СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка -МО по проектной деятельности Профминимума

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка -МО по проектной деятельности Профминимума»















РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации проектной деятельности обучающихся в рамках реализации профориентационного минимума







Источник: Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего

и среднего общего образования















Москва 2023

Проектная деятельность обучающихся

– организация проектной деятельности обучающихся в соответствии с результатами и рекомендациями профориентационной диагностики, с учетом выбранных обучающимися профессиональных направлений или профиля обучения.


Проектная деятельность обучающихся в образовательной организации подразумевает под собой решение какой-либо актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально значимых результатов (но не обязательно при этом является социальным проектированием). Проектную деятельность рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, а также на формирование как универсальных и гибких, так и конкретных, прикладных навыков.


Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. – «брошенный вперед») – это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во времени и в плане ресурсов, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу.

Признаки, отличающие проектную деятельность:

  • ограничение по срокам, ресурсам и результату;

  • неповторимость и уникальность (насколько это возможно);

  • комплексность: наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта;

  • организационное обеспечение: создание специфической организационной структуры на время реализации (разделение ролей в команде).


Жизненный цикл проекта – это последовательность этапов от его начала до завершения, задаваемых в соответствии с условиями реализации проекта. Проект может включать в себя следующие этапы:

  • инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды;

  • планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат (временных и, если нужно, финансовых), определение и оценка рисков;

  • исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех элементов исполнения проекта;

  • завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также формулировка основных выводов и анализ успешности проекта (извлеченные уроки);

  • получение обратной связи по результату, оценка результата.



Основные требования к проекту:
  • наличие социально значимой задачи (проблемы);

  • планирование действий по разрешению проблемы;

  • пооперационная разработка проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  • использование исследовательских методов.



Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Включенность, замотивированность самого субъекта выступает здесь в качестве важного условия успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы.

Проектная деятельность классифицируется по ряду оснований. По цели проекта.

  • исследовательский (новые знания);

  • информационный (интеграция информации);

  • социальный (решение социальной проблемы);

  • творческий (творческий продукт);

  • практико-ориентированный (материальный продукт);

  • бизнес-проект (извлечение прибыли).

Разумеется, могут быть и другие цели (например, развлекательные), однако, в профориентационном аспекте они менее распространены.

По количеству участников:

  • индивидуальные;

  • групповые.

По содержанию образовательного содержания:

  • предметными;

  • межпредметными:

  • надпредметными (в большей степени соответствуют профориентационному содержанию).

По продолжительности:

  • краткосрочные (до полугода);

  • среднесрочные (от полугода до года);

  • долгосрочные (более одного года).

В профориентации, в отличие от других сфер, где приоритетен групповой подход, в равной степени ценен и индивидуальный подход, в полной мере предполагающий погружение в деятельность и ответственность. Содержание же профориентационного проекта, как правило, носит надпредметный, а иногда и «внепредметный» характер, т.е. не имеющий отношения к общеобразовательной деятельности (см. социальные, практико-ориентированные проекты). Продолжительность проекта как правило, кратко- и среднесрочная.

В случае реализации проектной деятельности в течение нескольких лет подряд, обучающиеся последовательно знакомятся с проектными технологиями в соответствии с программой 6-7, 8-9, 10-11 классов. Обучающиеся, с одной стороны, используют уже освоенный материал, а с другой – дополняют его новыми практиками, упражнениями, инструментами для организации следующего проекта. Продуктовый результат проекта может быть представлен в виде законченного исследования, статьи, стендового доклада, прототипа продукта, завершенного продукта или услуги (минимальный жизнеспособный продукт), творческих продуктов (спектакль, сборник рассказов и т. д.), решение социальной проблемы и многое другое.

Как отмечено выше, проект всегда имеет конкретный результат, решающий какую-либо проблему, следствием чего его частым элементом выступает публичность результатов. Представление, а иногда и реализация (использование) продукта, имеет большое значение. Завершение проекта, как правило, предполагает защиту, участие в конкурсе, аукцион, экспертизу результата и т д..


Проектная деятельность как элемент профориентационной работы с обучающимися имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить:

  • профессиональную пробу: исследование и практическую деятельность внутри выбираемого профессионального направления;

  • междисциплинарность: проект, как правило, сочетает в себе несколько профилей обучения, что повышает вероятность более точного соответствия профессиональным интересам обучающегося. Любой профессиональный выбор предполагает комбинирование нескольких интересов, которые в чем-то могут казаться даже противоречивыми. Так, например, направление «Промышленный дизайн» объединяет интерес к творчеству и инженерным дисциплинам;

  • развитие как универсальных навыков (например, командной работы, коммуникабельности), так и профессиональных (для решения проектной задачи требуются навыки, выходящие за рамки школьной программы и близкие к навыкам, необходимым специалистам в профессиональной области).

Среди недостатков и ограничений в организации проектной деятельности можно выделить:

  • дефицит наставников по широкому кругу профессиональных направлений, особенно в малых городах и селах (отчасти это может быть решено с помощью использования сети Интернет);

  • отсутствие системы оценки проектной деятельности;

  • эфемерность, невозможность использовать в жизни полученные выводы, когда работа выполняется формально, без реальной заинтересованности;

  • сложность проектной деятельности для выполнения обучающимися.