СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая библиотека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект-урок.

Просмотр содержимого документа
«Методическая библиотека»

XXV Школьная научно-практическая конференция обучающихся

«Поиски и открытия»



Секция «БИОЛОГИЯ»



Информационно-поисковый исследовательский проект.

Влияние вредных привычек (табакокурение и употребление спиртных напитков) на здоровье человека.



Егорова Екатерина Андреевна

(8 класс)













Научный руководитель:

Вартыкян Наталья Александровна,

учитель биологии

МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары









Чебоксары - 2019г.










Содержание.



Стр.

Введение…………………………………………………………………………………3

Этапы работы:

Этап I. Изучение теоретических основ. ………………………………………..……..4

Этап II. Проведение и анализ социологического опроса учащихся………………….6


Этап III. Практическая работа………………………………………………………...…7


Работа №1 ………………………………………………………………………..……...8

Работа №2…………………………………………………………………………...…...9



Заключение…………………………………………………………………………...…10


Список литературы…………………………………………………………………......11






Введение.

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью-важная социальная потребность людей.

«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П. Павлов. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

     Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Одними из самых распространенных вредных привычек сейчас являются курение и употребление  алкогольных напитков.

Поэтому цель нашей работы – выяснить, как влияют на здоровье человека никотин и алкоголь.

Тема: Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека.

Объект исследования - учащиеся 8-11 классов.

Цель работы: изучить физиологические основы влияния курения и алкоголизма на здоровье человека.

Задачи исследования:

  1. Изучить физиологические основы влияния вредных привычек на организм человека;

  2. Выяснить влияние никотина и этилового спирта на активность амилазы слюны.



Гипотеза исследования: снижает ли активность амилазы слюны никотин и алкоголь?

Методы: изучение теоретического материала, опыты, анализ, сравнение.

Учебные предметы: биология, валеология, ОБЖ.

Анализ информационных ресурсов: научная литература.

Наглядное представление данных: мультимедийное приложение.





Этап I. Изучение теоретических основ.

Что каждый должен знать о курении:

- Опасность курения;

- Зарождение вредной привычки;

- Статистика: каждый четвертый из курящих людей умирает от болезней, которые находятся в прямой зависимости от вредной привычки;

- Признаки курящего человека;

- Последствия курения;

- Объективные исследования показывают, что курящие водители чаще нарушают правила управления автомобилем, чем некурящие;

- Установлено, что после 1-2 выкуренных сигарет или папирос снижается точность движений, уменьшается острота зрения и цветоощущений;

- Никотин стимулирует выделение гормонов, которые и без того при стрессовых ситуациях выбрасываются надпочечниками в кровь в избыточном количестве;

- Никотин вызывает спазмы сосудов нижних конечностей;

- В эксперименте на животных было установлено что угарный газ способствует развитию атеросклероза артерий сердца и аорты. CO, вдыхаемый курильщиком угнетает сердечную мышцу, что может быть причиной внезапной остановки сердца;

- Загрязненность табачного дыма значительно выше- в 4,25 раза- загрязненности выхлопных газов автомобилей, в 248 раз выше отработанного газа кухонной горелки, более чем в 1000 раз (!) выдыхаемого человеком воздуха;

- Результаты научных исследований показывают, что курильщики сокращают свою жизнь в среднем на 6-12 лет.

Отказ от курения: мифы и реальность.

Миф 1. Я могу сам отказаться от табака в любой момент.

По данным статистики, из тех, кто месяц не брал в руки сигарету, 70% вновь начинают курить, из не куривших 3 месяца - 50%, полгода - 30%, год - 5%.

Миф 2. Бросать курить бесполезно- здоровье все равно уже не восстановить.

Миф 3. Антиникотиновые пластыри и аэрозоли не могут быть полезны, потому что содержат тот никотин, от которого я пытался отказаться.

Миф 4. Если бросить курить растолстеешь.

Миф 5. Отказ от курения может быть вреден.







Что каждый должен знать об алкоголе.

Спирт, содержащийся в алкогольных напитках, обладает рефлекторным (вкусовым), токсическим, наркотическим и мутагенным свойствами.

Степени отравления:

1 степень (дурашливость);

2 степень (буйность);

3 степень (параличность);

4 степень (безумность);

5 степень (усыпленность);

6 степень (наркозность).



Этап II. Проведение и анализ социологического опроса учащихся.

Анкета для учащихся 8-11 классов

1. Ваш пол:

-мужской

-женский

2. Возраст

3. Состав вашей семьи:

4. Как вы учитесь:

-отлично -удовлетворительно

-хорошо -неудовлетворительно.

5. Курят ли ваши родные:

Отец -да -нет -изредка

Мать -да -нет -изредка

Брат -да -нет -изредка

Сестра -да -нет -изредка

Дедушка -да -нет -изредка

6. Курите ли вы?

-да -нет -изредка -на дискотеке

-да -нет -изредка -в школе

-да -нет -изредка -в компании

7. В каком возрасте вы стали курить

-до 7 лет -11-12 лет -16-17 лет

-до 8 лет -13-15 лет

8. Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

-1 -6-7 -пачку сигарет в день

-1-2 -8-10

-3-5 -более 10

9. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

-от нечего делать -модно

-за компанию -любопытство

-успокаивает -хочется быть взрослым

-для снятия напряжения -помогает похудеть

-поднимает настроение -просто так

-баловство -затрудняюсь ответить

10. Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?

-да -нет -изредка

11. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?

-1 раз в месяц -1 раз в полгода -не болею

-1 раз в 3 месяца -1 раз в год








12. На какие органы и системы органов действует курение?

-на дыхательную систему

-на нервную систему

-на сердечно-сосудистую систему

-на репродуктивную систему

-на пищеварительную

-на органы чувств

-не знаю

-затрудняюсь ответить

13. Знаете ли вы, что такое пассивное курение?

-да -нет -затрудняюсь ответить

14. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?

-да -нет -затрудняюсь ответить

15. Совместимы ли спорт и курение?

-да -нет -затрудняюсь ответить

16. Пытались ли вы бросить курить? (для тех, кто курит)

-да

-нет

17. Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения:

А) запретить продажу сигарет:

-вообще -нет

-до 21 года

Б) запретить рекламу сигарет:

-да -затрудняюсь ответить

-нет

В) ввести штрафы за курение в общественных местах:

-да -затрудняюсь ответить

-нет

Д) ваши предложения: __________________________________________________________


В социологическом опросе участвовали учащиеся 8-11 классов, в возрасте от 14 до 18 лет в количестве 111 человек (14-летних - 17 человек, 15-летних – 51 человек, 16- летних – 19 человек, 17-летних – 21 человек, 18-летних – 3 человека).

Результаты обработки анкет показали, что курящих учащихся среди опрошенных учеников в нашей школе 12% (из них 6% курят изредка). Среди родителей, курящих 48%, причем во многих семьях курит один родитель- отец, что составляет 42%.









Из опрошенных никто не указал в ответах о воздействии табакокурения и алкоголя на пищеварительную систему человека. В практической части мы проведем опыт, доказывающий вредное воздействие этих привычек на данную систему органов.










Этап III. Практическая работа.


Работа №1.

Выявление влияния алкоголя на активность ферментов слюны.

Цель работы: выявить влияние алкоголя на активность амилазы

Оборудование: штатив с 3-мя пробирками, стаканы химические, мерный цилиндр, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка.

Реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, горячая и холодная вода.

Ход работы:

  1. Приготовим раствор слюны.

  2. Пронумеруем пробирки.

  3. В пробирки поместим раствор слюны.

  4. В 2 пробирки нальем одинаковое количество крахмального клейстера.

  5. В эти же пробирки капнем одинаковое количество раствора йода.

  6. Содержимое одной из 2-ух пробирок (под №2) нагреем до t 37-39°С.

Окраска раствора изменится быстрее в той пробирке (под №1), которую не нагревали. Раствор стал слабоокрашенным.

В третью пробирку поместим раствор слюны и прильем к нему раствор этилового спирта. Затем хорошо перемешиваем, нагреваем и приливаем крахмальный клейстер.

В эту же пробирку добавим несколько капель раствора йода. Раствор сразу же окрашивается.

Вывод: реакция йода на крахмальный клейстер является количественной реакцией на углеводы.

В 1-ой пробирке (при нагревании) раствор был окрашен слабо, что доказывает, что ферменты слюны расщепляют углеводы при t тела человека.

В 3-й пробирке раствор был интенсивно окрашен, что доказывает, что этиловый спирт понижает активность амилозы слюны.












Работа №2.

Влияние никотина на активность ферментов слюны.

Цель работы: выявить влияние никотина на активность амилозы.

Оборудование: кусок накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода, стеклянная палочка, блюдце.

Ход работы

  1. Намотать на спичку вату, смочить ее слюной и нарисовать на бинте букву «О».

  2. Подержать бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.

  3. Опустить бинт в блюдце с раствором йода, расправить его стеклянной палочкой. Бинт окрасится, а буква нет.

  4. Опыт повторить в следующем варианте: намотать на спичку вату и попросить курильщика смочить ее своей слюной; написать букву «О»; проделать те же операции, что и в предыдущем опыте. Буква окрасилась.

Вывод: произошло окрашивание буквы; это говорит о том, что никотин понижает активность амилозы.

Результаты опытов:

Опытным путем установили, что никотин и алкоголь существенно снижают активность амилозы слюны.


Заключение.


Выводы по работе:

  1. Исходя из данных анкет считаем, что % курящих в школе небольшой.

  2. Результаты опытов убеждают в том, что курение и употребление алкоголя вредно для пищеварительной системы.

Практические рекомендации.

  1. В целях пропаганды здорового образа жизни ознакомить всех учащихся с результатами опытов.

  2. Выпустить газету «жизнь или смерть?» о вреде курения и употребления алкогольных напитков.



Список литературы.

  1. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы «методы активизации познания [текст] / под ред. Л.Ю.Ганич. - М.: школа-пресс, 1998.

  2. Мельникова, Т.И. За здоровый образ жизни [текст] / Т.И.Мельникова // Биология. - 1997. -№6.

  3. Новикова, Т.А. Наследие Жана Нико [текст] / Т.А.Новикова, Е.В. Кривотулова, А.В. Шишкина// Биология в школе. -1997. -№2.

  4. Маюров А.Н. Табачный туман обмана [текст]. Кн. 2 / А.Н.Маюров, Я.А.Маюров. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

  5. Маюров А.Н. Алкоголь- маг в пропасть [текст]: кн.3 / А.Н. Маюров, Я.А.Маюров. -М.: Педагогическое общество России. -М., 2006.

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!