СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка "Программа по выявлению и развитию у воспитанников способностей к физкультурно-спортивной деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по выявлению и развитию у воспитанников способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка "Программа по выявлению и развитию у воспитанников способностей к физкультурно-спортивной деятельности"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детский физкультурно-спортивный комплекс «Планета спорта»











Методическая копилка

Программа по выявлению и развитию у воспитанников способностей к физкультурно-спортивной деятельности






Автор:

Любовников А.В.,

тренер-преподаватель













с.Бичура

2023

Программа по выявлению и развитию у воспитанников способностей

к физкультурно-спортивной деятельности


Целью данной программы является приобщение воспитанников к физической культуре, спорту, потребности к здоровому образу жизни.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные задачи физического воспитания.

1.1 Охрана и укрепление здоровья воспитанников.

1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.

1.3 Повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи физического воспитания.

2.1. Формирование двигательных умений и навыков.

2.2. Развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи физического воспитания.

3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых черт личности.

Дифференцированный подход на уроках физической культуры.

1. Теоретические основы дифференцированного подхода на занятиях.

1.2. Тип нервной системы и уровень развития воспитанников. 

1.3. Возрастно-половые особенности воспитанников.

1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.

2. Организация дифференцированного обучения на занятиях.

1. Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:

- пол,

- возраст,

- данные медицинского обследования,

- показатели контрольных испытаний.

2. Управление деятельностью воспитанников:

- распределение детей на группы,

- распределение физических нагрузок,

- организационно-методические мероприятия.

3. Активизация самостоятельной деятельности воспитанников:

- выявление помощников и проведение с ними занятий,

- составление учебных карточек-заданий для групп воспитанников,

- разработка дифференцированных домашних заданий.

Рассмотрим вышеперечисленные приёмы более подробно.

2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.

В программу изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого воспитанника. Основываясь на полученных данных, мы совместно с медицинским работником по оценочным таблицам определяем уровень физического развития каждого воспитанника.  В соответствии с оценочными данными делим детей на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.

В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.

В специальную группу включаются воспитанники, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.

2.2. Управление деятельностью воспитанников.

Для того, чтобы педагогически правильно управлять тренировочным процессом, вовремя вносить коррективы в тренировочное занятие, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития ребёнка, осуществлять контроль за физической подготовленностью воспитанника. Для изучения физической подготовленности детей составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.

Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ребёнок становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.

Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.

Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для воспитанников 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для воспитанников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной воспитанник. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого ребёнка.

По уровню физической подготовленности делю воспитанников на три группы:

В группу “сильных” входят дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к воспитанникам этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.

Вторую группу (среднюю) составляют дети основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.

В третью (слабую) группу включаются дети основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость воспитанникам этой группы даётся то же количество повторений, что и детям второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.

2.3. Активизация самостоятельной деятельности воспитанников.

Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сам из числа более подготовленных воспитанников, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем занятии, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы детей. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол) различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые у них на недостаточно высоком уровне и т.д. Лучше эти занятия организовывать с капитанами команд из параллельных групп. Такие занятия способствуют профессиональной ориентации.

При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у детей навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков.

Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях использую для того, чтобы закрепить потребность воспитанников в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии отметок:

1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).

2. Умения и навыки (технические и тактические действия).

3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста, в том числе и по выполнению домашних заданий).

4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).

5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).

6. Домашние задания.

7. Страховка.

8. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).

9. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на занятии). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.

2.4. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий по физической культуре.

Дифференцированный подход можно использовать не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий.

 – На первом этапе составляю домашние задания для групп воспитанников. Упражнения для самостоятельных занятий подбираю в соответствии с учебным материалом, который изучается в данный период на занятии. В комплексы домашних заданий входят в основном общеразвивающие и специальные упражнения для развития двигательных качеств. Домашние задания составляю таким образом, чтобы они были доступны детям и соответствовали их подготовленности в домашних условиях, понятными, конкретными, легко запоминались и регулировались.

– Следующий этап – это внедрение домашних заданий в быт детей.

– Заключительный этап – подведение итогов (мониторинг).

При составлении карточек нагрузка дозируется следующим образом:

1-й этап – выявляется максимальный показатель каждого упражнения в группах,

2-й этап – в одну неделю выполнения домашних заданий второй группе (средних) предполагается такая дозировка, которая соответствует половине максимального теста.

3-й этап – в течение каждой следующей недели дозировка во всех группах увеличивается на одно повторение.

По тому же принципу составляю карточки и для девочек.

В практике по физической культуре использую несколько видов карточек-заданий (тесты, схемы, графические изображения, комбинированные и другие). В карточке домашнего задания указывается содержание изучаемого материала, дозировка, дается графическое изображение и организационно-методические указания.

2.5. Работа с одарёнными детьми.

Используя результаты исследований воспитанников, собственные наблюдения, в каждой группе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам. На протяжении многих лет я веду кружки спортивной направленности: баскетбол, лёгкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика. Реализация программ дополнительного образования даёт возможность совершенствовать знания, умения, навыки, не предусмотренные школьной программой. Дают возможность детям достигать более высоких результатов в спортивных состязаниях муниципального и регионального уровней.


Применение на практике предложенной системы приемов организации дифференцированного подхода на занятиях позволяет добиться:

– роста показателей физического развития и физической подготовленности;

– улучшение функционального состояния организма;

– повышение плотности занятий;

– эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.






Использованная литература


1. Аристов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков /Теория и практика физической культуры. 2021. № 8. с.44–47.

2. Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку/Физическая культура в школе. 2014. №6. с.7–10.

3. Бандаков М.П. Дифференцированный подход к детям в процессе физического воспитания /Теория и практика физической культуры. 2022. №5. с.31–32.

4. Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2015. №1. с.3–7.

5. Гужаловский А. А. Физическая подготовка ребёнка/Физкультура и спорт. 2021. № 6. с.31.

6. Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры/Учебное пособие для ВУЗов. г.Пермь. 2015.

7. Качашкин В.М. Физическое воспитание в школе/Пособие для учителей физической культуры. 2-е издание, М., Просвещение. 2018. с.28.