СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа по обобщению педагогического опыта работы на тему «Педагог-аккордеонист и его работа в классе с начинающими учениками»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа по обобщению педагогического опыта работы на тему «Педагог-аккордеонист и его работа в классе с начинающими»

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа по обобщению педагогического опыта работы на тему «Педагог-аккордеонист и его работа в классе с начинающими учениками»»











Методическая работа по обобщению педагогического опыта работы на тему «Педагог-аккордеонист и его работа в классе с начинающими»



















Составитель: Колесникова С. С.

Преподаватель МБУДО

«Дубровская ДШИ»





п. Дубровка, 2022 г.



Введение:

Работа в классе - это не только занятия музыкой, но и воспитание ученика. Наиболее сильное воспитательное воздействие оказывает личность самого учителя. Ученик видит в нём пример для подражания, и учитель должен обладать качествами, достойными этого. Руководя, указывая, наставляя, педагог в тоже время обязан прислушиваться к мнению ученика. Выдвигая определённые требования, он должен быть уверен, что они выполнимы. Нужно поддерживать ученика в его лучших устремлениях, замечать и поощрять творческое отношение к музыке, воспитывать самостоятельность. Педагог должен помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть не техническое развитие учащегося, а его музыкальное развитие, воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству. Для этого нужно так упростить технологию освоения инструмента, чтобы встречающиеся исполнительские трудности не заслоняли положительных эмоций, связанных с восприятием музыкального произведения и с самим процессом исполнения.

Решающую роль в этом играет соблюдение важнейших принципов обучения: последовательности и постепенности. Ученик должен получать эмоциональное удовлетворение от результатов своей деятельности – конкретных умений (выученных пьес, приобретения исполнительских навыков и т.п.). Каждый урок, каждое домашнее задание должны быть проведены интересно, увлекательно и содержательно, оставляя у ученика чувство удовлетворения. Тогда интерес к музыке может стать постоянным, устойчивым.


Требования к проведению урока:

каждый урок должен иметь чёткую цель и задачи;

каждое занятие должно приносить учащемуся новые знания, умения, навыки;

урок должен вестись на эмоциональном подъёме, пробуждать чувства ученика;


Следует разнообразить содержание и форму занятий:

Например, если один урок начинается с проверки наиболее трудной части задания – разбор пьесы или технически сложных мест, то другой урок можно начать с повторения старого репертуара, игры по слуху, чтения с листа, демонстрации педагогом нового произведения, с беседы и т.д.

Но ни на одном уроке нельзя упускать из виду наиболее важную на данном этапе работу. Полезным и интересным является прослушивание учащимся знакомого произведения в исполнении другого ученика с последующим обменом мнения. Работа с одним учеником в присутствии других. Большое воспитательное значение имеет посещение занятий родителями. Проверяя работу учащегося, необходимо узнать, какие приёмы он использовал в подготовки задания, и попросить показать эти приёмы. Педагог должен быть в курсе программы по теории музыки и сольфеджио, чтобы сообразовать свои требования со знаниями ученика в области теоретических дисциплин. Одним из условий результативности домашней работы является правильная запись в дневнике учащегося. Она должна быть предельной ясной и краткой. Для впервые приступающего к занятиям музыкой начальный период обучения является особенно трудным и требует большого терпения и усидчивости. В начальных классах особенно важно, чтобы домашние задания вызывали интерес, включали элементы смекалки, занимательности. На процесс выполнения домашних заданий влияет понятное и интересное объяснение материала. С самого начала занятий педагогу следует объяснить ученику, как он должен заниматься дома над выполнением того или иного задания. Педагог должен добиваться правильной, организованной и серьезной самостоятельной работы учащегося. Если учащийся не будет заниматься дома, то вся работа в классе не принесёт пользы. Поэтому педагогу следует наблюдать за режимом домашних занятий учащегося, за целесообразностью распределения времени. Необходимо, чтобы ученик после каждого занятия чётко представлял задание и способы его выполнения. Старшеклассников следует приучать к самостоятельному ведению дневника: формулируя задание, они смогут лучше уяснить его суть.

Необходимо регулярно выставлять в дневнике оценки, так как оценка позволяет ученику осознать требования, которые предъявляются к самостоятельной работе.


Работа ученика дома.

Для успешных занятий музыкой недостаточно одного стремления научиться играть, хотя увлечённость, интерес и являются основной движущей силой. Занятие музыкой – это труд. Музыка дарит много радости лишь тому, кто много и настойчиво работает. Важную роль играет правильный режим домашней работы.

Необходимо заниматься регулярно и каждый день. Заниматься нужно столько, чтобы результатами домашней работы был доволен и сам учащийся и педагог. Время, необходимое для выполнения задания зависит от прилежания и способностей ученика, но в среднем рекомендуется заниматься:

1-й год --- один/полтора часа в день

2-й год --- полтора/два часа в день

3-й год ---два часа в день

4-й и 5-й год --- три часа в день

Во время занятий ничто не должно отвлекать учащегося. Однако полное внимание сохраняется в течение непродолжительного времени:

У детей как правило - не более 30 минут.

У взрослых – 45 минут.

Затем внимание рассеивается, появляется усталость. Работа идёт успешнее, если через каждые 30-40 минут делать перерыв в 5-10 минут. Более длительная пауза расхолаживает ученика, исчезает состояние «вработанности». Можно заниматься в два приёма в различное время дня.


Как заниматься.

Желая дать ученику образец правильной работы, педагог часто строит урок так, как он рекомендует заниматься дома.

В случае затруднений ученику бывает достаточно вспомнить урок, чтобы восстановить последовательность работы и выявить главное. Правильный метод занятий будет способствовать лучшему усвоению задания. Успех занятий определяется не затраченным временем, а их содержанием, качеством. При неточной игре, при плохом слышании текста, излишнем напряжении рук нельзя добиться хорошего исполнения, даже если заниматься целыми днями! Основной установкой должно быть: «У меня нет лишнего времени, чтобы играть с ошибками». Внимательность, сосредоточенность, целеустремлённость явятся залогом успешной работы.

Педагог должен хорошо знать своих учеников, их личностные особенности, интересы, успеваемость в общеобразовательной школе, участие в общественной жизни. Необходимо поддерживать связь с родителями учащегося, чтобы быть в курсе его домашних занятий.

Занятия ребёнка музыкой возлагают определённые обязанности и на родителей. Дети с гораздо большей охотой учатся, если родители проявляют интерес к их занятиям и к самой музыке. («Как мне нравится произведение, которое ты сейчас учишь, - говорит мама, - мне бы очень хотелось его послушать, когда ты выучишь это произведение хорошо»). В меру возможностей родители должны вместе с детьми посещать концерты в филармонии, спектакли, оперы, читать книги о музыке и композиторах. Необходимо побуждать и самого учащегося к чтению такой литературы.

В начальный период обучения родители могут оказать детям содействие и при выполнении заданий. Для этого надо познакомиться с требованиями педагога и методом занятий, посетив уроки в классе.





Посадка аккордеониста и

положение инструмента при игре.

Аккордеон - сложный в изучении инструмент. Играть приходиться на двух принципиально разных клавиатурах, причем левая находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания педагога на протяжении всего обучения должны быть посадка, установка инструмента и, конечно, руки ученика. Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры. Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, ближе к краю, с наклоном вперёд. Ноги должны стоять плотно на полу. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги или брать стул определённой высоты. Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собранно. Голову нужно держать прямо. Во время игры не следует смотреть на клавиатуру. Ноты нужно ставить на уровне глаз. Правое колено должно быть чуть выше левого. Для этого необходимо левую ногу чуть выдвинуть вперёд, а правую подогнуть. Гриф правой клавиатуры упирается в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при сжиме меха. Не следует придерживать инструмент подбородком. Недопустим также наклон корпуса исполнителя в правую сторону, что может привести к искривлению позвоночника и, кроме того, производит неприятное внешнее впечатление. Ремень, прикреплённый к правой части корпуса, надевается на середину надплечья и служит для удержания и большей устойчивости инструмента. Ремень, прикреплённый к левой части корпуса инструмента, служит для упора запястья левой руки при ведении меха. Таким образом, правый и левый ремни предназначаются для держания инструмента во время игры. Не следует допускать чрезмерного приближения инструмента к груди, сдавливая грудную клетку и нарушая тем свободу дыхания. С самого начала обучения нужно следить за дыханием ученика. Оно должно быть естественным и ровным.



Дыхание в процессе игры.

Дыхание является одной из самых главных функций организма. Регулируется дыхание центральной нервной системой. Игру, занятия, и, особенно, концертные выступления – следует рассматривать в этом плане с трёх точек зрения:

1.Физическая работа.

2.Умственная работа.

3.Психическое состояние исполнителя.

Первое. Аккордеон – инструмент, требующий большого физического напряжения во время игры. Исполнитель затрачивает энергию и на нажим клавишей, на держание инструмента, а главное, на ведение меха, особенно при динамических нарастаниях. Следовательно, игру на аккордеоне можно считать настоящей физической работой, в которой участвует значительное число мышц рук, ног, корпуса, шеи.

Второе. Игра на аккордеоне является серьёзной умственной работой, особенно игра наизусть или выступление перед публикой, когда исполнитель должен удерживать в памяти значительные по объёму музыкальные произведения с разнообразной нюансировкой и фразировкой

Третье. Аккордеонист во время исполнения находится «с глазу на глаз» со своими слушателями. Взор его не может остановиться на клавиатуре как у пианиста, или на грифе, как у играющих на струнном инструменте. Аккордеонист не может показывать и большого физического напряжения во время игры. Выражение его лица должно быть спокойным, без тени напряжения, но и не безразличным, а эмоциональным, воодушевлённым. Это очень трудная задача, требующая большой собранности, большого усилия воли, выдержки, самообладания. И в разрешении этой задачи огромную помощь оказывает глубокое ритмичное дыхание. Особо нужно следить за ритмичностью дыхания при игре на forte, при частой смене меха или tenuto в сочетании с динамическими нарастаниями. Эти нюансы вызывают неизбежное физическое напряжение, большую затрату сил, что нередко ведёт к нарушению ритма дыхания, к быстрому утомлению рук и нервному возбуждению. Нужно уметь рассчитывать силы, экономно расходовать их, чтобы не играть, как говорится, «на последнем дыхании».





Постановка правой руки.

Клавиатура аккордеона сходна с фортепианной и самое удобное, естественное положение кисти и пальцев на нотах ми, фа-диез, соль- диез, ля-диез и си. Собрав и округлив все пальцы, легко простучать их кончиками по столу, одновременно проговаривая или пропевая знакомую песенку. Надо запомнить и сохранить такое же положение при игре на инструменте. Это поможет пальцам стать независимыми и активными. Необходимо следить за тем, чтобы рука нигде не была зажата: ни в кисти, ни в запястье, ни в локте, ни в плече. Локоть не опускать, иначе он вызовет изгиб запястья, и это приведет к скованности кисти и всей руки. Нельзя играть прямыми пальцами или прогибать их в суставах. В пальцы кроме большого, располагаются ближе к черным клавишам. Не следует постоянно смотреть на клавиатуру, это приведет к ухудшению осанки, к скованности, к ослаблению слухового контроля и утрате ощущения клавиатуры. Первоначальные игровые навыки на правой клавиатуре удобнее осуществлять во второй октаве.

Постановка левой руки.

При сжатом мехе левая рука, свободна согнутая в локте, продевается под ремень, тыльной стороной запястья опираясь на него. Пальцы находятся над кнопками. Рука настолько должна быть выдвинута вперед, чтобы первый палец мог нажимать - первый ряд, а пятый палец - вспомогательный ряд, который находится ближе к меху. Натяжение ремня левой части корпуса должно позволять руке передвигаться вдоль всей левой клавиатуры. Натяжение ремня левой руки устанавливается с помощью регулировочного колесика (регулятора). Ремень должен достаточно плотно прилегать к руке. От правильной регулировки его длины зависит равномерность движения меха, свобода и подвижность пальцев левой руки. Ремни отрегулированы верно, если между грудной клеткой ученика и аккордеоном можно свободно провести ладонью.


О ведении меха.

В процессе звукоизвлечения особое внимание необходимо уделять ведению меха, так как именно от этого во многом зависит выразительность и грамотность исполнения. Без меха аккордеон беззвучен. Основными меховыми приемами являются разжим и сжим. Неопытные аккордеонисты – ученики, много времени уделяют беглости пальцев, считая это главной стороной техники игры на инструменте. При этом они забывают о важности умения вести мех.

Способ ведения меха влияет на характер и силу звучания:

плавное движение даёт ровный звук, при рывках возникают «выкрики»;

слабому движению меха соответствует тихое звучание;

интенсивному - громкое;

Ведение меха осуществляется левой рукой. Мех при игре движется «веерообразно» по дуге вниз и сжимать в обратном движении по этой же траектории. Веерообразное ведение меха наиболее экономично, оно не требует больших усилий исполнителя, облегчает равномерную подачу воздуха, необходимого для воспроизведения хорошего звука, и обеспечивает устойчивое положение инструмента во время игры.

Необходимо поупражняться в правильном ведении меха, пользуясь при этом воздушным клапаном или извлекая звуки на клавиатуре. Аккордеон не должен двигаться вправо при сжиме меха и влево при разжиме. Работая над качественной сменой меха, важно приучить ученика контролировать свои игровые движения, не сжимать и разжимать мех до предела, дослушивать окончания нот и фраз. С первых уроков необходимо научить юного музыканта «брать дыхание» грамотно определять в нотном тексте моменты смены меха.

Характер прикосновения пальцев к клавишам, дыхание и естественность игровых движений диктуется изучаемым репертуаром:

мелодия пьесы – лирическая, напевная - движения – мягкие, плавные;

характер музыки – маршеобразный, волевой - движения – четкие, резкие и т.п.

Соответственно репертуар необходимо серьезно продумывать. От него во многом зависит не только интерес ученика к занятиям, но и его творческий и технический рост.


Подготовка к практическим занятиям на инструменте.

Приступить к первому практическому уроку можно лишь тогда, когда выполнены требования посадки, установки инструмента и постановки рук. Этому можно посвятить первую половину урока. Важно, чтобы ученик самостоятельно мог правильно сесть, найти контакт с аккордеоном и поставить руки. С первого знакомства с аккордеоном для ученика должно быть большой радостью. Если есть возможность, то пусть ученик полюбуется на себя в зеркало.

Следующую часть урока можно посвятить различным упражнениям для развития гибкости рук. Если ученик зажат, то можно предложить следующие подготовительные упражнения на релаксацию:

1.Исходное положение – рука вверху, слегка напряжена. Постепенно ослабляют мышцы и, когда рука становится «тяжелой», ее роняют в следующей последовательности: кисть и пальцы, предплечье, вся рука.

2.Затем это упражнение выполняют другой рукой.

3.Тоже упражнение выполняют двумя руками вместе.


Упражнение за столом:

Упражнения выполняются вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе.


«Мостик»

1) Ученик садится к столу.

2) Тремя средними пальцами (2,3 и 4) опираются на край стола. Напряжение в кончиках пальцев должно быть ровно столько, чтобы не упала рука.

3) Покачайте руку в разные стороны, при этом она должна быть свободна и раскачиваться как канатный мостик.


«Прыжки»

Рука прыгает вверх, отталкиваясь кистью, а затем свободно падает под собственным весом.

Упражнение сначала выполняется с опорой на три пальца, затем на один 3-й, 2-й и 4-й.


«Классики»

1) Кисть руки располагается на столе, как на клавиатуре (можно нарисовать клавиатуру).

Пальцы немного закруглены, опираются на стол «подушечками», а первый палец – уголком крайней фаланги. Мышцы ладони не касаются стола.

2) Отталкиваясь пальцами и кистью от инструмента, рука описывает дугу и приземляется в другом месте.

Следует достигать точности прыжка от определенной клавиши до следующей и обратно.



«Мячик»

1) Рука, включая пальцы, кисть и предплечье лежит на столе.

2) Кистью легко отпрыгивать, не отрывая от стола предплечье. Пальцы немного согнуты, подушечками бьют по столу.

3) В начале упражнения они прижаты друг к другу. Затем в процессе кистевых прыжков постепенно разжимаются, как бы охватывая октаву, и сжимаются.

Во всех упражнения не должно быть лишнего напряжения. Руки естественно будут уставать, как от любой физической нагрузки, после чего им необходимо давать отдых. Руки во время выполнения упражнений должны быть пластичными и красивыми. Необходимо избегать угловатых и неуклюжих движений. Повторение этих упражнений полезно и во время практических занятий на инструменте.


Практическое задание:


«Ветер»

Нажав на воздушный клапан, ученик раздвигает и раздвигает мех – получается звук, напоминающий шум ветра. «Ветер» может быть сильным или слабым, в зависимости от того, с какой силой мех приводится в движение.


«Мое имя»

Разжимая мех и одновременно нажимая третьим пальцем левой руки кнопку(бас) ДО, ученик поет свое имя, например, Ваня. Первый слог приходится на разжим меха, второй – на сжим.

Можно сыграть и спеть свое имя дважды: на разжим и сжим меха:

Ва – ня, Ва – ня


Работа над пьесами.

При разборе новой пьесы необходимо обращать внимание на любую деталь нотного текста. Определить темп, обратить внимание на ключевые знаки, если они есть. При разборе нотного текста необходимо учитывать размер такта. Далее можно простучать мелодию, соблюдая её метроритмическую пульсацию. Определить названия нот и их местонахождение на клавиатуре. Сыграть одной правой рукой один такт, а лучше один мотив. Выучить соответствующий такт левой рукой. Соединить партии обеих рук вместе, при этом работая над качеством игры. Добившись результата, учить таким же образом следующий такт или мотив. Когда оба мотива выучены, попробовать их соединить, стараясь играть не останавливаясь, даже если игра получается с ошибками. Ошибки следует исправлять при втором проигрывании. Полезно при повторном проигрывании вслух анализировать свои ошибки.

Сознательный подход способствует скорейшему выучиванию и грамотной игре. Таким образом, уже вначале закладываются такие качества, как чувство формы и стабильность.


Выбор репертуара для начинающего.

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Многократное исполнение одной пьесы приводит к перенасыщению. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию. Составлять репертуар педагог должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.


Заключение.

Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый педагог должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Познать внутренний мир ребенка, уметь направлять в нужное русло положительные, сильные черты характера, а также стараться преодолеть отрицательные – вот главная задача педагога. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь ввиду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание - это 9-10 минут. Поэтому педагогу целесообразно делать в работе с начинающими частые перерывы. Составляющие компоненты урока должны быть разнообразными. Педагог должен уметь логично выстроить урок, переключая внимание ребенка с одного компонента на другой, увеличивая тем самым содержательность урока, и сохраняя при этом восприятие учащегося, что также само по себе является важным. В возрасте 6- 8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Психологи доказали, что наибольших результатов в учебном процессе с маленькими детьми можно достичь, имитируя игру с ними.

Важным стимулом успехов учащихся являются классные мероприятия: родительские собрания, исполнительские вечера, участие в музыкальных гостиных, участие в фестивалях и конкурсах и т.д. Необходимо практиковать и коллективные посещения концертов.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!