Задание 1. Познакомьтесь с отрывком из книги А.Н. Лутошкина
«Как вести за собой»1 и ответьте на следующие вопросы:
-
Какому из периодов лагерной смены, по Вашему мнению, соответствует каждая стадия развития коллектива в концепции А.Н. Лутошкина?
-
Может ли временный детский коллектив в своем развитии не достигнуть уровня развития «горящий факел»?
1 Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах орга- низатор. работы / А.Н. Лутошкин; под ред. Б.З. Вульфова. – 3-е изд., пере- раб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 206 с.
-
Попробуйте оценить уровень сплочения Вашей студенче- ской группы, ориентируясь на данную концепцию.
Формирование и сплочение коллектива – это как восхожде- ние к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».
Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состо- ять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчи- вается воображаемой станцией. Давайте условно обозначим эти станции-ступени.
У самого подножия расположилась станция «Песчаная рос- сыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». При- мерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий ма- як». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина – «Горящий факел».
Чтобы было понятно, что означает каждая ступень, дадим им более подробную характеристику.
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок соб- рано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчин- ка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет то- го, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих инте- ресов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина – материал, который сравни- тельно легко поддается воздействию, и из него можно лепить
различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не прило- жить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределен- ные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все по- лучается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дис- циплина и требования старших. Отношения разные – доброжела- тельные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко прихо- дят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера-хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинающему море- ходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так дер- жать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически вы- брасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют посто- янного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, – организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей инди- видуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в пре- одолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллек- тивным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно
проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенно- сти, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь дей- ствуют по принципу «один – за всех, все – за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательно- стью. Командный состав парусника – знающие и надежные орга- низаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обра- щаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.
У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гор- дости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их пости- гают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в дру- гих группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хва- тает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно поло- жение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом ко- торого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимо- понимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо прояв- ляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени
«Алый парус». Но это еще не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поды- маясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно прихо- дят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, осве- щая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Задание 2.
Составьте режим дня ребенка и вожатого ДОЛ. В чем различие? Почему?
Режим дня ребенка | Режим дня вожатого |
| |
Задание 3.
Познакомьтесь с памяткой по организации режима дня и ответьте на следующие вопросы:
-
Для чего необходим режим дня в лагере?
-
Есть ли отличия в режиме дня для детей разного возраста?
-
Что делать, если дети отказываются соблюдать режим дня?
-
С какими позициями в памятке Вы не совсем соглас- ны/категорически не согласны?
Памятка по организацию вожатым режима дня
Принятый режим дня в лагере должен быть дифференциро- ванным в зависимости от возраста детей. В зависимости от ме- теорологических условий в режим дня могут быть внесены изме- нения.
Подъем
-
некоторые дети очень трудно поднимаются утром, по- этому желательно начать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими, как все;
-
подъем в отряде можно организовать музыкальный, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня;
-
никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими (и даже наедине) за поздний подъем;
-
вожатый должен быть требовательным, но в то же время веселым, приветливым, терпеливым и внимательным. Важно помнить, что причиной «сонливости» может быть плохое само- чувствие, переутомление, плохое настроение.
Зарядка
-
занимайтесь зарядкой вместе с детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример;
-
физические упражнения должны соответствовать возрас- ту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития, комплекс упражнений дает физрук лагеря;
-
зарядка всегда приносит удовольствие, если в нее, как и во многие другие детские дела, вносить элементы игры;
-
время проведения зарядки 10–15 минут;
-
зарядка проводится на открытом воздухе; во время дожд- ливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом по- мещении.
пищи;
Организация питания
менно;
-
не забудьте о детях, которым что-либо противопоказано; организуйте им замену продуктов;
-
обращайте внимание на качество еды;
-
следите за дисциплиной в столовой;
-
обращайте внимание на то, чтобы дети не были голодными;
-
не забудьте проследить, чтобы дети убрали за собой со столов.
Тихий час
-
время отдыха составляет 1,5–2 часа;
-
малышей уложите спать. Подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя;
-
заведите правило: в тихий час – никаких разговоров, хо- ждений по комнатам, по корпусу, лагерю.
Свободное время
-
оно должно быть организовано;
-
каждый ребенок должен иметь время для занятия люби- мым делом, для размышлений в тишине;
-
если ребенок не может организовать свое свободное вре- мя, вожатый должен позаботиться об этом, помочь ему.
Самообслуживание
-
будь примером в самообслуживании;
-
напоминайте детям о том, что по утрам необходимо чис- тить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть ру- ки; что вечером перед сном необходимо мыть ноги и всегда хо- дить чистым и опрятным;
-
проверяйте чистоту постелей детей;
-
приучайте пользоваться только личными средствами ги- гиены, обратив особое внимание на расчески.
Отбой
-
готовить детей ко сну начинайте заранее;
-
настраивайте ребят на спокойный тон перед отбоем;
-
стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста;
-
проверяйте, все ли дети на своих местах. Нет ли у кого- нибудь неотложных вопросов к вожатому;
-
перед отбоем проводите тихие игры, старайтесь не воз- буждать фантазии детей;
-
перед своим сном убедитесь, что все дети на местах и все дети спят;
-
никогда не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят.