СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка ( кейс-задания, используемые на уроках биологии)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической копилке представлены кейс-задания для 5-11 классов, направленные на повышение знаний и формирование мотивации на разных этапах урока. Это небольшая «копилка опыта», в которой представленные задания тематически сгруппированы, удобны для организации групповой и индивидуальной работы, а также соответствуют требованиям ФГОС и школьной программы по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка ( кейс-задания, используемые на уроках биологии)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»









Методическая копилка

( кейс-задания, используемые на уроках биологии)










Автор:

Шелепина Татьяна Владимировна

учитель биологии






Прокопьевск 2021

Аннотация

В методической копилке представлены кейс-задания для 5-11 классов, направленные на повышение знаний и формирование мотивации на разных этапах урока. Это небольшая «копилка опыта», в которой представленные задания тематически сгруппированы, удобны для организации групповой и индивидуальной работы, а также соответствуют требованиям ФГОС и школьной программы по биологии.

Подборка заданий поможет учителю биологии обеспечить учащимся положительные эмоции, сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.





























Оглавление

5 КЛАСС…………………………………………………………………………..6

Тема урока «Папоротники, хвощи, плауны»……………………………..6

Тема урока «Грибы»……………………………………………………..…6

Тема урока «Плесневые грибы и дрожжи» ……………………………...6

Тема урока «Лишайники»………………………………………………....7

Тема урока «Лишайники»………………………………………………….7

Тема урока «Грибы, их многообразие и значение»…………………..….8

6 КЛАСС…………………………………………………………………………..9

Тема урока «Дыхание растений», «Фотосинтез»………………………...9

Тема урока «Внешнее строение листьев» ………………………………11

Тема урока «Семейство лилейные» ……………………………………..12

Тема урока «Видоизменение побегов»………………………………….13

Тема урока «Листопад»…………………………………………………..13

Тема урока «Питание растений»…………………………………………14

7 КЛАСС…………………………………………………………………………15

Тема урока «Отряды насекомых»……………………………………..…15

Тема урока «Тип Круглые черви»……………………………………….15

Тема урока «Кольчатые черви. Класс Малощитинковые»…………….15

Тема урока «Кольчатые черви. Класс Малощитинковые»………….….15

Тема урока «Классы рыб»………………………………………………..16

Тема урока «Простейшие»……………………………………………….16

Тема урока «Отряды птиц»……………………………………………....16

8 КЛАСС………………………………………………………………………....17

Тема урока «Гигиена дыхания»………………………………………....17

Тема урока «Слуховой анализатор»………………………………….….17

Тема урока «Кожа. Функции кожи»……………………………………..17

Тема урока «Витамины» …………………………………………………19

Тема урока «Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь»…………………………………………………………………………..20

Тема урока «Иммунология на службе здоровья»……………………….20

Тема урока «Нарушения опорно-двигательного аппарата»……………20

Тема урока «Выделение»…………………………………………………21

Тема урока «Терморегуляция организма. Закаливание» ……………...21

Тема урока «Науки о человеке. Методы изучения человека»…………22

Тема урока «Личная гигиена. Здоровый образ жизни»………………...22

Тема урока «Вегетативная нервная система»…………………………...23

Тема урока «Зрительный анализатор»……………………………….….23

Тема урока «Строение и работа сердца»………………………………...23

Тема урока «Первая помощь при травмах ОДС»……………………….24

Тема урока «Зрительный анализатор»…………………………………..24

Тема урока «Гигиена сердечно-сосудистой системы»…………………24

Тема урока «Строение головного мозга»…………………………..……24

Тема урока «Зрительный анализатор»……………………………..……25

Тема урока «Обмен веществ и энергии. Витамины»……………..…….26

Тема урока «Болезни кожи»………………………………………..…….29

Тема урока «Переливания крови»……………………………………….30

9-11 КЛАСС……………………………………………………………..………32

Тема урока «Эмбриональное развитие»……………………………..…..32

Тема урока «Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека»...32

Тема урока «Бактерии»……………………………………………..…….32

Тема урока «Происхождение человека»………………………………...32

Тема урока «Химический состав клетки»…………………………….....33

Тема урока «Химический состав клетки»…………………………….....33

Тема урока «Размножение организмов»………………………………...34

Тема урока «Обмен веществ»……………………………………………34

Тема урока «Пищевые цепи»………………………………………….....35

Тема урока «Пищевые цепи»………………………………………….....35

Тема урока «Мутационная изменчивость»……………………………...36

Тема урока «Вирусы»…………………………………………………….37

Конспект урока «Иммунология на службе здоровья»………………….38

Литература………………………………………………………………..54









































5 класс

Тема урока «Папоротники, хвощи, плауны»

В Древней Руси папоротник считался растением Перуна языческого бога-громовержца, подателя дождя на поля и покровителя русского воинства. В ночь на Ивана Купалу в лесу искали цветок папоротника – Перунов цвет, разрыв - траву. Загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится заветный клад, приносящий богатство и счастье.

Вопрос: Правда ли это?


Тема урока «Грибы»

Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Вопросы:

1) Грибы это растения или животные?

2) Как выглядят грибы?

3) Все ли грибы пригодны для супа?

4) Как правильно собирать грибы?


Тема урока «Плесневые грибы и дрожжи»

Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже плесневые грибы. Если это грибы – значит они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли. Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники.

Вопросы:

1) Какие группы грибов по способу питания вы знаете?

2) Назовите представителей плесневых грибов.

3) Какое строение имеют плесневые грибы, их отличия от шляпочных грибов?

4) Каким способом плесневые грибы размножаются?

5) Для чего используют плесневые грибы и дрожжи?


Тема урока «Лишайники»

Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь.

Вопрос: Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.


Тема урока «Лишайники»

Легенда: Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту «манну»: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

Вопросы:

1) О чем или оком идёт речь в легенде?

2) Что спасло людям жизнь?

3) Какое отношение это имеет к теме нашего урока?


Тема урока «Грибы, их многообразие и значение»

Грибной сезон завершен. Позади самые напряженные для врачей-токсикологов месяцы, когда пищевые отравления грибами лидируют по тяжести среди всех токсикоинфекций. Однако расслабляться не приходиться, так как наибольший пик отравлений так же приходится на Новый год.

Наиболее тяжелое пищевое отравление грибами — это отравление бледной поганкой, красным мухомором, ложными опятами и сатанинским грибом. Грузди, волнушки, без соответствующей обработки тоже вызывают острый гастроэнтерит. Сушеные строчки, сморчки содержат вещества, разрушающие эритроциты, и становятся причиной симптомов, схожих с отравлением бледной поганкой.

Но самое страшное, что пищевое отравление грибами могут вызвать даже боровики и подосиновики, если собраны они вблизи промышленных предприятий, железных дорог, автотрасс, если грибы эти старые, долго пролежали или прошли недостаточную кулинарную обработку. Такие отравления опасны тем, что наступают не сразу: после одного-двух обедов с такими грибами вы, скорее всего, ничего не почувствуете, но при регулярном употреблении в организме наступают опасные поражения центральной нервной системы.

Вопросы:

1. Прочитайте текс, выделите о каких проблемах идет речь в тексте?

2. Проанализируйте текст. Привлекая другие источники информации, выскажите свою точку зрения.

3) Какие грибы съедобны, а какие ядовиты?

4) Почему опасно есть старые, переросшие грибы?

5) Почему нельзя есть грибы, выросшие около автострады, в городских парках?

6) Почему опасно есть грибы, консервированные дома?

6 класс

Тема урока «Дыхание растений», «Фотосинтез»

Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было, там мышь погибла.

Продолжение истории опыта Джозефа Пристли…

«Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых». Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании. После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они «исправляют» т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт. Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Вопросы: 1-й вариант

1) Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2) Почему у богатой дамы разболелась голова?

3) Какой значение имеет дыхание? Что происходит в растении при дыхании?

Вопросы: 2-й вариант

1) Прокомментируйте ситуацию.

2) Что такое фотосинтез и какие условия необходимы для него?

3) Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы?

4) Как практически доказать, что процесс фотосинтеза проходил в зеленых листьях растения?

5) Сопоставьте процессы фотосинтеза и дыхания и заполните таблицу.

Признаки процесса

Фотосинтез

Дыхание

Где происходит



Какой газ поглощается



Какой газ выделяется



Что происходит с органическими веществами



Нужна ли световая энергия для протекания процесса



Что происходит с энергией




Тема урока «Внешнее строение листьев»

Новое искусство - резьба по листьям - пришло к нам из Китая. Считается, что его родоначальником был Хуан Тай Шань, чье творчество в 1994 г. попало в Книгу рекордов Гиннеса.















Шестиклассники Миша и Коля, которые занимаются в художественной школе, решили сделать подарок учителям к 1 сентября. В сборе листьев мальчики попросили помощи у своих одноклассников Вани и Сережи. Просмотрев всю информацию по данной теме в Интернете, прочитав учебник биологии, отличник Сережа сказал, что в лес за листьями идти совсем не обязательно, для сюрприза учителям вполне подойдут листья комнатных растений. Однако Коля настаивал, что необходимые им растения можно найти только в лесу.

Вопросы:

1) Какие листья используются художниками для техники резьбы?

2) Назовите составные части листа, виды листьев.

3) Что такое жилки? Назовите типы жилкования листовой пластинки.

4) Приведите названия комнатных растений и растений леса, листья которых предполагали собрать Сережа и Коля с друзьями. Объясните их выбор.


Тема урока «Семейство лилейные»

Т олько тогда, когда мы видим распустившийся подснежник, приходит ощущение окончательного наступления весны. В Англии даже существует праздник - День Подснежника, который отмечается 19 апреля и символизирует наступление теплых солнечных дней. Действительно, после того, как увидишь эти цветы, в сердце поселяется весна, и даже временный возврат холодов уже не может испортить радостного настроения.

Древняя легенда говорит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег. Ева замерзла и тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Поэтому считается, что символ подснежника - надежда.

Прошли те времена, когда мы специально ездили в лес, чтобы собрать и привести домой букет нежных первоцветов, напоминающих бархатистых желтеньких цыплят. Сейчас, пожалуй, человек с букетом лесных подснежников вызовет недоумение, а скорее возмущение таким варварским уничтожением цветов, занесенных в Красную Книгу.

Вопросы:

1) К какому семейству относится данное растение?

2) Назовите основные признаки растений этого семейства?

3) Какие еще растения этого семейства вы знаете?

4) Практическое применение растений семейства.



Тема урока «Видоизменение побегов»

Разрешите спор двух товарищей: один утверждает, что у капусты – плод кочан, а у картофеля – клубень. Другой с ним не согласен.

Вопрос: Кто из них прав и почему?


Тема урока «Листопад»

Г.Р. Граубин «Почему осенью – листопад?»

«Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях изменяют свой зелёный цвет. Уже в августе начинают желтеть листья берёзы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клёна остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают жёлтый и ярко-красный наряд осины... Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими. А вот с ольхи и сирени листва упадёт зелёной, независимо от погоды.

Попробуйте сорвать летом зелёный лист, например, у берёзы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронутся до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Ещё вчера лист не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами».

Вопросы:

1) О каком процессе идет речь в тексте?

2) Каковы причины этих изменений?

3) Зачем деревья сбрасывают листья?

4) Как растения узнают о приближении зимы?

5) Почему листья изменяют свою окраску?

6) Почему некоторые растения осенью остаются зелеными?

7) Почему листья опадают осенью, а не летом?


Тема урока «Питание растений»

К .А.Тимирязев: «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».

Вопросы:

1) О каком процессе идет речь в тексте?

2) Какие изменения происходят в листе в результате этого процесса?

3) Как питаются растения? Что такое фотосинтез?

4) Какие условия необходимы для этого процесса?

5) Что происходит с энергией солнечного света в процессе фотосинтеза?

6) Каково значение фотосинтеза?







7 класс

Тема урока «Отряды насекомых»

Один из «врагов» человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок.

Вопрос: Что будет, если удастся каким – то способом избавиться от всех комаров?


Тема урока «Тип Круглые черви»

Цепни и аскариды живут в одной и той же среде в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов переваривания нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод и кишечник.

Вопрос: Почему?


Тема урока «Кольчатые черви. Класс Малощитинковые»

О деятельности дождевых червей известно многое. Так, учёные считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землёй благодаря роботе дождевых червей.

Вопрос: Так ли это? Объясните, как это могло произойти.


Т ема урока «Кольчатые черви. Класс Малощитинковые»

Дождевые черви всю жизнь проводят в норках, роя их в земле. Однако летом после дождя наблюдается массовый выход дождевых червей на поверхность земли.

Вопрос: Объясните, почему это происходит

.

Тема урока «Классы рыб»

Скушав блюдо из этой рыбы или ее ближайших родственников,
можно расстаться с жизнью, поэтому наши рыбаки их не ловят. В Японии же они являются, пожалуй, самым большим деликатесом. Готовить их повара учатся многие годы, а затем сдают особый экзамен.
Вот портрет одной из них:

Вопросы:

1) Как по-русски называются эти рыбы?

2) Каковы отличительные признаки рыб?

3) Назовите основные классы рыб, их особенности.


Тема урока «Простейшие»

Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?


Тема урока «Отряды птиц»

У водоплавающих птиц – гусей, уток, лебедей в процессе эволюции выработались сходные приспособления к проведению значительной части жизни в воде.

Вопрос: Укажите не менее трех признаков приспособленности.

8 класс

Тема урока «Гигиена дыхания»

Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил.

Вопрос: Чем объясняется этот факт?


Т ема урока «Слуховой анализатор»

В городе Саутпорт (Англия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов. Тем не менее, однажды грызуны пропали.

Вопрос: Что произошло с мышами и почему?


Тема урока «Кожа. Функции кожи»

1496 г. В замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Устройством праздника руководил Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн. Для изображения железного века изготовили фигуру лежащего рыцаря в латах. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел «золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. О мальчике забыли... Он остался в огромном холодном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его: ребенок дрожал, его мучил жар, он бредил и сильно кашлял. Леонардо отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним. Но мальчик умер. Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.

Найди причину гибели мальчика.

Дополнительные материалы к этой задаче:

1) В середине прошлого века один немецкий ученый решил проверить, может ли человек жить, если его кожа сплошь покрыта каким-нибудь веществом, не пропускающим ни влаги, ни воздуха. Он тщательно покрыл лаком всю кожу двух людей. Один «лакированный» человек пробыл в таком состоянии 24 часа, а другой — 8 дней. Оба они перенесли опыт легко, без каких-либо неприятных последствий. Опыт показал, что люди, кожа которых покрыта лаком, очень плохо переносят холод. Лак раздражает кожу, а это резко и надолго расширяет кожные сосуды. В результате температура кожи повышается, происходит усиленная отдача тепла и наступает постепенное охлаждение тела.

2) Температура тела не остается постоянной, а колеблется в течение суток в пределах 0,5-0,7 °С. Покой и сон понижают температуру, мышечная деятельность повышает ее. Максимальная температура тела наблюдается в 4-6 ч вечера, минимальная - в 3-4 ч утра. Постоянство температуры тела у человека может сохраняться лишь при условии равенства теплообразования и теплопотери всего организма.

В теле человека за один час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет кожа человека?

2) Приведите примеры, показывающие, когда происходит охлаждение тела?

3) Как вы думаете, если бы мальчик оказался в теплом помещении, случился ли с ним такой печальный исход?


Тема урока «Витамины»

В конце 19 века, страны Индонезии и Японии были охвачены страшной болезнью, которая развивалась молниеносно, поражая сердечно - сосудистую и нервную систему, и, если вовремя не принимались меры, она быстро могла привести к летальному исходу. В 1886 году Эйкман отправился в тюремный госпиталь на остров Ява с целью изучить причину болезни бери – бери, которая уносила сотни тысяч жизней. Бери - бери (в переводе с сингальского «крайняя слабость», паралич) авитаминоз, вызванный недостатком витамина В1 (тиамина).

Для своих опытов Эйкман использовал кур. В ходе одного из экспериментов он обнаружил, что цыплята, питающиеся шлифованным рисом, заболевали полиневритом (очень похожим на бери — бери).

Когда же подопытных животных переводили на неочищенный рис, они выздоравливали. Кроме того было отмечено, что тюремные заключенные, которых кормили очищенным рисом, болели бери – бери в среднем один человек из 40.

Тогда как среди людей, употреблявших в пищу неочищенный рис, болезни подвергались всего один человек из 10 000.

Принимая во внимание данные результаты, Христиан Эйкман сделал вывод, что в рисовой шелухе содержится неизвестное вещество, способное предупреждать полиневрит (бери — бери).

Вопросы:

1) Что за вещество содержится в рисовой шелухе?

2) Что за зависимость проследил Эйкман?


Тема урока «Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь»

В городскую больницу был доставлен мужчина, попавший в автокатастрофу. Его грудная клетка была пробита с двух сторон, но легкие при этом остались неповрежденными. Несмотря на все усилия врачей, пострадавший умер от удушья.

Вопросы:

1) Почему это произошло, ведь легкие были неповрежденные?

2) Объясните этот факт.


Тема урока «Иммунология на службе здоровья»

В истории известен следующий интересный факт: Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это и стало причиной его смерти.

Вопросы: Почему? Объясните данный факт с научной точки зрения.


Тема урока «Нарушения опорно-двигательного аппарата»

В старших классах Денис увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Денис постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель.

Однажды на занятиях физкультурой Денис пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых и порекомендовал мальчику обратиться к врачу.

Вопросы:

1) Почему?

2) Какой диагноз поставил врач?

3) Что стало причиной такого заболевания?


Тема урока «Выделение»

Мария Ивановна, побывав на приеме у врача, возмутилась:

- У меня больные почки! А врач порекомендовал мне вылечить гнилые зубы и ангину!

Вопросы: Прав ли лечащий врач Марии Ивановны? О чем говорят такие рекомендации?


Тема урока «Терморегуляция организма. Закаливание»

Лев Толстой с ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом.

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?

Вопросы:

1) Что такое терморегуляция и для чего необходимы рецепторы холода и тепла?

2) Что мы называем закаливанием, и какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?

3) Чем полезно закаливание?

4) Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?


Тема урока «Науки о человеке. Методы изучения человека»

Чтобы узнать, как расположены различные органы и ткани человека, анатомы вскрывали трупы, разрушая соединительную ткань. Воздух, врываясь в полости тела, искажал положение органов, их форму. Решить эту проблему долго не удавалось. Н.И. Пирогов, занимаясь ее решением, однажды, проезжая по Сенной площади, обратил внимание на разрубленные мясные туши. Идея пришла сразу...

Вопрос: Какая?


Тема урока «Личная гигиена. Здоровый образ жизни»

1) Костя встре­чал друга на вок­за­ле и, чтобы перекусить, купил себе шаурму. Он знал, что перед едой надо мыть руки, поэтому, пре­жде чем есть шаурму, он протёр руки спе­ци­аль­ной влаж­ной салфеткой. Тем не менее на сле­ду­ю­щий день ско­рая по­мощь за­бра­ла его в ин­фек­ци­он­ное от­де­ле­ние с силь­ней­шей пи­ще­вой инфекцией. Был по­став­лен ди­а­гноз дизентерия.

Вопросы: Объясните, по­че­му Костя, не­смот­ря на при­ня­тые меры предосторожности, заболел? Ука­жи­те две воз­мож­ных причины.

2) Вася схо­дил в гости к кол­ле­ге по работе. Чи­сто­та еды и по­су­ды со­мне­ний не может вызывать, и руки перед едой мыли все. Тем не менее на сле­ду­ю­щий день у Васи по­яви­лись симп­то­мы силь­но­го пи­ще­во­го отрав­ле­ния и под­ня­лась температура. Был по­став­лен ди­а­гноз ки­шеч­ный грипп.

Вопрос: Объясните, по­че­му Вася, не­смот­ря на со­блю­де­ние пра­вил гигиены, заболел?


Тема урока «Вегетативная нервная система»

К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась, а хвост пришел в движение. Одновременно с этим произошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще и глубже. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слюноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все основные органы снизили свою активность и пришли в норму.

Вопрос: Объясните все перечисленные изменения в организме животного с позиции рефлекторной теории поведения.


Тема урока «Зрительный анализатор»

Молодой человек переходил дорогу в неположенном месте, он был в наушниках, отвлёкся и не увидел несущуюся на большой скорости машину, в итоге юноша получил черепно-мозговую травму в затылочной области. Он выжил, его глаза не пострадали, но юноша навсегда потерял зрение.

Вопрос: Почему?


Тема урока «Строение и работа сердца»

Известный врач эпохи Возрождения А. Везалий, будучи придворным врачом короля в Мадриде, однажды вскрывал труп, чтобы выявить причину смерти. Каков же был ужас Везалия и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце.

Вопрос: Выскажите предположения, объясняющие столь необычное состояние органа уже умершего человека.

Тема урока «Первая помощь при травмах ОДС»

Один из двух подростков, находясь на даче, случайно получил травму – открытый перелом лучевой кости предплечья. Его друг стал оказывать ему первую помощь.

Вопрос: Опишите последовательность действий, которые должен был совершить подросток для оказания первой помощи пострадавшему.


Тема урока «Зрительный анализатор»

Английский физик и химик Джон Дальтон неожиданно обнаружил, сто его цветовосприятие отличается от цветовосприятя других людей. Дальтон воспринимал красный и зеленый цвета как оттенки зеленого. Красный – как темно-зеленый, зеленый – как более светлый оттенок.

Вопросы:

1) Какое заболевание обнаружил Дальтон?

2) В чем причины этого заболевания?


Тема урока «Гигиена сердечно-сосудистой системы»

Установлено, что население крупных городов в большей сто заболеваниям степени подвержен сердечно-сосудистой системы, смертность от которых занимает первое место среди других болезней.

Вопросы:

1) С чем это связано?

2) Укажите меры профилактики этих заболеваний.


Тема урока «Строение головного мозга»

Проблема: Народная мудрость гласит: «Большому уму и в маленькой голове места хватит». Так ли это?

Дополнительная информация:

1. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.

2. У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела.

3. Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г, Анатоля Франса - 1017 г, У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней. Выскажите свое мнение на этот счет.

Вопросы:

1) Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? Обоснуйте свой ответ.

2) У дельфина масса мозга больше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?


Тема урока «Зрительный анализатор»

«Береги его, как зеницу ока» – так принято говорить о необходимости сохранения чего-то важного.

Вопросы: Так о какой составляющей глазного яблока в данном выражении может идти речь? В чем ее уникальность? Почему?



Тема урока «Обмен веществ и энергии. Витамины»

Народная мудрость гласит: «Мы являемся тем, что мы едим». А так ли это?

Дополнительная информация:

Джузеппе Арчимбольдо был выдающимся живописцем и декоратором из Милана. Он жил в Италии в 16 веке, служа придворным художником. Джузеппе Арчимбальдо много знал о пользе продуктов, писал много картин созданных из овощей и фруктов, из них он также создавал портреты людей.

Друг художника, ученый и литератор Грегорио Каманини так описал известную картину, на которой знаменитый художник изобразил императора Рудольфа II в образе бога времен года и земных плодов Вертумна (Вертумн был богом превращений, метаморфозов природного изобилия) картину: «Глаза похожи на звезду Олимпа, грудь – воздухом, живот – земля, ноги – бездна, а его одеяния кажутся сотканными из плодов и травы». В картине этого художника фрукты и овощи позволяют воплотить некую идею и задумку мастера.

Оказывается, древние предки человека, как выяснили учёные, питались преимущественно фруктами. Поэтому наш организм изначально приспособлен к употреблению фруктов. Однако, мало кто знает, как нужно их правильно употреблять, чтобы получить максимум пользы.

Самыми известными картинами Джузеппе Арчимбальдо являются:

- «Лето», пышный мужчина радующий глаз своими щеками-персиками и многочисленными экзотическими фруктами (рис.1). А если посмотреть в перевернутом виде?

- Картина «Осень» (рис.2) – еще одна картина-перевертыш – мужчина, состоящий из многообразия овощей.

- Картина «Весна» - множество тонко выписанных красочных цветов на черном фоне. Если посмотреть на них, немного издалека, то проявляется личико молодой улыбчивой девушки, только вот в качестве носа у красавицы бутон лилии, вместо уха – тюльпан, глазами служат цветы дикой вишни, а зубки у нее в виде колокольчиков ландыша (рис.3).

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис. 4

- Картина «Зима» - представляет сухой корявый пень, рисунок сучков которого образует личину дряхлого старика (рис.5).

Рис.5

Вопросы:

1) Какая, на Ваш взгляд, задумка была вложена в картины великим художником?

2) Определите по предложенным для анализа картинам потребность нашего организма в витаминах, в соответствии с определенным временем года.

3) Чем на ваш взгляд можно объяснить сезонность употребления овощей и фруктов в Кузбассе?

4) Представив себя художником, создайте свой автопортрет или картину из тех продуктов питания, которые вы употребляете в пищу в зимний период времени.


Тема урока «Болезни кожи»

Сегодня герпес считается самым распространенным вирусным заболеванием в мире. По одним данным, им заражено около 90% населения планеты, по другим – с герпесом сталкивался каждый человек старше 4– 5 лет. Существует около 35 разновидностей этой вирусной инфекции, из которых, по разным данным, только 8– 10 несут потенциальную опасность для человека. Кроме привычного всем вируса первого (пузырьки на губах) и второго (вирус поражает гениталии) типа, существует вирус герпеса третьего типа, или ветряная оспа (ветрянка). Несмотря на различие проявлений, существует всего 2 основных пути заражения герпесом – воздушно – капельный и бытовой путь

Очень часто каждый из нас может наблюдать такую картину – в школе, на стадионе или просто на остановке в компании молодых людей передается из рук в руки одна бутылка газированного напитка.

На школьной дискотеке выясняется, что только одна девушка взяла с собой косметику и, как это часто бывает, ее сверстницы решили оценить ее достоинства на себе.

Вопросы:

1) Существует ли опасность заражения вирусом герпеса в обеих компаниях? Обоснуйте свой ответ.

2) Подумайте, каким образом можно избежать заражения вирусом первого типа?


Тема урока «Переливания крови»

Лечить малокровие пытались с древних времен: Еще др. греки (Пифагор, Гомер, Овидий) описывали попытки использовать кровь человека для лечения – больным давали пить кровь человека или животных. Естественно, это не приносило успеха. 1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа. В 1667 г. во Франции Ж. Дени произвел внутривенное переливание крови, обескровленному от кровопускания умирающему душевнобольному юноше перелили кровь ягненка. Чужеродная кровь вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел. Успех окрылил врачей. Однако последующие попытки переливания крови оказались неудачными. Родственники погибших возбудили против врачей судебный процесс, и переливание было запрещено законом на 150 лет. В 1819 г в Англии переливание крови от человека человеку Бландемом. Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“. В России в 1832 г его произвел петербургский врач Вольф. Спас женщину, находившуюся при смерти из-за большой кровопотери после маточного кровотечения. А дальше все пошло по-старому: то блестящий успех, то тяжелые осложнения вплоть до смерти. Осложнения были такими же, как после переливания крови животных. Значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого.

Вопросы:

1) Что не было учтено при первых попытках переливания крови?

2) Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?

3) Какие знания о собственной крови необходимо иметь?

4) Как можно помочь человеку потерявшему кровь, не будучи врачом?




























9-11 класс

Тема урока «Эмбриональное развитие»

Яйцеклетка кролика в 3 000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ.

Вопрос: Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?


Тема урока «Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека»

Рассудите спор: Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт? 1-й ученик: «Это происходит потому, что термиты чувствуют антибиотик и перестают есть древесину»2-й ученик: «В пищеварительной системе термитов, живут простейшие, которые расщепляют клетчатку, при попадании в пищеварительную систему термитов антибиотиков простейшие погибают».


Тема урока «Бактерии»

Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом разрушая клетки бактерий.

Вопрос: Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.


Тема урока «Происхождение человека»

Сравните строение черепа дриопитека и неандертальца. Кто из них в основном питался растительной пищей, а кто животной. Каким образом можно объяснить такие различия?



Тема урока «Химический состав клетки»

В Московском Кремле с первой половины XVI века до 30-х годов XVIII века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи.

Вопрос: В чем причина этих явлений?


Тема урока «Химический состав клетки»

Азот является составной частью наиважнейших органических веществ (в том числе нуклеиновых кислот и белков). Да и во всех лекарственных препаратах неотъемлемой частью являются соединения азота. В состав воздуха его входит 78%. Но в переводе с древнегреческого он означает « безжизненный». И действительно, если поместить в закрытый сосуд с азотом животное, то оно погибнет. А вот при недостатке азота у растений рост их задерживается, листья постепенно желтеют и процесс фотосинтеза прекращается.

Вопросы:

1) Как вы можете это объяснить?

2) Пригодятся ли знания, полученные из данной ситуации, в вашей жизни?


Тема урока «Размножение организмов»

Вырежьте изображение этапов бесполого размножения эвглены зеленой, дрожжей, шляпочного гриба, растения смородины. Расположите их в соответствующем порядке. Наклейте на контрольный лист.


Тема урока «Обмен веществ»

При расщеплении органических веществ в клетках тела человека освобождается энергия, которая используется на процессы жизнедеятельности, поддержание постоянной температуры тела.

Вопросы:

1) При каком процессе освобождается энергия?

2) Какой химический элемент необходим для расщепления органических веществ в клетке?

3) Какие системы органов обеспечивают его поступление в организм и в клетки тела?


Тема урока «Пищевые цепи»

Изучение потока энергии, проходящего через экосистему, дает возможность применять полученные знания для удовлетворения потребности человека в пище и энергии. Так, известно, что на каждом трофическом уровне происходит потеря определенного объема энергии, в результате можно сделать вывод, что для всеядных организмов, в том числе и для человека, выгодно перейти на потребление растительной пищи.

Вопрос: Какие биологические и социально-экономические факторы ограничивают питание человека исключительно растительной пищей?


Тема урока «Пищевые цепи»

В 1953 г. в одном японском селении люди начали болеть какой-то непонятной болезнью. Она поражала нервную систему: у больных нарушалась координация движений, они теряли слух, зрение, рассудок.

Врачи поставили диагноз: отравление ртутью. Но откуда взялась эта ртуть? Правда, поселок находился рядом с морским заливом, куда химический завод сбрасывал свои отходы, в том числе и ртуть. Но содержание ртути в морской воде было ничтожным.

Вопросы:

1) Как можно объяснить причины этого происшествия?

2) Дайте определение пищевой цепи, назовите основные их типы.

3) Какая пищевая цепь включает в себя большее число звеньев: водная или наземная? Докажите это на примерах.

4) Каким образом происходит круговорот веществ в экосистеме, какие типы организмов играют основную роль в его поддержании?


Тема урока «Мутационная изменчивость»

Есть в Киеве обладатель необычной «чернобыльской» коллекции - профессор, доктор биологических наук, независимый эксперт по экологии Вячеслав Коновалов. Сразу после аварии на Чернобыльской АЭС он начал собирать мутантов, которые то и дело рождались на фермах Житомирщины и Киевщины. В его коллекции - 100 уродов.

Генетик Александр Рудой утверждает, что на самом деле уродства - это аномалии, которые происходят всегда. В каком-то смысле для природы мутации - норма. Другое дело, что Чернобыль ускорил мутационные процессы во много раз. Поэтому сразу родилось так много животных с отклонениями. Сейчас идет другой процесс: с одной стороны, адаптация, а с другой - продолжение мутаций на незаметном для глаз клеточном уровне. По словам генетиков, облученному человечеству при условии исчезновения всех мутагенных факторов, понадобилось бы 800 лет, чтобы полностью избавиться от всех чернобыльских мутаций.

Тем временем, в Украине три года назад в одном из фермерских хозяйств родился гусь с четырьмя лапами, а два года назад - двуглавый теленок... Последний, кстати, сдох, а гусь обитал в одном из зоопарков страны...

Вопросы:

1) О какой проблеме идет речь в тексте?

2) Каковы причины этих изменений?

3) Как классифицируются мутации по уровню изменения наследственного материала?

4) Можно ли сказать, что мутационные процессы для исторической судьбы человечества более опасны, чем для остальных представителей живого мира?

5) В чем пути решения проблемы?


Тема урока «Вирусы»

Редкое кожное заболевание эпидермодисплазия делает своих обладателей очень чувствительными к широко распространенному вирусу папилломы человека (ВПЧ). У таких людей инфекция вызывает рост многочисленных кожных наростов, напоминающих по плотности древесину.

О заболевании стало широко известно в 2007 году после того как в интернете появился видеоролик с индонезийским рыбаком, который из-за обилия бородавковидных образований на теле практически потерял дееспособность.

В 2008 году мужчина перенес сложную операцию по удалению 6 кг наростов с головы, рук, ног и туловища. На прооперированные части тела была пересажена новая кожа. К сожалению, через некоторое время наросты появились вновь.

Вопросы:

1) Как устроены вирусы?

2) Почему в 20 веке вирусы стали главным объектом экспериментальных генетических исследований?

3) Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий?

4) Какие сложности возникают при попытках создать вакцину против вирусных инфекций?






Тема урока: «Иммунология на службе здоровья»

Цели: формирование понятия иммунология и определение значения данной науки для сохранения здоровья человека; знакомство с историей открытия вакцин и их роли в профилактике болезней, значение лечебных сывороток; формирование представлений о видах иммунитета.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки;

- показать условия применения вакцин и сывороток;

- научить школьников различать виды иммунитета и объяснять их значение.

Развивающие:

- продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах;

- продолжить развитие у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию;

- продолжить развитие у учащихся творческих способностей;

- продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

Воспитательные:

- обосновать необходимость прививок – использования сывороток и вакцин с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями;

- продолжить патриотическое воспитание на основе знакомства с работами отечественных ученых в области физиологии.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, диалогический, словесный, наглядный, кейс-метод.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек 8 класс).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Организационный этап (формирование положительного настроя)

- Здравствуйте! Я очень рада всех Вас видеть. А начать наш урок я хотела бы с цитаты советского и российского иммунолога Рэма Петрова:

«Наш организм - государство, а силы иммунитета - армия, стоящая на страже его независимости».

- Как вы понимаете смысл этой цитаты?

Эмоционально настраиваются







Ответы учеников

2) Проверка дом.зад.

Как вы уже поняли, мы продолжаем знакомиться с иммунитетом человека. Но для начала повторим домашнее задание.

Задание - соотнесите вопросы и ответы (задание на доске):

  1. Что выделяется В-лимфоцитами? (Антитело)

  2. Чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию (Антиген)

  3. Действует на все микроорганизмы (Неспецифический иммунитет)

  4. Фагоцитарная теория иммунитета (Мечников И.И.)

  5. Действует на определенные микроорганизмы (Специфический иммунитет)

  6. Способность организма избавляется от чужеродных тел и соединений, сохранять постоянство внутренней среды (Иммунитет)


- Мы повторили с вами тему прошлого урока, а теперь давайте подумаем…

- Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больным гриппом?


- А как вы думаете, есть ли наука изучающая иммунитет? (если затрудняются ответить, то сказать что означает термин наука – «логос» наука)

- А как связана иммунология с проблемами сохранения нашего здоровья?

- А зачем нам изучать иммунологию?

- Как мы можем помочь нашему организму?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Выбирают правильный ответ

(за правильные ответы получают жетоны)


















- Да, т.к. грипп передается воздушно-капельным путем.



- Иммунология



- Изучает как различные факторы воздействуют на наше здоровье (иммунную систему) и как его укрепить.

Записывают тему урока

3) Актуализация знаний

Кейс: В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков. Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смерть. Не менее опасна была и оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс. людей. Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице. Она не щадила ни бедных, ни богатых. От оспы умерли: австрийский император Иосиф I, король Франции Людовик XV, российский император Петр II.

Вопросы (проблема):

- Почему такие последствия возникли в то время? И почему сегодня мы знаем об этом только из исторических источников?

- Почему в наше время многие выступают против прививок?

- Как мы будем решать эту проблему???

- Решать будем с помощью целей урока…























- Не было средств защиты от болезнетворных бактерий и вирусов.


4) Изучение нового материала

1. Понятие об иммунологии.

Иммунология – наука которая, занимается изучением иммунитета.

- Это наука считается молодой. Хотя корни ее лежат в глубокой древности. Например, китайцы чтобы предупредить заболевание оспой, вдыхали нюхательный табак, в состав которого были добавлены высушенные и измельченные корочки оспяных струпьев.

- У истоков этой науки стояли такие люди как:

Эдвард Дженер (анг.врач, ученый, разработавший первую вакцину. В то время в народе бытовало поверье, что для людей коровья оспа не заразна, а только оставляет на ладонях маленькие пузырьки. Благодаря этому Дженнер обратил внимание, что носители этих пузырьков реже болели натуральной оспой, например, доярки.В качестве эксперимента ученый использовал жидкость из кожных пузырьков на ране маленького пациента, после чего заразил его человеческой оспой, но мальчик остался здоров. Благодаря этому Дженнер определил, что вирус коровьей оспы вырабатывает антитела, уничтожающие вирус черной ветряной оспы)

Коллега из Франции Луи Пастер (продолжил деятельность Дженнера. Ученый-микробиолог развил мысль Дженнера о том, что после того, как человек переболеет инфекцией, больше ему подобная беда не грозит. Если ввести ему ослабленных микробов и позволить организму перебороть их, то в дальнейшем организм выработает стратегию по борьбе с заболеванием.Именно Пастер ввел понятие «вакцина», в дань уважения коллеге из Англии. Это означает коровья.Процедура введения вакцины – прививка.После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца.Первая прививка была сделана 6 июля 1885 г. 9-му мальчику. Ему ввели вакцину против бешенства и благополучно вылечили)

- Запишем определение в тетрадь.

Вакцинапрепарат из ослабленных микробов или их ядов.

Прививкапроцедура введения вакцины.

- Как это часто бывает, люди с подозрением относились к исследованиям Дженнера и Пастера и не верили им. Они рассказывали дикие истории о том, что вакцинация превращает людей в коров.

- К счастью, со временем желание быть здоровыми перебороло невежество людей, к тому же, в коров тик никто и не превратился. И вакцинация стала набирать обороты.

- Как вы думаете, можно ли больному человеку вводить вакцину? – Как можно ему помочь?

- Помимо вакцин для лечения инфекционных заболеваний используют сыворотки крови или лечебные сыворотки. Для этого берется кровь человека, который переболел определенным вирусом, либо у животного, которого предварительно подвергли иммунизации, в ответ на это у животного вырабатываются готовые антитела. (Заражают лошадь, берут кровь, удаляют форменные элементы – получают плазму, а затем удаляют фибриноген – белок свертывания крови и получают сыворотку)

На рисунке 48 стр.95 учебника подробно показано, как изготовляется антидифтирийная сыворотка. Используют их при лечении столбняка, дифтерии и гриппе, а также при отравлениях от укуса ядовитых змей.


Запишем определение в тетрадь:

Лечебная сыворотка – препарат с готовыми антителами

Задание. Для закрепления понятий вакцина и сыворотка, предлагается заполнить таблицу в группах.

1 вариант – заполняет первую колонку

2 вариант - заполняет вторую колонку

Признаки сравнения

Вакцина

Сыворотка

Что содержит?

Ослабленные организмы или их яды

Готовые антитела

Как организм получает антитела?

Вырабатывают самостоятельно

В готовом виде

Как быстро развивается иммунитет?

В течение длительного времени

В течение короткого времени

Для чего применяют?

Для профилактики

Для лечения

Проверяем – за каждый правильный ответ – жетон.

- Задание для всех: в каком случае вырабатывается активный иммунитет, а в каком пассивный (За правильный ответ - жетон)

Записывают определение в тетрадь
























































Записывают определение
















- Поставить укол, положить в больницу.
























Записывают определение













2. Виды иммунитета.

- В зависимости механизма выработки иммунитета различают следующие его формы:

- Иммунитет может быть естественным и искусственный. – Как вы понимаете, что значит естественный и искусственный.

- Естественный – без медицинского вмешательства.

- Искусственный – с участием медицинской помощи.

5) Закрепление нового материала

- Перед вами примеры. Давайте подумаем и ответим в каком случае вырабатывается активный /пассивный иммунитет и в каком случае естественный/искусственный иммунитет.

- И параллельно заполним схему «виды иммунитета» в тетради.

- За каждый правильный ответ 2 жетона (1 за неполный ответ).

1) Ребенок с грудным молоком получает готовые антитела.

2) Человек поставил прививку против гриппа.

3) Человек поставил прививку против гриппа

4) Заболевшему дифтерией человеку ввели противодифтерийную сыворотку.


- Ребята, давайте теперь поговорим как правильно вводить прививки.

Задание по рядам (три ситуации + одна на всех)

За каждый правильный ответ 2 жетона.

4 ситуация – Человек поставил прививку против кори, обеспечит ли она ему иммунитет против столбняка?

Важно помнить, что каждая вакцина и сыворотка отвечает за лечение своего заболевания (специфична).

Памятка по прививкам! Помните!

(сформулировать правила)

1) Каждая прививка ставится в определенное время (календарь прививок).

2) Перед прививкой необходим медицинский осмотр.

3) Прививание должно проводиться в медицинский учреждениях.

4) Вакцина и сыворотка отвечают за лечение своего заболевания (специфичны).






































- Так она содержит ослабленные микробы другого вируса и они будут совершенно бесполезны при борьбе со столбняком.





6) Обобщение и систематизация

Беседа:

- Иммунология – наука об иммунитете.

- Каким образом иммунология стоит на службе здоровья?

В распоряжении медицины находится огромный арсенал средств борьбы с инфекционными заболеваниями, и он растет с каждым годом.

- Но каковы бы не были эти средства – основное собственная устойчивость организма к инфекциям и её надо повышать.




- Создание вакцин и сывороток, предохраняющих человека от инфекционных заболеваний

7) Рефлексия

- Вспомнить проблему урока:

Почему сегодня мы знаем о свирепствовании чумы и оспы только из исторических источников?

Каждый человек должен следить за своим здоровьем, укреплять иммунитет.


Оценки за урок:

5-7 жетонов – «5» Молодец!

3-4 жетонов – «4» Неплохо!

1-2 жетонов – Есть к чему стремиться!

- Не было средств защиты от болезнетворных бактерии, а сегодня есть вакцины и сыворотки.

8) Домашнее задание

§19, выполнить кейс-задания по рядам.

Записывают домашнее задание.






Кейс №1: Иммунитет – жизненный опыт.

Знаменитая отшельница Агафья Карповна Лыкова, проживающая на заимке в верховьях реки Еринат в Западной Сибири за 300 км от цивилизации, родилась в 1945 году.

Семья старообрядцев Лыковых жила в изоляции с 1937 года. В семье было шесть человек: Карп Осипович (р.ок.1899) с женой Акулиной Карповной и их дети: Савин (р.ок.1926), Наталия (р.ок.1936), Димитрий (р.ок.1940) и Агафья (р.1945).

В 1923 году поселение староверов было разгромлено и несколько семей перебрались подальше в горы. Примерно в 1937 году Лыков с женой и двумя детьми ушли из общины, поселились отдельно в глухом месте, но жили не таясь. Осенью 1945 года к их жилью вышел патруль, искавший дезертиров, который насторожил Лыковых. Семья перебрались в другое место, живя с этого момента тайно, в полной изоляции от мира.

Лыковы занимались земледелием, рыболовством и охотой. Рыбу солили, заготавливали на зиму, в домашних условиях добывали рыбий жир. Не имея контактов с внешним миром, семья жила по законам старообрядчества, отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. Дети Лыковых благодаря матери были грамотны. Несмотря на столь длительную изоляцию, Лыковы не потеряли счет времени, совершали домашнее богослужение.

К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Савин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). В настоящее время из той большой семьи осталась только самая младшая, Агафья. В 1981 году один за другим умерли Савин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни Карп Осипович.

Убежище Лыковых - каньон верховий реки Абакан в Саянах, по соседству с Тувою. Место труднодоступное, дикое - крутые горы, покрытые лесом, и между ними река. Они занимались охотой, рыболовством, собирали в тайге грибы, ягоды и орехи. Развели огород на котором выращивали ячмень, пшеницу и овощи. Занимались прядением конопли и ткачеством, обеспечивая себя одеждой.

Жестокая ирония заключается в том, что губительными для Лыковых оказались не трудности таежной жизни, суровый климат, а именно контакт с цивилизацией. Все они, кроме Агафьи Лыковой, вскоре после первого контакта с нашедшими их геологами умерли.

Вопросы:

  1. Почему до этого семья отшельников не знала проблем со здоровьем, пока «цивилизация» не пришла к ним?

  2. Какие виды иммунитета вы знаете?

  3. Что такое иммунодефицит? Связана ли эта история с ним?

  4. Какие советы вы бы дали людям, ознакомившись с этой ситуацией?

Ответы на вопросы представьте в виде небольшой сценки, в которой будут присутствовать: врач-иммунолог, геологи, отшельники. Остальные герои по вашему желанию и представлению.

Кейс №2. Студенческие годы чудесны, или как университет влияет на иммунитет.

Петрова Ольга Ивановна была студенткой 4 курса отделения «Биология - химия». Ольга имела хорошие оценки, ее успеваемость была не отличной, но на достаточно хорошем уровне. Это стоило не малых усилий. На первом курсе Ольге было достаточно сложно. Переход от школы к обучению в университете был не так прост. Ведь теперь вместо 45-минутных уроков учебный день состоял из полуторачасовых пар. Задавали на «биологии-химии» много. Особенно выделялись химические предметы. Чтобы подготовиться к парам, практическим, лабораторным, семинарам Ольге приходилось сидеть допоздна.

Ко второму курсу Оля уже привыкла к частому недосыпу. Уже не с такими усилиями готовились домашние задания. Можно сказать у Оли появился «иммунитет» к большому количеству заданий на дом и небольшой продолжительности сна.

Время шло, наша студентка набиралась еще большего опыта. Ее старания находили отражение в оценках, по большей степени в отличных оценках.

Ее мама начала замечать странную тенденцию, в школьные годы дочь болела максимум раз в год и то необязательно. На первом курсе Ольга уходила на больничный один раз, но помимо этого ее несколько раз заставали врасплох простуды. И вот, будучи на 4 курсе Ольга уже 2 раза была на больничном, не считая простуд, которые она перенесла «на ногах». Конечно, стараниям этой студентки можно только позавидовать. После каждого больничного она с большим рвением и немалыми усилиями возвращалась в русло реки образования в университете.

Вопросы:

  1. С чем бы вы связали такую тенденцию в здоровье Ольги?

  2. Как можно помочь Ольге?

  3. Составьте перечень конкретных предписаний для всех старшеклассников и не только, которые помогут им не столкнуться с такой проблемой. Представьте этот перечень в виде брошюры для старшеклассника.

  4. Отразите весь спектр проблем, которые могут возникнуть в связи со школьным образом жизни.

Ответы на вопросы презентуйте в виде выступления комиссии врачей-иммунологов перед одноклассниками.

Кейс 3. Рассуждения о вечном.

Однажды Луи Пастер, проводивший опыты по заражению птиц куриной холерой, решил съездить в отпуск и оставил в лаборатории своего помощника. Тот забыл выполнить очередную прививку курицам и ушёл в отпуск сам.

Вернувшись, помощник заразил куриц, которые сначала ослабли, но потом неожиданно выздоровели.

Вопросы:

  1. К чему привела такая оплошность помощника Луи Пастера, и какие важные выводы он сделал?

  2. Что такое вакцинация и вакцина?

  3. Сейчас во всем мире отношение к прививкам неоднозначное. На основе выданной Вам информации составьте небольшой рассказ «Мифы о вакцинации».

Ответы предоставьте в виде сюжета телевизионной передачи.


















Литература

  1. Акимушкин, И.И. Занимательная биология / И.И. Акимушкин. - М.: Просвещение, 2010, – 394с.

  2. Батуев А.С. Загадки и тайны психики / А.С. Батуев. - М., Дрофа, 2010.

  3. Демьянков Е.Н. Биология. Мир животных. 7кл.: задачи, дополнительные материалы / Е.Н. Демьянков, А.И. Никишов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 175 с.

  4. Анатомия, физиология и гигиена человека: карманный справочник / А.А. Каменский. - М.: Дрофа, 2010. - 296с.

  5. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М., Дрофа, 2006.

  6. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 12-е изд., стереотипное, - М.:Дрофа, 2011, - 332с.

  7. Козлова С. В. Применение кейс-технологии на уроках биологии // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 301‒302.

  8. Долгоруков А. Метод кейсов (case-study). URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.

  9. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2013. - URL: http://www.vshu.ru/ lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.

  10. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов. http://www.casemethod.ru/

  11. Социальная сеть работников образования / Кейс технологии на уроках биологии. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/07/01/keys-tekhnologiya-na-uroke-biologii.

65




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!