детей, и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете чистой ключевой воды, но с одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»

Согласились ребята, но как же им решить эту проблему?



































АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться

чем-нибудь

С друзьями не люблю.


-Кто догадался, о каком падеже идет речь?


Тема

-Значит, тема нашего урока?