Тема | О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор». |
Педагогическая цель | Анализ повести. |
Тип занятия | Основной. |
Планируемые результаты (предметные) | ученики научатся понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи; участвовать в обсуждении прослушанного и прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст. |
Личностные результаты | испытывать гордость за свою страну; стремиться к расширению своих знаний; проявлять эмоциональный интерес к жизни великого человека. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: проявлять интерес к истории Познавательные: иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её Коммуникативные: активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Повесть о племяннике М.В. Ломоносова и его учёбе. |
Образовательные ресурсы | - Портрет О.М. Гурьян - Портрет М.В. Ломоносова - Ожегов С.И. Словарь русского языка - Выставка рисунков Россия - Родина моя, Моя мечта. - Учебник, 3 кл ФГОС Александрова О. М, Кузнецова М. И, Романова В. Ю. Литературное чтение на родном русском языке, с. 89-93; - Компьютер - Карточки - Презентация - Выставка книг О.М. Гурьян |
- познакомиться с жизнью М.В. Ломоносова
Этапы урока | слайд 1 | Содержание деятельности учителя |
I. Организация начала урока. | слайд 2 | -Добрый день ребята! - Ученье свет, а неучение – тьма. -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь к нашим гостям и подарите им свой свет улыбок. |
II. Актуализация знаний. | слайд 3 | – Ребята, у вас было домашнее задание, прочитать отрывок повести дома. Кто готов? - Как зовут автора повести? ( открывается портрет автора – О.М. Гурьян)Приложение № 1 - Ольга Марковна написала очень много книг для детей, названия некоторых из них вы видите у меня на доске. Если у вас возникнет интерес, вы можете найти их в библиотеке или в интернете и прочитать. Приложение № 1.1 (можно и другой вариант знакомства с автором: раздать детям карточки с её биографией, затем дети сами соберут и презентуют, то, что о ней узнали). Приложение № 1.3 Выставка книг. Топ лучших книг. -Кто мне скажет, как зовут главных героев повести? (Миша и М.В. Ломоносов; открывается картинки на доске) Приложение « 1.2 |
Проверка домашнего задания. | |
Формирование темы и цели Тема | слайд 4 слайд 5 | Миниатюра «Мальчик из Холмогор» (выступают заранее подготовленные дети) Приложение № 2 - Ребята, вы поняли, как будет называться наша тема? (если дети не могут определить тему, значит даём им шифровку) - Чтобы сформулировать тему занятия, я подготовила для вас ШИФРОВКУ. После того, как вы расшифруете её - вы сможете озвучить тему. Приложение № 3 |
цель задачи | | - Ребята, давайте определим цель занятия, то есть чего мы достигнем в конце урока. Цель я предлагаю вам выбрать или придумать варианты самим. Приложение № 4 - О ком повесть, которую вы читали дома? -Много ли вы знаете Ломоносове? (мало) -А хотели бы вы узнать о нём? (да) -Это будет задачей занятия? - А еще какую задачу можно поставить? (анализ текста) |
III. Постановка учебной задачи | | - Ребята, вы узнали, кто это? (учитель показывает на портрет Ломоносова) Приложение № 5 - Где ещё вы слышали о Михаиле Васильевиче? (Разговоры о важном, День Российской науки, 8 февраля 2023 года). https://razgovor.edsoo.ru/topic/36/ |
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику | слайд 6 | - Откройте учебник страница 90, + Приложение № 8 картинки к фрагментам из повести. – Ребята, кто такой Миша? (Племянник Ломоносова.)стр.90, 2 абз. – Какие качества своего ученика отмечает М. Ломоносов? Стр. 90 первый абзац. (Смекалка есть, видишь ясно, говоришь толково.) – Как встретила Москва Ломоносова, когда он только приехал? (Проснулся в санях под заснеженной рогожей, стоит посреди площади, не знает, куда идти, нет ни одного знакомого.)с. 90 3 абз. - Что было у учеников вместо тетрадей? С. 90 2 абз.снизу - Сколько лет было Ломоносову, когда он поступил в 1 класс школы? (20.) с.91 1 абз. - Как начиналась учеба Ломоносова в Спасских школах. (Заслушиваются один-два ученика.)с.91 2 абз. - Какое наказание было у учеников 3 класса за ошибки в латыни? (Вешают на шею бумажный свиток, того, у кого к концу дня он останется, ставят на горох или дерут плетьми.)с. 91 3 абз. - Как Ломоносов написал свои первые стихи? (Глядя на кутерьму с мухами, подумал: «Почуяли мухи медовые ду́хи».) |
V. Физкультминутка | слайд 7 | на 20 минуте проводит дежурный. |
VI. Продолжение работы по теме урока | слайд 8 | - Ребята, в тексте встретились непонятные слова. Рогожа, замызганный, свиток, кутерьма. Приложение № 6 - Что означает их толкование? Кто знает? - Кто из вас мне скажет, где можно узнать толкование слов? (в толковом словаре) - Задание: расположите толкования слов в правильном порядке, но, если вы сомневаетесь или не знаете, что означает слово, обратитесь к словарю Ожегова. |
| | - Какие книги читает Михайло Ломоносов? («О земле», «О ветрах», «Книгу мирозрения», «Глобус небесный». Все книги о Земле и ее устройстве.) с. 92 5 абз - А какие книги читаете вы самостоятельно? ( о животных, о детях, стихи, сказки) – Почему Ломоносов дальше поехал учиться в Киев? (В Москве нечему больше учиться, слышал, что в Киеве учат философии, физике и математике.) с. 92 6 абз. – Найдите в тексте, прочитайте про себя и сделайте вывод: каким учеником был Михайло Ломоносов? (Все мысли и все время отдает учебе, за первый год освоил 1 и 2 класс, перешел в 3-й. Лучше всех знал латынь.) |
| | Работа с пословицами. (пословицы можно раздать детям каждому на стол) - Прочитайте пословицы. -О чём они? -Выберите самую подходящую пословицу к теме занятия. -А какая вам нравится больше всего? -Почему? |
Итог занятия | слайд 9 | - Давайте вернёмся в самое начало занятия. - Какую цель урока вы поставили? - Получилось её достичь? - Какие задачи удалось решить? |
VI. Рефлексия | слайд 10 | - Какие качества помогли М.В. Ломоносову стать учёным? (Воля, Целеустремленность, Любознательность (пытливый ум), Настойчивость) Приложение № 7 |
Домашняя работа | слайд 11 | Ребята, я даю вам домашнее задание заполнить читательский дневник по прочитанной повести. |
Самооценка | | -Мне сегодня было интересно…… -Я немного огорчился -Мне надо поработать |
Итоги открытого внеклассного чтения | слайд 12 | - Ребята. Вы такие счастливые дети: вы учитесь в чистом и светлом классе. У каждого из вас есть парта, стул, учебник, тетрадь, ручка. Вам тепло, вас кормят бесплатно обедом. Ваши родители вас воспитывают, а учителя обучают разным предметам. И всё это ради того, чтобы у вас жила мечта. Мечта стать патриотом своей Родины, мечта получить профессию и стать счастливыми людьми. У М.В Ломоносова всего этого не было. Но была мечта https://razgovor.edsoo.ru/video/1799/ - Какая мечта была у М.В. Ломоносова? (учиться) УЧИТЕЛЬ ОБРАЩАЯСЬ К ПРИСУТСТВУЮЩИМ: - Свои мечты и любовь к Родине ребята отразили в своей выставке рисунков «Россия – Родина моя», и «Моя мечта». - Наше занятие окончено. Желаю хорошего дня. |