РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации проектной деятельности обучающихся в рамках реализации профориентационного минимума
Источник: Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего
и среднего общего образования
Москва 2023
Проектная деятельность обучающихся
– организация проектной деятельности обучающихся в соответствии с результатами и рекомендациями профориентационной диагностики, с учетом выбранных обучающимися профессиональных направлений или профиля обучения.
Проектная деятельность обучающихся в образовательной организации подразумевает под собой решение какой-либо актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально значимых результатов (но не обязательно при этом является социальным проектированием). Проектную деятельность рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, а также на формирование как универсальных и гибких, так и конкретных, прикладных навыков.
Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. – «брошенный вперед») – это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во времени и в плане ресурсов, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу.
Признаки, отличающие проектную деятельность:
ограничение по срокам, ресурсам и результату;
неповторимость и уникальность (насколько это возможно);
комплексность: наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта;
организационное обеспечение: создание специфической организационной структуры на время реализации (разделение ролей в команде).
Жизненный цикл проекта – это последовательность этапов от его начала до завершения, задаваемых в соответствии с условиями реализации проекта. Проект может включать в себя следующие этапы:
инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды;
планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат (временных и, если нужно, финансовых), определение и оценка рисков;
исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех элементов исполнения проекта;
завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также формулировка основных выводов и анализ успешности проекта (извлеченные уроки);
получение обратной связи по результату, оценка результата.
Основные требования к проекту:
наличие социально значимой задачи (проблемы);
планирование действий по разрешению проблемы;
пооперационная разработка проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов.
Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Включенность, замотивированность самого субъекта выступает здесь в качестве важного условия успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы.
Проектная деятельность классифицируется по ряду оснований. По цели проекта.
исследовательский (новые знания);
информационный (интеграция информации);
социальный (решение социальной проблемы);
творческий (творческий продукт);
практико-ориентированный (материальный продукт);
бизнес-проект (извлечение прибыли).
Разумеется, могут быть и другие цели (например, развлекательные), однако, в профориентационном аспекте они менее распространены.
По количеству участников:
индивидуальные;
групповые.
По содержанию образовательного содержания:
По продолжительности:
краткосрочные (до полугода);
среднесрочные (от полугода до года);
долгосрочные (более одного года).
В профориентации, в отличие от других сфер, где приоритетен групповой подход, в равной степени ценен и индивидуальный подход, в полной мере предполагающий погружение в деятельность и ответственность. Содержание же профориентационного проекта, как правило, носит надпредметный, а иногда и «внепредметный» характер, т.е. не имеющий отношения к общеобразовательной деятельности (см. социальные, практико-ориентированные проекты). Продолжительность проекта как правило, кратко- и среднесрочная.
В случае реализации проектной деятельности в течение нескольких лет подряд, обучающиеся последовательно знакомятся с проектными технологиями в соответствии с программой 6-7, 8-9, 10-11 классов. Обучающиеся, с одной стороны, используют уже освоенный материал, а с другой – дополняют его новыми практиками, упражнениями, инструментами для организации следующего проекта. Продуктовый результат проекта может быть представлен в виде законченного исследования, статьи, стендового доклада, прототипа продукта, завершенного продукта или услуги (минимальный жизнеспособный продукт), творческих продуктов (спектакль, сборник рассказов и т. д.), решение социальной проблемы и многое другое.
Как отмечено выше, проект всегда имеет конкретный результат, решающий какую-либо проблему, следствием чего его частым элементом выступает публичность результатов. Представление, а иногда и реализация (использование) продукта, имеет большое значение. Завершение проекта, как правило, предполагает защиту, участие в конкурсе, аукцион, экспертизу результата и т д..
Проектная деятельность как элемент профориентационной работы с обучающимися имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить:
профессиональную пробу: исследование и практическую деятельность внутри выбираемого профессионального направления;
междисциплинарность: проект, как правило, сочетает в себе несколько профилей обучения, что повышает вероятность более точного соответствия профессиональным интересам обучающегося. Любой профессиональный выбор предполагает комбинирование нескольких интересов, которые в чем-то могут казаться даже противоречивыми. Так, например, направление «Промышленный дизайн» объединяет интерес к творчеству и инженерным дисциплинам;
развитие как универсальных навыков (например, командной работы, коммуникабельности), так и профессиональных (для решения проектной задачи требуются навыки, выходящие за рамки школьной программы и близкие к навыкам, необходимым специалистам в профессиональной области).
Среди недостатков и ограничений в организации проектной деятельности можно выделить:
дефицит наставников по широкому кругу профессиональных направлений, особенно в малых городах и селах (отчасти это может быть решено с помощью использования сети Интернет);
отсутствие системы оценки проектной деятельности;
эфемерность, невозможность использовать в жизни полученные выводы, когда работа выполняется формально, без реальной заинтересованности;
сложность проектной деятельности для выполнения обучающимися.