Иллюстративный материал для подготовки к школе ребенка
«Мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится «закон протянутой души, души распахнутой»
Ф.Достоевский
Программа
художественно-эстетического воспитания
«От прекрасного к доброму»
Пояснительная записка
Наше время, как ни какое другое время, как время взрослых так и детских драм и страданий, одиночества и беззащитности. В это время, в котором нравственные ценности становятся менее значимыми, часто вызывают насмешку и иронию. Основной временной характеристикой можно назвать неопределённость.
Сегодня многие философы и психологи говорят о том, что велика возможность антропологической катастрофы, т.е. дегуманизации человека – его уход от жизни, от природы, от труда и, в конечном итоге, от самого себя.
Безработица, социальное неравенство, бедность, насилие, обострение социальной конфликтности порождают неопределённость будущего, страхи, и как результат – стрессы, неврозы.
По мнению психологов, в стране неуклонно возрастает количество негативных поступков, которые совершаются не только детьми старшего возраста, но и младшего возраста. В школах появляется всё больше детей, которых психологи и педагоги называют проблемными. Очень частой становится ситуация, когда проблемность в поведении проявляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни школа, ни окружающие люди. Это своего рода сигнал протеста против ханжества, вранья, агрессивности мира взрослых. Всё чаще наблюдаются симптомы негативного свойства, такие как:
- очень ранее и быстрое физическое развитие ребёнка, которое подчас опережает психическое взросление;
- разлад между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения;
- отсутствие чувства сопереживания не только к чужим, но и к своим родным близким людям, инфантильность, неразвитость волевых качеств;
- перенасыщенность информацией параллельно с обнищанием ДУШИ.
Поэтому считаю, что система воспитательной работы должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
Цель программы:
Развитие и формирование художественно-эстетического вкуса создание оптимальных условий для целенаправленного и систематического развития личности
Задачи воспитательной программы:
- помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам
· создать условия для развития у учащихся творческих способностей, стимулировать интерес учащихся к занятиям творчеством
- развивать в детях чувство красоты, умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.
· формировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.
Принципы построения:
·соразмерность урочной и внеурочной деятельности;
·научности;
·ступенчатости,
·практической направленности;
·технологической оснащенности.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребенка. Разработана для обучающихся начальной школы и рассчитана на три года.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы
- активное участие родителей в жизни класса, школы
3 класс
- проявление художественно-эстетических способностей;
- знание достопримечательностей Республики Алтай
4 класс
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно выполнять изделие из ткани, бумаги и другого материала
Сроки реализации программы: 2013г.-2016г.
- Подготовительный (май 2013г.- август 2013г.).
Определение приоритетных направлений развития на каждый учебный год. Теоретическое изучение и осмысление проблемы прграммы.
- Практический (сентябрь 2013г.-август 2015г.).
Реализация основных задач программы через различные формы деятельности участников образовательного процесса.
- Заключительный (сентябрь 2015г.-2016г.).
Экспертиза реализации программы развития. Определение основных проблем и путей их преодоления на новый период развития.
Пути реализации программы:
·вести через учебный процесс, обеспечивающий целостное представление о многообразии всех видов искусств.
·Строить учебный процесс как преподавание искусства по отдельным предметам, отражающим основные виды, так и интегрированное преподавание.
Содержание программы
(Основные программные мероприятия)
2 класс
№
|
Основные мероприятия
|
|
Вид деятельности
|
-
|
Сделаем подарок нашим мамам
|
-создать условия для творческой самореализации обучающихся
-воспитывать уважение к маме
|
Работа с бумагой и тканью;
изготовление подарка для мамы
|
-
|
Новогодние игрушки
|
- учить различным приёмам обработки бумаги
-развивать творческие способности
|
Работа с бумагой
|
-
|
Открытка папе
(23 февраля)
|
- учить различным приёмам обработки бумаги
-развивать творческие способности
|
Работа с бумагой
|
-
|
Цветок дождей
|
- учить приёмам работы с пластилином
-развивать творческие способности
|
Работа с пластилином
|
-
|
Рисуем нитками
|
- познакомить обучающихся с рисованием нитью (изонить)
-развивать творческие способности
|
Работа с нитками и иголкой
|
-
|
Квилинг
|
- учить различным приёмам обработки бумаги
-развивать творческие способности
|
Работа с бумагой
|
3 класс
№ п\п
|
Основные мероприятия
|
|
Вид деятельности
|
-
|
Собака в смятку
|
- учить различным приёмам работы с тканью
-развивать творческие способности
|
Работа с тканью
|
-
|
Новые техники работы с шерстяными нитками
|
- познакомить с новыми видами работы с шерстяными нитками
-развивать творческие способности
|
Работа с шерстяными нитками
|
-
|
Ярмарка чудес
|
- создать условие для проявления творческой индивидуальности
|
Выставка
|
-
|
Цветок радуги
|
- учить различным приёмам обработки бумаги
-развивать творческие способности
|
Работа с бумагой
|
-
|
Садово-парковое искусство
|
-познакомить с садово- парковым искусством
-развивать творческие способности
|
Групповая работа с пластилином, рисование
|
-
|
Сад-праздник эпохи Возрождения
|
-познакомить с садово- парковым искусством эпохи Возрождения
-развитие интереса к изучению окружающего мира
|
|
4 класс
№ п\п
|
Основные мероприятия
|
|
Вид деятельности
|
-
|
Образ художественной культуры Японии
|
-познакомить с художественным искусством Японии
|
Рисование
|
-
|
Темная закладка для книги
|
-познакомить с декоративно- прикладным искусством
-развивать творческие способности
|
Декоративное рисование
|
-
|
Каждый народ художник
(Искусство древнего Китая)
|
- познакомить с техникой китайских художников
- развивать творческие способности
|
Рисование
|
-
|
Искусство первобытных людей: наскальные рисунки.
|
- познакомить с наскальными рисунками
-развивать творческие способности
|
Работа с соленым тестом (рисование пятном)
|
-
|
Культура Алтая
|
-познакомить с
художественными традициями Алтая
- развивать творческие способности
|
Экскурсия
|
Формы работы:
- Беседа
- Творческие конкурсы (рисунков, поделок и др.)
- Экскурсии
- Творческие отчеты
- Исследовательские работы
Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных задач и образовательных целей и задач.
Ожидаемый результат:
- Сформировать художественно-эстетической осведомленность обучающихся
- Владение первичными навыками культуры речи, навыками общения
- Привитие навыков коллективистических отношений, активной жизненной позиции
- Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине
- Формирование уважительного ценностного отношения к труду
- Активное участие в творческой жизни класса и школы
- Владеть первичными приемами создания творческого продукта
Литература
- Алаева Н. А. Классные часы и родительские собрания. Ростов-на-Дону, 2006г.
- Андреева В. В. Особенности деятельности классного руководителя в
гуманистической воспитательной системы школы: Дис. .... канд. пед. наук.
–М; 1992. -181 с.
- Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. –М.: Просвещение,
- 1974г. –223с.
- Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности //Опыт разработки концепций воспитания: В 2 ч.
–Ростов-на-Дону, 1993.-Ч. 1. –11 –42.
- В помощь педагогу –экспериментатору по теме: «Система работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя)»: Методические материалы. М.: РИПКРО МО РСФСР,1991.
- Воспитательная система класса: Методическое пособие/Под ред. Е. Н, Степанова. –Псков, 1998.-122с.
- Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова,-М. : Творческий центр, 2000. –127с.
- Программы и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания, Петербургская концепция. –СПб., -1994.–55с.
- Спутник классного руководителя. М.: Образовательный центр «Педагогический
поиск», 2001-193 с. 14.
- Чернова Н. А., Чибизова А. М. Творческая деятельность как средство развития
личности учащихся: Учебное пособие. –Кемерово, 1995г.
- Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьников. Педагогическое общество
Россия –г. Москва, 1998г.
- Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел: Методические рекомендации для работы
с детьми. –2-е изд. –М., 1994.
14. Первое сентября. Приложение «Начальная кола»