Единственный путь, ведущий к знанию -
это деятельность.
Б. Шоу
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности, высокую активность, стремление к познанию, умения добиваться поставленной цели всеми доступными средствами. Поэтому мною была выбрана методическая проблема «Проблемное обучение» как способ развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания», над которой я работаю более 4-х лет.
Проблема возникла в условиях, вызванных изменениями в обществе, требующими от личности проявления активного, осознанного отношения к жизни, умения общаться, что в свою очередь связано с воспитанием гармонично развитой личности. Многолетние наблюдения за познавательной активностью школьников показали, что при организации проблемного обучения повышается уровень знаний обучающихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности, умения организовать поиск решений в различных ситуациях на протяжении всей жизни.
На современном этапе развития обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. В этой связи большие надежды на
кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС НОО), где методологической основой является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На уроке учитель помогает ученику самому открыть новое знание, а не дает новый материал в готовом виде. Построение урока на основе системно-деятельностного подхода является основным требованием ФГОС НОО к нему.
В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих активную познавательную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Проблемное обучение – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью обучающихся, направленной на усвоение новых знаний.
Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого
пробуждается мысль, познавательная активность детей, активизируется их мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, проверка гипотез, анализ результатов и формулирование выводов, применение полученных знаний.
Технология проблемного обучения привлекательна и своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. В связи с теми сложностями, которые возникают в преподавании истории и обществознания на современном этапе, хотелось найти именно такую универсальную технологию обучения.
Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей современной школы является – это воспитание личности, востребуемой рынком. Только личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.
Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед обучающимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Теоретическая база моего опыта
В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Для воспитания личности, востребуемой рынком, технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ:
Новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
В ходе решения проблемы обучающиеся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
Темпы передачи информации зависят от самих обучающихся.
Повышенная активность обучающихся способствует развитию положительных мотивов учения.
Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Цели и задачи технологии проблемного обучения полностью отвечают целям и задачам образования: способность к становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.
Технология проблемного обучения, что очень важно, готовит обучающихся к самоменеджменту, и позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет осуществить подготовку обучающихся к проектному и исследовательскому обучению, что в полной мере разовьёт их интеллектуальные и творческие способности, создаст условия для современного самоменеджмента личности, востребуемой современным обществом.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений.
Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
Воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Развитие профессионального проблемного мышления.
Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
Центральные понятия проблемного обучения:
- проблема; - гипотеза; - проблемная ситуация; - проблемный вопрос; - проблемная задача; - творческая задача; - самостоятельная работа.
Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблема может быть научной и учебной.
Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить обучающийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно (выявление проблемы; формулирование; поиск решения; решение).
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто ( выдвижение гипотезы; ее теоретическое обоснование).
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблем.
Система общих методов, применяемых в реализуемой технологии:
- объяснительно иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
-исследовательский метод.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Обучающиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.
1. Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Обучающимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» обучающимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Пример. В 6-м классе по теме «Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Обучающимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания обучающихся.
3. При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. (9 кл.) проблема была сформулирована так: «Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?» Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа проводится в группах). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.
Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей. Пример. В 10 классе на уроке по теме «Куликовская битва» используется эпиграф к уроку:
Лучше пасть, достойно смерть приемля, чем позором жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить родную землю, мы готовы в эту землю лечь!
Н. Старшинов
4. Формулируется проблемный вопрос: «Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?». Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:
1.Почему сражение на реке Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?
2. Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками. ( иллюстрация по теме урока: репродукция картины Бубнова «Утро на Куликовом поле»).
4. Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон? (схема расстановки войск; зачитать фрагмент из поэмы «Задонщина», текст учебника)
5. Какую тактику использовал Дмитрий?
6.Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?
7.Чем вы объясните успех русских?
8.Каково значение Куликовской битвы?
И теперь обучающиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.
5. При изучении в 9-х и 11-х классах темы «Холодная война» дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Обучающимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Обучающиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: «Холодная война» продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение».
6. На уроке всеобщей истории в 8-х классах по теме «Становление индустриального общества» я предложила следующее проблемное задание: «Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?».
Также практикую постановку личностно значимых проблем.
Например: «Известно, что искусство XIX в. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XX столетии. Пригодятся ли художественные искания и открытия индустриального века людям начала третьего тысячелетия?»
Тема «Война, изменившая картину Европы» требует вдумчивого и взвешенного принятия решений (с прогнозированием всех возможных последствий).
7. На уроке истории в 11-х классах при изучении темы «СССР и Германия в 1940-1941 гг.» обучающиеся выяснили, что Советский Союз, предпринимая шаги по подготовке к войне, наращивал военную мощь, отодвигал границы. В начале войны немецкая армия быстро продвигалась по территории СССР. Выявляется противоречие и возникает проблемный вопрос: «Как вы считаете, был ли СССР подготовлен к войне с Германией?».
8. На уроках обществознания обсуждаются следующие личностно значимые проблемы:
- Я хороший человек?
- Всегда ли правы взрослые?
- Отцы и дети: кто прав?
- Как избежать конфликтов между сверстниками?
- Зачем человек учится?
- Сколько денег нужно человеку?
- С чего начинается Родина?
- Имеет ли нация свой характер?
- Зачем людям памятники?
- Как мы будем жить завтра?
- В чем смысл труда?
- Заменит ли TV книги?
- Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины? и т.п.
Проблемное обучение поддерживает интерес обучающихся к истории, как к предмету, и к истории, как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).
9. Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока. В 7-м классе тему «Экономическое развитие России в XVII в.» можно сформулировать так: «Стало ли XVII столетие переломным в развитии хозяйства России?». Такое название обладает потенциалом создания проблемной ситуации. Или «Петр I - чудо или чудовище?», вместо темы учебника «Преобразования в петровскую эпоху».
Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в методике. На уроках я предлагаю собственные варианты. Изучая с детьми тему «Общение и коммуникация», привожу в качестве примера конфликт между коллегами, когда один участник диалога неадекватно реагирует на замечание другого. Прошу детей сформулировать проблему самим, дать по возможности несколько формулировок.
Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в данной ситуации. Создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, на мой взгляд, дает эффект. Стараюсь в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для обучающихся в будущем. Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность, ведь мотивация – это процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для обучающегося известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.
10. Так, при изучении темы «Роль образования в жизни человека» рассказываю случай из жизни: «Я недавно познакомилась с девушкой, которая получает второе высшее образование. Она отметила, что учиться в вузе второй раз гораздо легче, чем в первый, и что для этого не нужно особого таланта. А как вы думаете: нужен ли талант для изучения истории или обучения в вузе?»
11. В процессе работы над темой «Глобальные проблемы современности» предлагаю учащимся ситуацию: «Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль – это прогресс или регресс?» Таким образом, усвоение знаний обучающимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.
Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности обучающихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.
Использую также прием развертывания проблемной задачи в более частные проблемы. Например, по теме «Проблемы современности» предлагается разрешить частную проблему: «Что лучше: автомобиль или велосипед?». Сначала дети высказывают свое мнение без опоры на текст, затем читают два противоположных суждения и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.
Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:
Иван IV – тиран или реформатор?
Петр I – антихрист или православный русский царь?
«Дней Александровых прекрасное начало». (А.С. Пушкин)
Триумф и трагедия победителей.
Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?
Время Брежнева – «застой» или социалистическое развитие?
«Распад» или «развал» СССР?
После раскрытия темы учителем можно предложить самим обучающимся определить главную проблему уроку и составить вопросы к теме проблемного характера.
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:
1) незаконченное предложение:
самым интересным для меня было..., потому что...;
сегодня на уроке я узнал(а)...;
мне понравилось..., потому что...;
мне не понравилось...;
2) “точка зрения”.
Хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации обучающихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
1. Работа должна проводиться систематически.
2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы над текстом.
3. Задания должны быть посильными.
4. Новизна – важное условие повышение интереса обучающихся.
5. Эффективность работы определяется тем, в какой мере ее выполнение активизирует познавательные способности обучающихся.
По моему мнению, этот опыт применим практически на всех уроках и предполагает высокую воспитывающую функцию, т.к. школьники учатся мыслить, умению общаться, уважать друг друга, прислушиваться к мнению других, учатся добывать знания собственным трудом. Но также они задумываются о смысле жизни, учатся видеть в ней прекрасное, любить природу, Родину, различать радость и печаль, учатся сопереживать, сочувствовать.
Все выше перечисленные методы и формы позволяют проводить различные типы уроков: урок - лекция, семинар, конференция, диалог, исторические игры, исследование, моделирование, дискуссии, театрализованные представления, зачет, экзамен – в старших классах; урок-путешествие, поход, ярмарка, творчество, урок -аукцион, урок в стихах, театрализованные представления , обзор – в младших.
Развивая в детях коммуникабельность, использую работу в группах группах , парах, индивидуальную. Обучение на уроках стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению учителя и товарищей. Отмечается положительная динамика развития ключевых компетенций обучающихся:
-обучающиеся могут определять и формировать цель в своей деятельности на уроке, составлять план действий по решению проблемы и осуществлять действия по реализации (организационные умения);
- умеют добывать и перерабатывать полученную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, наблюдать и делать выводы (интеллектуальные умения);
-умеют самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей (оценочные умения);
- учатся общаться, взаимодействовать друг с другом (коммуникативные умения).
Большое значение для успешной образовательной деятельности учителя имеют условия, которые создают успешность в развитии способностей обучающихся. Это рабочее место учителя. Свои уроки я провожу в кабинете истории, который соответствует нормам и требованиям СанПиНа.