СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка для коррекционно-развивающей работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена из представленных материалов

 в открытом доступе сети интернет

Коррекция сенсорного развития: задания и упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция двигательной сферы: задания и упражнения на развитие общей моторики; мелкой моторики; моторики лица и артикуляционного аппарата.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка для коррекционно-развивающей работы»

Методическая копилка

для коррекционно-развивающей работы

Составлена из представленных материалов

в открытом доступе сети интернет

Коррекция сенсорного развития: задания и упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия.

Для зрительного восприятия:

- парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением некоторых его деталей;

- задания и на различение геометрических фигур по форме и величине;

- для уяснения пространственных отношений («верх – низ», «вверху – внизу», «выше – ниже», «справа – слева»): «Открывание окошек в домике» (Н-р, макет домика, в котором можно открывать окошки. В домике 4 окошка: 2 сверху, 2 снизу); дополнение рисунка. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика – солнце, слева от домика – забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора – цветы.

- определение предметов по величине (изображения курицы, цыпленка, зайца. Или распределить предметы по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения, реально различающиеся по величине);

- подбор картинок к определенному цветовому фону.

Для слухового восприятия:

- перед ребенком выставляется 4 – 5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки;

- Упр. направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка и т. п.). Ритмические рисунки даются в порядке усложнения;

- определить игрушку по звукоподражанию;

-«Хлопни – топни»

Если птицу назову,

В ладоши надо хлопнуть,

А если что-то другое, -

То ногою топнуть!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Лисы, вороны,

Галки, макароны,

Воробьи и чайки,

Грачи и балалайки,

Чибисы, моржи,

Соколы, чижи,

Снегири, кукушки,

Гуси и ватрушки,

Лебеди и совы,

Дятлы и коровы.

Прилетели под конец

Галка, щука и скворец.

Лебеди и утки,

И спасибо шутке!

- «Доскажи словечко».

Костя в комнату вошел

И поставил сок …. (на стол).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика … (из шкафа).

Книжку новую Ивана

Достаем … (из-под дивана).

Если хочет Миша спать,

Он ложится … (на кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посижу чуть-чуть … (на стуле).

Н. Нищева


задания и упражнения на развитие осязания, обоняния и вкуса

Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.

На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:

 — запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;

— запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;

 — запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.

Например,игра «Определи предмет по запаху». Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.

«Вспомни, как они пахнут» Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

«Коробочки с запахами» Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Вкус распознается вкусовыми луковичками, в основном расположенными на языке, отчасти на мягком нёбе и задней стенке глотки. 

«Определи на вкус» Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Варианты:

— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;

 — ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

 «Вкусовые банки» Материал: банки, пипетки, ложки. Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.

«Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).

Например:

 — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;

— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;

 — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;

— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.


Коррекция двигательной сферы: задания и упражнения на развитие общей моторики; мелкой моторики; моторики лица и артикуляционного аппарата

На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

-Пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши – помогать тебе  (ребенок должен шагать в заданном вами ритме).

- Выполняй мои команды :

Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.

Левую руку – влево, правую – вправо.

Левую – на бок, правую – на голову.

Правую ногу вперед, левую – приставить.

Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные.

«На параде»

Предложите ребенку пройти по комнате , как на параде, - под барабан. Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложите нормальный темп, быстрый, замедленный…

«Гимнаст»

Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.

«По тропинке»

По доске  шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.

«Мишка на бревне»

По той же доске можно проползти на четвереньках туда и обратно.

«Акробат»

На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идет по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки – в стороны.

«Тропинка»

Ребенок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно.

«Котенок»

На конце гибкого прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу ее привязан бантик. Пусть малыш, как котенок, подпрыгнет и попытается достать бантик над его головой.

«Прыжки»

Возьмите ребенка за руки, помогите ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Потом несколько ослабляйте поддержку.

«Ручеек»

Ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

«По камушкам»

Ребенок продвигается вперед на двух ногах (на расстоянии до двух метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Малыш должен перепрыгнуть через них.

«Волчок»

Ребенок подпрыгивает и вращается вокруг себя.

«На бережок»

Положите на пол поролоновый коврик или плоский поролоновый матрас. Малыш должен «впрыгнуть на бережок» двумя ногами одновременно.

Мелкой моторики

Пальчиковый тренинг

Простые

Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.

С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.

Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.

Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.

Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.

Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

"Дружба"

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".

Пальцы рук соединяются ритмично в замок.

"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".

Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.

"Раз, два, три, четыре, пять".

Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

"Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать".

Руки вниз, встряхнуть кистями.

"Прогулка"

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,

пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.

А вторые - догонять,

ритмичные движения по столу указательных пальцев.

Третьи пальчики - бегом,

движение средних пальцев в быстром темпе.

А четвертые - пешком.

медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал

ритмичное касание поверхности стола мизинцами.

И в конце пути упал.

стук кулаками по поверхности стола.

"Человечки"

Побежали вдоль реки.

движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю

Дети наперегонки.

Повторить несколько раз.

"В гости"

В гости к пальчику большому

выставляются вверх большие пальцы обеих рук

Приходили прямо к дому:

Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются

Указательный и средний,

поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы

Постучался на порог.

кулаки стучат друг о друга

Вместе пальчики - друзья,

ритмичное сжимание пальцев в кулаки

Друг без друга им нельзя.

"Ну-ка, братцы, за работу!"

"Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять".

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

"Алые цветки"

"Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают".

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

"Апельсин"

"Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!"

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

"Прятки"

"В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали".

Сжимание и разжимание пальцев рук.

Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме.  Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:

"Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

"Каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.

"Солнышко улыбается". Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.

"Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми.

Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.

Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку".

Берем решетку для раковины, которая состоит из множества "ячеек". Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".

Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).

Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.

Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.

В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки

Кухонная утварь

Различные емкости, пузырьки, коробочки

Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры

Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму

Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)

Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

   А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.

Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.

Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.

Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.

Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).

Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).

Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

Собирать на даче или в лесу ягоды.

Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

Перелистывать страницы книги.

Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.

Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.

В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.

Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.

Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.

Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.

Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.

Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!

Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.

И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

   Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

рисовать, используя в изображениях мелкие детали;

раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;

вырезать крупные многоугольные фигуры;

лепить из пластилина мелкие детали;

застегивать и расстегивать пуговицы;

одеваться и обуваться;

шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;

наливать в чашку молоко из пакета;

умываться и чистить зубы.

моторики лица и артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

«Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».

«Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.

«Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.

«Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.

«Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.

«Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.

Статические упражнения:

«Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.

«Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.

«Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

«Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.

«Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.

«Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

«Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.

«Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.

«Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

«Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.

«Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.

Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»

Упражнение на развитие речевых и мимических движений

«Мама и детеныш»

Цель: развитие самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры: ребенок играет в паре со взрослым. Один выполняет роль мамы любого знакомого животного, другой – детеныша. Затем меняется ролями. Взрослый говорит, что мамы могут ласкать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши – реагировать на эти действия. Этот своеобразный диалог сопровождается выразительной мимикой. Животных называет взрослый. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п. 

1) «Чья вода вкуснее?»

Я буду пить лимонную воду. Морщат нос

Я буду пить липовую воду,

Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие

2) Фрукты

Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

3) Эмоции

Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

4) Застегивание и расстегивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

5) Большие пуговицы и маленькие пуговицы.

Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).

 Упражнение Медведь

Упражнение Кошка или Лисичка

И Лопухина

         МАРТЫШКИ

Две бесстрашные мартышки

Забрались на пальму ловко,

По лиане вниз скользят

Словно в цирке по веревке.

Кувыркаться им не лень,

Даже в самый жаркий день.

           Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

            Волк

Серый волк решил друзей

Поискать среди зверей,

Будь мне, белочка, подружкой!

Сказки разные на ушко пошепчу тебе...

Поверь — я совсем не страшный зверь!

Ну а ты мне — как сестричка,

Огнехвостая лисичка!

Только ты, дружище еж,

И на зверя не похож!

На твоей бы лучше спинке

Мягкие росли шерстинки!

Только после тех речей

Не нашел себе друзей

Волк среди лесных зверей.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения

Рекомендуемая музыка для проведения игр   Екатерины Железновой.