СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая папка вожатого в пришкольном лагере

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая папка вожатого в пришкольном лагере»

Задание 1. Познакомьтесь с отрывком из книги А.Н. Лутошкина

«Как вести за собой»1 и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какому из периодов лагерной смены, по Вашему мнению, соответствует каждая стадия развития коллектива в концепции А.Н. Лутошкина?

  2. Может ли временный детский коллектив в своем развитии не достигнуть уровня развития «горящий факел»?



1 Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах орга- низатор. работы / А.Н. Лутошкин; под ред. Б.З. Вульфова. – 3-е изд., пере- раб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 206 с.

  1. Попробуйте оценить уровень сплочения Вашей студенче- ской группы, ориентируясь на данную концепцию.


Формирование и сплочение коллектива – это как восхожде- ние к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».

Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состо- ять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчи- вается воображаемой станцией. Давайте условно обозначим эти станции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песчаная рос- сыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». При- мерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий ма- як». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина – «Горящий факел».

Чтобы было понятно, что означает каждая ступень, дадим им более подробную характеристику.


«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок соб- рано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчин- ка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет то- го, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих инте- ресов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.


«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравни- тельно легко поддается воздействию, и из него можно лепить

различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не прило- жить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределен- ные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все по- лучается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дис- циплина и требования старших. Отношения разные – доброжела- тельные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко прихо- дят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера-хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.


«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему море- ходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так дер- жать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически вы- брасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют посто- янного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, – организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей инди- видуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в пре- одолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллек- тивным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно

проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.


«Алый парус»

Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенно- сти, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь дей- ствуют по принципу «один – за всех, все – за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательно- стью. Командный состав парусника – знающие и надежные орга- низаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обра- щаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гор- дости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их пости- гают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в дру- гих группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хва- тает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно поло- жение может быть исправлено.


«Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом ко- торого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимо- понимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо прояв- ляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени

«Алый парус». Но это еще не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поды- маясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно прихо- дят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, осве- щая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.


Задание 2.

Составьте режим дня ребенка и вожатого ДОЛ. В чем различие? Почему?



Режим дня ребенка

Режим дня вожатого



Задание 3.

Познакомьтесь с памяткой по организации режима дня и ответьте на следующие вопросы:

  1. Для чего необходим режим дня в лагере?

  2. Есть ли отличия в режиме дня для детей разного возраста?

  3. Что делать, если дети отказываются соблюдать режим дня?

  4. С какими позициями в памятке Вы не совсем соглас- ны/категорически не согласны?


Памятка по организацию вожатым режима дня

Принятый режим дня в лагере должен быть дифференциро- ванным в зависимости от возраста детей. В зависимости от ме- теорологических условий в режим дня могут быть внесены изме- нения.

Подъем

  • некоторые дети очень трудно поднимаются утром, по- этому желательно начать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими, как все;

  • подъем в отряде можно организовать музыкальный, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня;

  • никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими (и даже наедине) за поздний подъем;

  • вожатый должен быть требовательным, но в то же время веселым, приветливым, терпеливым и внимательным. Важно помнить, что причиной «сонливости» может быть плохое само- чувствие, переутомление, плохое настроение.

Зарядка

  • занимайтесь зарядкой вместе с детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример;

  • физические упражнения должны соответствовать возрас- ту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития, комплекс упражнений дает физрук лагеря;

  • зарядка всегда приносит удовольствие, если в нее, как и во многие другие детские дела, вносить элементы игры;

  • время проведения зарядки 10–15 минут;

  • зарядка проводится на открытом воздухе; во время дожд- ливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом по- мещении.





пищи;

Организация питания

  • посещайте столовую коллективно;

  • следите за тем, чтобы ребята мыли руки перед приемом


  • старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновре-

менно;

    • не забудьте о детях, которым что-либо противопоказано; организуйте им замену продуктов;

    • обращайте внимание на качество еды;

    • следите за дисциплиной в столовой;

    • обращайте внимание на то, чтобы дети не были голодными;

    • не забудьте проследить, чтобы дети убрали за собой со столов.

Тихий час

    • время отдыха составляет 1,5–2 часа;

    • малышей уложите спать. Подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя;

    • заведите правило: в тихий час – никаких разговоров, хо- ждений по комнатам, по корпусу, лагерю.

Свободное время

    • оно должно быть организовано;

    • каждый ребенок должен иметь время для занятия люби- мым делом, для размышлений в тишине;

    • если ребенок не может организовать свое свободное вре- мя, вожатый должен позаботиться об этом, помочь ему.

Самообслуживание

    • будь примером в самообслуживании;

    • напоминайте детям о том, что по утрам необходимо чис- тить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть ру- ки; что вечером перед сном необходимо мыть ноги и всегда хо- дить чистым и опрятным;

    • проверяйте чистоту постелей детей;

    • приучайте пользоваться только личными средствами ги- гиены, обратив особое внимание на расчески.

Отбой

    • готовить детей ко сну начинайте заранее;

    • настраивайте ребят на спокойный тон перед отбоем;

    • стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста;

    • проверяйте, все ли дети на своих местах. Нет ли у кого- нибудь неотложных вопросов к вожатому;

    • перед отбоем проводите тихие игры, старайтесь не воз- буждать фантазии детей;

    • перед своим сном убедитесь, что все дети на местах и все дети спят;

    • никогда не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя