СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая проблема: "Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая проблема: "Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности".»















Методическая проблема:

«Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.».

































Выполнил: Казанцева Виктория Викторовна

  1. Актуальность методической проблемы

Подтверждение значимости патриотического воспитания отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ФГОС третьего поколения. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование с и с темы патриотического воспитания граждан. Эта же идея заложена в ФГОС третьего поколения и раскрывается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях патриотического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Данную проблему рассматривают разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др.) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.

  1. Структурные компоненты

  1. Нормативные документы;

  2. Характеристика понятия «Патриотическое воспитание».

  3. Методические аспекты проблемы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

  4. Комплекс мероприятий по теме «Патриотическое воспитание».

  5. Методическая копилка.




3. Содержание структурных компонентов:

  1. Нормативные документы: ФГОС НОО, ФЗ об образовании, ПИСЬМО от 12 мая 2011 года N 03296 Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, ПООп НОО.

  2. Характеристика понятия «Патриотическое воспитание».

В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот – (гр. Patriotes – земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству. Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним – словосочетание «сын отечества».

«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более чѐтко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

4. Методические аспекты проблемы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.



Воспитание включает в себя решение таких насущных вопросов жизненной деятельности личности как духовное и нравственное воспитание, благополучие и процветание жизни, сознания человека. И, несомненно, с давних пор, институтом, осуществляющим патриотическое, духовное, нравственное и социальное воспитание, является школа. Так как именно она стоит наряду с семьёй, друзьями, средствами массовой информации и другими важными составляющими жизни ребёнка, то, конечно, в её обязанности входит формирование патриотических, социальных, нравственных и духовных ценностей. Ведь через школу проходит каждый ребёнок, и упустить данный момент, не включив в образовательный процесс патриотическое воспитание считалось бы непростительным [Агапова И., Давыдова М., 2002, 12].

Великий русский педагог, основоположник российской начальной школы Константин Дмитриевич Ушинский был большим патриотом и считал, что одним из основных принципов педагогической системы является привитие чувства патриотизма детям. В своих ранних статьях Ушинский выдвигал своё мнение и никогда не изменял своему главному принципу, который выглядит следующим образом: «образование должно быть основано на патриотизме». Он считал, что это должно быть сделано наилучшим образом с помощью родного языка, изучаемого в школе. Одной из его известнейших работ является «Родное слово».

Именно поэтому столь важно направить большое внимание государства на организацию внеурочного патриотического воспитания в средних общеобразовательных учреждениях, особенно, в их младших классах. В школе ребёнок проводит достаточно большое количество времени, что является одним из основных аргументов для возможности и доступности организации и проведения патриотического воспитания. В младшем школьном возрасте дети имеют большую необходимость в подражании кому- либо, школа как ничто другое для этого подходит. Здесь достаточно большое количество примеров для подражания (не стоит брать во внимание хулиганов и двоечников), к ним можно отнести учителей, отличников, активистов, спортсменов, а самое главное, что все они являются патриотами, и дети это замечают лучше, чем кто - либо другой.

Немаловажную роль в формировании патриотизма играет также воспитание любви к малой родине, школе, дому, семье, культуре, традициям, природе. Следует дать понять детям, что, если они, действительно, любят и уважают себя, то, значит, они так же относятся и ко всему, что их окружает, а это и есть малая родина. Это два очень тесно связанных друг с другом понятия. В первую очередь сам учитель должен это понимать, ибо как можно научить тому, чего ты сам не делаешь, а, тем более, в чем плохо ориентируешься. Далее с возрастом у детей начинает складываться своё представление о «большом» и «маленьком» мире, они их сравнивают, сопоставляют, в состоянии осознать своё место и роль в каждом из них. Вместе с годами увеличивается и любовь к малой родине, которая превращается в настоящий патриотизм.

Внеурочная деятельность, направленная на лучшее усвоение патриотического воспитания, оказывает большое значение в любом возрасте, однако для младших школьников в первые годы обучения этот качественно новый вид деятельности очень интересен своей неизвестностью. Поэтому они стараются как можно больше входить в курс дела, принимать в нём активное участие, вносить свои коррективы и задавать много вопросов.

Помимо этого, внеурочная деятельность в данном роде воспитания имеет свои отличительные особенности, которые характеризуются жёсткой дисциплиной, высокой ответственностью и отличным знанием теории Примерами могут послужить проведение благотворительных акций, доклад сообщений по соответствующим темам, посещение ветеранов, оказание им всесторонней помощи, распевание патриотических песен, обучение маршированию, проведение экскурсий, походов.

5. Комплекс мероприятий по теме «Патриотическое воспитание» для 3 класса.

п/п

Название мероприятия

Дата

Участники

Ответственный

Организационно-методические мероприятия

1.

Проведение открытых мероприятий по патриотическому воспитанию

В течение года

МО

классных руководителей

Руководитель МО классных руководителей

2.

Организация тематических выставок в школьной

библиотеке, посвященных российским памятным датам.

В течение года

3 класс

Библиотекарь



3.

Диагностика уровня сформированности гражданских качеств личности школьников

Сентябрь Май

3 классы

Социальный педагог

4.

Диагностика эффективности патриотического воспитания в школе

Май

3 классы

Заместитель директора по ВР

5.

Организация и проведение Недели ОБЖ и физкультуры

Март

3 классы

Руководитель ШСК

Гражданско-патриотическая работа в классных коллективах

1.

Проведение Уроков мужества

В течение года

3 классы

Классные руководители

2.

Цикл классных часов по теме «День народного единства»

Ноябрь

3 классы

Классные руководители

3.

Викторина «Отечества великие сыны»

Декабрь

3 классы

Учитель истории

4.

Интерактивное путешествие

«Улицы родного города»

Январь

3 классы

Классные руководители

5.

Классные часы военно- патриотической тематики

22.02–

26.02

3 классы

Классные руководители

6.

Игра-путешествие «По дорогам военных лет»

27.02

3 классы

Учителя начальных классов

7.

Коллективный просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне (1941–1945)

В течение года

3 классы

Классные руководители

Спортивно-патриотические мероприятия

1.

Зарница

Ноябрь

3 классы

Педагог- организатор, классные руководители

2.

«Аты-баты, шли солдаты» (спортивно- военизированный праздник)

Февраль

3 классы

Классные руководители, педагог-организатор



3.

Всероссийские спортивные соревнования школьников

«Презедентские состязания»

В течение года

3 классы

Учитель физкультуры

4.

Участие в тестировании ВФСК ГТО

В течение года

3 классы

Учитель физкультуры

5.

Индивидуальные состязания «А, ну-ка, мальчики!»

Февраль

3 е классы


Руководитель ШСК

6.

КТД «Есть такая профессия – Родину защищать»

Февраль

3 классы

Педагог-организатор, учитель физкультуры

7.

Индивидуальные состязания «А, ну-ка, девочки!»

Март

3 классы


Руководитель ШСК

8.

Военно-спортивная игра «Победа»

март

3 классы

Руководитель ШСК, педагог-организатор, учитель физкультуры

9.

Праздник парада войск

Май

3 классы

Педагог-организатор, учителя физкультуры

Общешкольные конкурсы патриотического направления

1.

Конкурс рисунков

«Край родной, навек любимый»

Октябрь

3 классы

Заместитель директора по ВР, учителя начальных классов

2.

Проект культурная неделя

КТД

«Многонациональный наш Тавдинский край»

Ноябрь

3 классы

Заместитель директора по ВР, классные руководители

3.

Конкурс презентаций и видеофильмов «Моя малая родина»

Декабрь

3 классы

Заместитель директора по ВР, классные руководители

4.

Викторина «Символы России»

Март

3 классы

Учитель истории

7.

Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»

Апрель

3 классы

Классные руководители, учитель изо

8.

Участие в муниципальных

мероприятиях, акциях,

В течение года

3 классы

Заместитель директора по ВР,




митингах, конкурсах исследовательских работ по гражданско- патриотической направленности



педагог-организатор

Взаимодействие с семьями обучающихся в процессе патриотического воспитания

1.

Творческие акции, посвященные Дням воинской славы

В течение года

Обучающиеся 3 классов и их родители

Классные руководители

2.

Консультации для родителей «Растим гражданина

и патриота вместе»

В течение года

Родители обучающихся 3 классов

Заместитель директора по ВР, классные руководители

3.

Проведение тематических встреч, круглых столов с представителями различных ведомств и общественных организаций по вопросам гражданско- патриотического,

правового воспитания

В течение года

Педагоги, родители обучающихся 3 классов

Администрация

Деятельность школьного музея

1.

Тематические экскурсии и уроки

В течение года

3 классы

Заместитель директора по ВР, руководитель кружка, учителя-предметники, ШУС

2.

Организация тематических экспозиций к историческим датам

Ноябрь

3 классы

Руководитель музея, заместитель директора по ВР, ШУС

Деятельность органов ученического соуправления

1.

Участие во Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра»,

«Забота», «Твори добро!»

В течение года

3 классы

Классные руководители, ШУС

Мероприятия, посвященные памятным датам

1.

День знаний

Сентябрь

3 классы

Замдиректора по ВР, классные руководители

2.

Классные часы «Боль

Беслана»

3 классы

Классные

руководители

3.

Уроки воинской славы (М.И.Кутузов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Донской, А.В.Суворов, Н.Иванов) Виртуальная

экскурсия на Куликово поле

3 классы

Классные руководители, учитель истории, актив класса

4.

Уроки-практикумы ко Дню гражданской обороны

Октябрь

3 классы

Педагог- организатор, учитель физкультуры

5.

Урок памяти. День памяти политических репрессий

3 классы

Учитель истории, классные руководители

6.

День народного

единства. Классные часы

Ноябрь

3 классы

Классные руководители

7.

Просмотр документальных и художественных фильмов о блокаде Ленинграда:

  • «Варежки» (режиссеры – Павел Арманд, Натан Любошиц, СССР, 1942 год);

  • «Жила-была девочка» (режиссер – Виктор

Эйсымонт, СССР, 1944 год)

3 классы

Заместитель директора по ВР, классные руководители

8.

Классные часы в формате научного театра:

  • «В царстве наук»;

  • «Занимательная математика (география, лингвистика и т. п.)»;

  • устный журнал

«Научные открытия, которые

сделали дети»

Февраль

3 классы

Заместитель директора по ВР, классные руководители

9.

Конкурс инсценированной песни «Героям России посвящается» ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

1–9-е классы

Заместитель директора по ВР, классные руководители








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!