Просмотр содержимого документа
«Метод "Тайм-аут" как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
Метод "Тайм-аут" как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Солдатова Анастасия Евгеньевна, учитель английского языка МБОУ СШ №52 имени Героя Российской Федерации Шишкова А.В. г. Ульяновска
Что такое компетенция? Что такое компетентность?
- Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
- Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.
- По мнению доктора пед. наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
- Компетентность – эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция , составляющими которой являются:
- - лингвистическая компетенция , т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
- - социолингвистическая компетенция , т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:
- - дискурсивная компетенция , т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
- - стратегическая компетенция , т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
- - социокультурная компетенция , т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
Виды методов обучения
Интерактивные
Пассивные
Ученик
Активные
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Работа с текстом :
- формирует читательскую грамотность
учащихся
- развивает у учащихся творческое мышление
- приучает их к внимательному
и вдумчивому отношению
к тексту
Интерактивные методы и приемы работы с текстом
- Оставьте за мной последнее слово
- Ажурная пила (Jigsaw)
- Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему? (“5-W” — Method)
- “ Учимся вместе” (Learning Together)
- Метод “Знаем /хотим узнать / узнали”
- Синквейн
- Метод “Mind-Map”(Карта памяти)
- Инсерт (INSERT)
- Метод “Квант”
- «Тайм-аут»
Метод «Тайм-аут»
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения в парах и группе.
Обучающиеся делятся на подгруппы, дается текст из трех абзацев для чтения. После прочтения первого абзаца объявляется тайм-аут на 2 минуты, в течении которого ребята обмениваются мнениями о прочитанном. Далее учащиеся читают второй абзац, после этого объявляется снова тайм-аут и так далее. После работы с текстом все командиры команд пересказывают содержание текста, либо отвечают на вопросы по тексту.
Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему? “5-W” — Method Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией
Who?
What?
Professor
Challenger,
When?
During the
expe –
Where?
Professor
August
The Amazon
Why?
dition
28th
Summerlee,
Rainforest
they
They invented Time Machine
Reporter Edward Malone,
encountered
Hunter Lord John Roxton
In
South
prehistoric
animals
Достоинства:
Активизации восприятия информации путем взаимодействия обучающихся между собой, активизируются интуиция и воображение, развиваются навыки коллективной работы
Недостатки:
ограничения по продолжительности, подготовленности участников
Риски необоснованного использования интерактивных методов
- Непонимание того, что такое интерактив.
- Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
- Бессистемное применение интерактивных методов.
- Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
- Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Спасибо за внимание!
Thank you for your attention!