Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО: заместитель директора: Директор школы:
_______________/Воробьева Е.А./ ______________/Хлыстунова Н.В./ ______________/Агеева Л.П./
Протокол от « __» _______2023 г «_____»_______________ 2023 г Приказ от «____» ________2023 г
№_____ №_____
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
срок реализации: 1 год
возраст участников программы/ класс:
4 «Г» класс, 10-11 лет
Составитель: Ярыгина
Татьяна Александровна
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»» для учащихся 4 классов на 2023– 2024 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с программой по математике.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по математике; развивать математический образ мышления.
Задачи курса:
-развитие интереса к математике как к учебному предмету;
-приобретение знаний, умений, навыков по математике;
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
-содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика учебного предмета
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 4 класса. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса обучающихся к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы обучающихся, показать им богатство математики, раскрыть многие ее «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная математика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной математике». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.
анализ и просмотр олимпиадных заданий;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными заданиями;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Место курса в учебном плане
Занятия внеурочной деятельности «Занимательная математика»» для учащихся 4 классов в 2023 – 2024 учебном году проводятся 1 час в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты | Формируемые умения |
Личностные | У обучающегося будут сформированы: - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности; - осознавать роль математики в жизни людей; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. |
Метапредметные |
регулятивные | Обучающийся научится: - планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - различать способ и результат действия; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; - работать по предложенному учителем плану. |
познавательные | Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
коммуникативные | Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; -контролировать действия партнеров; -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи. -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Из истории математики.
Арифметика каменного века.
Занимательные задачи.
Старинная русская нумерация.
Занимательные задачи.
Римская нумерация. Игры со спичками.
Занимательные задачи.
7. Олимпиада «Юный математик».
Раздел 2. В мире математики.
Числоград.
Занимательные задачи.
Ребусы.
Занимательные задачи.
Из истории дробей. Старинные задачи с дробями.
Занимательные задачи.
Доли. Деление на части
Занимательные задачи.
В гостях у Белоснежки (решение задач)
Нахождение доли числа.
Олимпиада «Юный математик».
Раздел 3. Математическая шкатулка.
1.Проценты. Решение задач.
2. Занимательные задачи.
3. Нахождение числа по доле.
4.Занимательные задачи.
5. Считай, решай, отгадывай.
6. Занимательные задачи.
7. Эти загадочные дроби.
8. Занимательные задачи.
9.Снова про дроби.
10.Олимпиада «Юный математик».
11. Викторина «Умники и умницы».
12. Математические игры и задачи.
13. Делим шоколадки поровну (деление и дроби).
14. Учись мыслить.
15. В гостях у Эльфов. Сложение и вычитание.
16. Итоговое занятие. Что узнали? Чему научились?
Календарно - тематическое планирование
№ п/п. | Содержание раздела Тема занятия | Контроль | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Раздел 1. Из истории математики. Арифметика каменного века. | текущий | 1 | | | https://www.youtube.com/wat |
2 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | https://infourok.ru |
3 | Старинная русская нумерация. | текущий | 1 | | | https://infourok.ru |
4 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | |
5 | Римская нумерация. Игры со спичками. | текущий | 1 | | | |
6 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | https://infourok.ru |
7 | Олимпиада «УМНИКС». | текущий | 1 | | | https://умникс.рф/olympiads/ |
8 | Раздел 2. В мире математики. Числоград. | текущий | 1 | | | https://russkiymir.ru › kultura |
9 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | https://russkiymir.ru › kultura |
10 | Ребусы. | текущий | 1 | | | http://63khv.ru |
11 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | |
12 | Из истории дробей. Старинные задачи с дробями. | текущий | 1 | | | http://63khv.ru |
13 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | |
14 | Доли. Деление на части | текущий | 1 | | | |
15 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | https://russkiymir.ru › kultura |
16 | В гостях у Белоснежки (решение задач) | текущий | 1 | | | |
17 | Нахождение доли числа. | текущий | 1 | | | |
18 | Олимпиада «УМНИКС». | | | | | https://умникс.рф/olympiads/ |
19 | Раздел 3. Математическая шкатулка. Проценты. Решение задач. | текущий | 1 | | | http://63khv.ru |
20 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | |
21 | Нахождение числа по доле. | текущий | 1 | | | http://63khv.ru |
22 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | https://uchitelya.com › nachalnaya-shkola |
23 | Считай, решай, отгадывай. | текущий | 1 | | | https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/rus |
24 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | |
25 | Эти загадочные дроби. | текущий | 1 | | | https://uchitelya.com › nachalnaya-shkola |
26 | Занимательные задачи. | текущий | 1 | | | https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/rus |
27 | Снова про дроби. | текущий | 1 | | | |
28 | Олимпиада «УМНИКС». | текущий | 1 | | | https://умникс.рф/olympiads/ |
29 | Викторина «Умники и умницы». | текущий | 1 | | | https://uchitelya.com › nachalnaya-shkola |
30 | Математические игры и задачи. | текущий | 1 | | | https://nsportal.ru › |
31 | Делим шоколадки поровну (деление и дроби). | текущий | 1 | | | https://nsportal.ru › |
32 | Учись мыслить. | текущий | 1 | | | |
33 | В гостях у Эльфов. Сложение и вычитание. | текущий | 1 | | | https://nsportal.ru › |
34 | Итоговое занятие. Что узнали? Чему научились? | текущий | 1 | | | |
Лист корректировки рабочей программы
курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
руководителя курса внеурочной деятельности Ярыгиной Т.А.
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |