, каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода – как при межперсональным взаимодействием, так и в группе. На сегодняшний день большинство авторов указывают на естественность возникновения конфликтов в организации и на необходимость и их урегулирования, в связи с вероятностью возникновения негативных последствий для организации. На наш, взгляд это, безусловно оправдано и достаточно аргументировано с позиции управления. Тем не менее, если рассматривать конфликт, как проявление личностной позиции, связанной с перестройкой системы ценностей, с неудовлетворенными потребностями высшего порядка, или как некоторый экзистенциальный кризис, становится не совсем понятна роль урегулирования данных отношений в структуре организации. Ведь управленческий состав в первую очередь интересуют позиции самой организации и ее дальнейшее развитие, а не внутренние осознания отдельно взятого сотрудника и его личностный рост. В связи с чем, нам кажется актуальным рассмотрение темы конфликтов в организации, как с позиции психологии менеджмента и организационной психологии, так и с личностно-ориентированной позиции.
Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка психолога»
Конфликты:
Преодоление
Сущность
Сатиаджиева М.А., педагог-психолог
Аграрно-экономического колледжа РД 2018 г.
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
- ЧАСТО - поставьте 3 балла;
- ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;
- РЕДКО - 1 балл.
1. Угрожаю.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему...
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка:
- Тип “А” — сумма баллов под номерами 1,6, 11.
- Тип “Б” — сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
- Тип “В” — сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
- Тип “Г” - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
- Тип “Д” — сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
- “ А” - это “жесткий тип решения конфликтов и споров”. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
- “ Б” - это “демократичный” стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
- “ В” - “компромиссный” стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
- “ Г” — “мягкий” стиль. Своего противника вы “уничтожаете” добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказывать от своей.
- “ Д” - “уходящий” стиль. Ваше кредо - “вовремя уйти”. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Конфликт - это
столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденции в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или группы людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями
Какие бывают конфликты?
Внутриличностный Межгрупповой
Межличностный
Внутриличностный конфликт
Хочу и не могу
Надо и не могу
- Уносит много сил
- Изменяет личность
Межличностный конфликт:
Конфликтная ситуация Инцидент
Типы поведения
- Агрессия Проекция Уход от неприятной ситуации Фантазия Регрессия Рационализация
- Агрессия
- Проекция
- Уход от неприятной ситуации
- Фантазия
- Регрессия
- Рационализация
Дети перенимают наше отношение к ссорам и скандалам, и к миру. Нужно учить детей, что в ссорах и скандалах никто никогда ничего не может доказать. Причина: отрицательное эмоциональное воздействие блокирует способность принимать, соглашаться.
Методы погашения конфликтов:
- Лично при руководители;
- При группе;
- Санкции;
- Изоляция
- Выход чувств;
- Эмоциональное возмещение;
- Авторитетный третий;
- Принудительное слушание оппонента;
- Обмен позиций
Анализ конфликтной ситуации:
- кто участвует в конфликте?
- что является главным противоречием?
- какова цель у конфликтующих сторон?
- определите методы разрешения конфликта;
- проанализируйте последствия разрешения конфликта.
… Но борьба необходима. Бури, грозы, молнии полезны — они встряхивают душу пшеницы и наливают ее энергией и силой…
Спасибо за внимание!!!