Тема урока: Определение арифметической прогрессии.
Класс: 9.
Цель урока: ввести понятие арифметической прогрессии.
научить распознавать арифметическую прогрессию в реальных, жизненных ситуациях.
развивать коммуникативные способности, математическую речь.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
- понимание смысла понятий «последовательность», «член последовательности» и умение употреблять их в устной и письменной речи; понимание сути арифметической прогрессии; понимание смысла нахождения элементов арифметической прогрессии;
- уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме.
Самостоятельно добывать знания, уверенно и грамотно выражать свои мысли на математическом языке, правильно и последовательно выполнять алгебраические преобразования, не бояться ошибок и развивать умение отстаивать свое мнение.
Освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками.
Учебник: Алгебра. 9 класс – для общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков и др./ под ред С.А.Теляковского. Просвещение, 2018.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Организационный этап. |
Действия учителя | Действия обучающегося | УУД |
Приветствует, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует внимание обучающихся | Включаются в деловой ритм урока. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Мотивация учебной деятельности. |
Действия учителя | Действия обучающегося | УУД |
На доске записаны числа: 2; 4; 6; 8; 10 «Как вы думаете, что могут означать эти числа? Представим что это условие задачи. Какой вопрос к этой задаче вы могли бы задать?» | Выдвигают различные гипотезы. Составляют вопросы. Например: Какое число стоит следующим? Конечен ли этот ряд чисел? Какое-то число «х» может ли быть в этом ряду? | Коммуникативные: формулирование собственного мнения; Познавательные: установление причинно-следственных связей. |
Актуализация знаний, постановка цели и задач урока. |
Действия учителя | Действия обучающегося | УУД |
«Рассмотрим несколько последовательностей.» «Найдите закономерность и определите следующие три члена последовательности. Что общего в этих последовательностях?» | Решают задания и проговаривают вслух. Обсуждают возможные варианты и предлагают свои способы решений, обучающиеся выходят на определение арифметической прогрессии, формулируют цель и задачи урока. | Познавательные: поиск и выделение информации; Коммуникативные: формулирование собственного мнения; Регулятивные: целеполагание и планирование. |
Первичное усвоение новых знаний. |
Действия учителя | Действия обучающегося | УУД |
Предлагает найти в учебнике определение арифметической прогрессии. «Определите, какие из последовательностей являются арифметической? Выполняем, эту работу считая устно» «Назовите первый член и разность арифметической прогрессии» | Записывают в тетрадь тему урока. Читают вслух, записывают рекуррентную формулу и формулу разности прогрессии. Каждый самостоятельно устно считает и выдвигает свои версии верных ответов. В арифметических прогрессиях называют первый член и разность арифметической прогрессии. | Познавательные: поиск и выделение информации, постановка и решение проблемы. Коммуникативные: умение находить в тексте нужную информацию. Регулятивные: контроль, коррекция, оценивание. |
Первичное закрепление. |
Действия учителя | Действия обучающегося | УУД |
Решение задачи. При свободном падении тело прошло в первую секунду 5м, а в каждую следующую на 10м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с после начала падения. Записывает математическую модель задачи: a1 =5, d = 10. | Обучающиеся вместе с учителем записывают математическую модель задачи. Решают задачу с фронтальной проверкой. | Регулятивные: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; Коммуникативные: планирование сотрудничества и работа в парах. |
Физминутка. (Гимнастика для глаз) |
Самостоятельная работа с самопроверкой. |
Действия учителя | Действия обучающегося | УУД |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Решение задачи. | Самостоятельно решают задачу, выводят формулу n-го члена арифметической прогрессии и вместе с учителем проверяют решение. | Регулятивные: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Действия учителя | Действия обучающегося | УУД |
Подводит итоги урока при помощи синквейна – это высказывание, в котором: Первая строка – одно существительное, отражающее главную идею; Вторая строка – два прилагательных, описывающие основную мысль; Третья строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; Четвертая строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме. «Видите, получилась возрастающая арифметическая прогрессия» Пятая строка – Спасибо всем за урок! Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействий с одноклассниками. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ответы обучающихся, например: одно существительное - последовательность; два прилагательных - арифметическая, последующая; три глагола – возрастает, убывает, складывает; фраза из 4 слов – арифметическая прогрессия применима в жизни. | Личностные: дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности. Регулятивные: понимают причины успеха (неуспеха), осуществляют контроль и коррекцию, осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Информация о домашнем задании |
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1 уровень - пункт 25, № 575 стр.144 2 уровень - пункт 25 № 577, стр.144 составить аналогичное задание. 3 уровень - пункт 25 № 575, 577 стр. 144. Мотивация на следующий урок «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» | Записывают домашнее задание, отвечают на вопросы учителя. | |