СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа по организации детского исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа по организации детского исследования»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы







г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Манелюк К. С. – студентка группы 21П-5 отделения «Преподавания в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе /Манелюк К. С./ Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького, 2024. – 34 стр.











































АННОТАЦИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает ряд требований к успеваемости обучающихся.

В данном пособии разработаны методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в начальной школе. В пособии описаны имеющиеся методические приемы, позволяющие успешно развивать содержание исследовательского обучения в средней школе и использовать наиболее эффективные формы организации и методы.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальной школы и студентов, обучающихся на специализированных курсах по направлению «Начальное образование».





































ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся………...……………………5

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………..….5

    2. Типичные ошибки при проведении исследования…………………………..…...8

Примеры ошибок в детских исследовательских работах……………………………....8

    1. Критерии оценивания детских исследовательских работ……………………....13

    2. Паспорт исследования №1 «Почему вулканы извергаются?» …………………14

    3. Паспорт исследования №2 «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?» ………………………………………………………………………...16

Раздел 2. Проектная деятельность учащихся………………………………………19

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………………………………….….19

2.2. Проектная задача «Космическая ракета» для обучающихся 1 класса ………….22

2.3. Проектная задача «Волшебные Часы: Путешествие в Мир Единиц. Измерения Времени» для обучающихся 1 класса …….…………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………34


























РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская   деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [6].

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования формируются такие требования: базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также работа с информацией; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [1].

Целью исследовательской деятельности в начальной школе будет являться формирование его активной позиции в деятельности, которая научит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия и поможет в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфере.

Задачи исследовательской деятельности в начальной школе:

- развитие мотивации к процессу получения знаний;

- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

- знакомство с природой научного знания, методами исследований;

- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.

Ролью учителя будет четко и умело направлять исследовательскую деятельностью своих учеников, а также консультировать и редактировать текст.

Роль родителей в исследовательской деятельности учащегося является очень важной и поддерживающей. Родители могут служить наставниками, которые помогают учащемуся развивать навыки исследования и мотивируют его к самостоятельности. Во-первых, родители могут помочь учащемуся выбрать интересующую его тему исследования, предложив советы и идеи. Они могут поделиться своими знаниями и опытом, чтобы помочь ребенку определиться с направлением и дать ему стартовую точку. Во-вторых, родители могут помочь учащемуся в поиске информации и ресурсов для исследования. Они могут подсказать, где можно найти нужную литературу, статьи или веб-сайты, а также помочь с поиском экспертов или специалистов, которые могут дать ребенку дополнительную информацию или советы [7].

Выделяют следующие виды исследований:

а) по содержанию:

1.Исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов.

2.Вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них.

3.Собственное исследование, направленное на всестороннее изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.

Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.

б) по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

в) по месту проведения: урочные, внеурочные;

г) по времени: кратковременные или долговременные;

д) по теме: предметные, свободные.

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов:

  • Найти проблему – что надо изучать.

• Тема – как это назвать.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

• Методика исследования – как и что исследовали.

• Результаты исследования – собственные данные.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику [8].

Таким образом, мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.


1.2. Типичные ошибки при проведении исследования.

Примеры ошибок в детских исследовательских работах.

Когда ученик приступает к проведению исследования, он часто сталкивается с ошибками при формулировке и выборе темы, при постановке цели, определение задач и гипотезы, а также при выборе методов исследования. В данном разделе представлены самые типичные ошибки, которые может совершить юный исследователь.

Первое при выборе темы является интерес ребенка в данный момент, какая проблема его интересует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

В связи с этим стоит выделить возможные ошибки, которые могут возникнуть при выборе и формулировке темы:

- тема не интересна ребенку, не увлекает его, не несет в себе познавательный заряд;

- выбор темы, навязан ребенку взрослым;

- выбрана сложная и долгая по выполнению тема, работа будет выполняться долго, и, может быть, не закончена до конца;

- формулировка темы не оригинальна, в ней не присутствует элемент неожиданности, необычности;

- тема не соответствует цели исследования;

- тема не соответствует проблеме исследования.

Приведем в примеры работу, в которой при выборе темы исследования возникли ошибки:

* «Как защитить деревья в городе», 2 класс. Интересна сама постановка проблемы: мальчик рассматривал дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув самой темой своего исследования, что и сами «спасители» нуждаются в нашей защите.

* Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Теперь следует определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр [2].

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. Выделить более простые и доступные для выполнения операции.

2. Создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.

3. Смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил, в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект». Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Но стоит не забывать, что ошибки могут возникнуть и при определении цели, задач и гипотез исследования:

  • Цель не указывает общее направление деятельности.

  • Цель не соответствует теме и проблеме исследования

  • Цели исследования завышены.

  • Неясность, неточность формулировки целей.

  • Задачи не связаны со структурой работы.

  • Задачи исследования не обеспечивают достижение установленной цели работы.

  • Формулировки задач дублируют определение цели.

  • Гипотеза не содержит предположения.

  • Гипотезу невозможно проверить и подтвердить.

  • Гипотеза является противоречивой.

  • Сформулировано слишком много задач (свыше 5).

После того как все важные моменты в исследовательской работе выполнены, происходит переход к требованиям и правилам оформления исследовательской работы.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

- точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

- объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности;

- ясность – умение писать доступно и доходчиво;

- краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения.

При оформлении работы у обучающихся могут возникнуть следующие ошибки:

- слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы);

- отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы;

- некорректная формулировка цели и задач исследования, несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования;

- содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения; или носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование;

- формальные фразы или формальные выводы, никак не связанные с основной частью работы;

- краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений;

- количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно обязательно;

- в выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций. Невозможно формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов [5].

Таким образом, в ходе исследования часто возникают различные ошибки, которые могут существенно влиять на результаты и достоверность полученных данных. Эти ошибки могут быть вызваны неправильным планированием, недостаточным опытом и знаниями исследователя, а также другими факторами. В целом, проведение исследования требует от детей определенных навыков и знаний, и ошибки, которые возникают в детских исследовательских работах, часто связаны с недостатком опыта и знаний. Однако, эти ошибки могут быть устранены или минимизированы через обучение и практику.


    1. . Критерии оценивания в детских исследовательских работах


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту

1-0

  1. Актуальность проблемы

1-0

  1. Цель соотносится с темой

1-0

  1. Цель соответствует результату

1-0

  1. Задачи соотносятся с целью

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме

1-0

  1. Верно подобраны методы наблюдения, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Общие выводы оформлены верно

1-0

  1. Структура и логика не нарушены

1-0

  1. Данные представлены:

- таблицы, диаграммы, схемы и тд.

- рисунок, описание

- данные отсутствуют

2-0

  1. Оформление работы (технические требования)

1-0

  1. Грамотность (орфография, пунктуация)

1-0

Всего

18


1.4. Паспорт исследования №1 «Почему вулканы извергаются?».

Паспорт разработала:

ФИ студента: Манелюк Кристина.


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Почему вулканы извергаются?»

2

Актуальность исследования

Сегодня на Земле остается немало действующих вулканов. Некоторые из них могут быть опасны и мне стало интересно почему извергаются вулканы? И поэтому я решила провести исследование на эту тему. Узнать причины их извержений и понять почему вулканы такие ужасные, но при этом завораживающие. Эти вопросы и помогли определиться мне с темой исследовательской работы, поэтому тема моего исследования кажется мне очень важной и значимой. В процессе своей работы я изучу тему вулканов и создам его действующую модель.

3

Проблема исследования

Почему происходит извержения вулканов.

4

Объект исследования

Вулканы.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 4 класса по формированию базовых исследовательских умений по теме " Почему вулканы извергаются?"

Для ученика: узнать почему извергаются вулканы.

6

Задачи исследования

Для ученика:

- Изучить теоретический материал о вулканах и причинах их извержения.

- Создать действующую модель вулкана.

- Провести опыт по выяснению: почему вулканы извергаются.

- Подвести итоги.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что вулкан извергается, потому что внутри него происходят какие – то процессы.

8

Методы исследования

Анализ литературы, опрос, опыт, наблюдение, обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: групповой.

По содержанию: монопроект (окружающий мир).

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Подготовительный:

Проведение опроса о вулканах: какие есть вулканы, как они извергаются, чем опасно извержение. Обучающиеся с помощью учителя формулируют тему, цель и задачи. Распределяются на группы.

2. Теоретический:

Изучают теоретический материал о вулканах, о причинах их извержения, просматривают видеоролик по теме.

3. Практический:

Определяют гипотезу. Учитель организует проведение опыта в мини группах, дает инструкцию по использованию материалов. Обучающиеся выполняют модель вулкана, после проводят эксперимент извержения с использованием: воды, лимонной кислоты и красителя.

4. Аналитический:

Подводят итоги, исходя из полученных результатов, определяют опровержение или подтверждение гипотезы. Учитель проводит повторный опрос об вулканах и их извержении, чтобы увидеть, улучшили ли учащиеся свой результат.

5. Презентационный:

Демонстрируется модель извергаемого вулкана.

6. Рефлексивный:

Учащиеся оценивают не только свою деятельность, но и деятельность группы, какой вклад они внесли в работу.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать почему извергаются вулканы.

Ход исследования:

В начале исследования ставится гипотеза, исходя из работы с теоретическим материалом. В каждой группе создается своя модель вулкана и раздаются необходимые материалы.

Далее необходимо подготовить все необходимые материалы и смешать их, после залить в модель вулкана. Перед началом работы учитель проводит инструктаж по пользованию лимонной кислоты (так как произойдет химический процесс).

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положите З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства и добавите краску любого цвета, который вам нравиться. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда.

5. Наблюдайте за процессом.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, 2 стаканчика, сода, ложка, моющее средство, краситель, лимонная кислота.

12

Продукт исследования

Модель процесса извержения вулкана.

13

Перспектива исследования

Определить причины возникновения других природных явлений, таких как: ураганы, землетрясения, цунами, обвалы.

14

Используемые источники

1. Вулканы: происхождение, строение, виды. https://ecoplanet777.com/chto-takoe-vulkan/

2. Большая российская энциклопедия 2004-2017. https://old.bigenc.ru/geology/text/3475125

3. Обучающий мультик про вулканы. https://www.youtube.com/watch?v=-8shPv6BwO0


1.5. Паспорт исследования №2 «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?».

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Рейтер Ольга.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?

2

Актуальность исследования

На нашей земле после дождя можно увидеть радугу на небосводе. Для того, чтобы полюбоваться радугой, необязательно ждать дождя. Всем детям нравится радуга, но радуга появляется редко, особенно в зимнее время года. Можно ли сделать радугу самим, не выходя из школьного кабинета? И поэтому я решил провести исследование на эту тему.

3

Проблема исследования

Как создать радугу самим в школьном кабинете.

4

Объект исследования

Радуга

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 1 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»

Для ученика: узнать возможно ли создать в школьном кабинете радугу.

6

Задачи исследования

1. Изучить литературу, выделив условия появления радуги.

2. Провести опыт по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?».

3. Обобщить результаты;

4. Записать видеоролик о том, как создать радугу самим в школьном кабинете.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что в кабине возможно создать радугу.

8

Методы исследования

Анализ литературы, опыт, наблюдение, опрос.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный этап:

Просмотр мультфильма про радугу.

Проведение опроса. «Знаете ли вы, как создать радугу в нашем школьном кабинете?». Учитель делит детей на 3 группы.

Постановка цели, задач исследования и составление плана исследования.

2. Теоретический

Изучение теоретического материала по выделению условий появления радуги: источник света и высокая влажность воздуха. (Использование энциклопедии «Я познаю мир»).

3. Практический

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение опыта по созданию радуги в школьном кабинете для подтверждения гипотезы. Совместно с детьми подводят итоги.

4. Аналитический

Исходя из проведённого опыта, обучающиеся обобщают результаты и делают вывод о том, как создать радугу самим в школьном кабинете. Обучающиеся создают видеоролик.

5. Презентационный

Каждая группа представляет результат своего исследования по теме «Как создать радугу самим в школьном кабинете?». Представляют свой видеоролик.

6. Рефлексивный

Учитель проводит повторный опрос о том, знают ли обучающиеся, как создать радугу самим в школьном кабинете. Обучающиеся оценивают и анализируют свою работу.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Ход исследования:

Просмотр мультфильма.

Проведение опроса. «Знаете ли вы, как создать радугу в нашем школьном кабинете?». Учитель делит детей на 3 группы.

После группы, при анализе энциклопедии «Я познаю мир», выделяют условия появления радуги – источник света и высокая влажность воздуха.

Обучающиеся определяют гипотезу исследования. В ходе проверки гипотезы обучающиеся заранее подготавливают пульверизаторы, наполненные водой, находят в школьном кабинете источник света. Проведение опыта проходит следующим образом.

1) Обучающиеся берут пульверизаторы.

2) Поворачиваются спиной к солнцу.

3) Распыляют воду из пульверизаторов вперед. Распыляют воду 5, 10, 20, 40, более 80 раз.

4) Проведение опыта и фиксация результатов в таблице. Наблюдение за облаком капель и источником света.

Количество нажатий на пульверизатор

Радуга

5

-

10

-

20

-

40

-

Более 80

+

Вывод: радуга образовалась после … нажатий на пульверизатор.

4) Записывают видеоролик и демонстрируют его перед классом.

5) Делают вывод о том, что создать радугу можно самим в школьном кабинете с помощью пульверизатора с водой и света солнца при определенной влажности воздуха.

11

Оборудование для проведения исследования

Пульверизаторы с водой.

12

Продукт исследования

Короткий видеоролик, в котором дети расскажут, как сделать радугу самому в школьном кабинете.

13

Перспектива исследования

Определить, возможно ли сделать радугу в кабинете другими способами.

14

Используемые источники

  1. "Волшебная радуга" Е. Пермяк 2008г. Изд.Эксмо

  2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР". АСТ – ЛТД» 1998

  3. https://vk.com/video-53512893_456239535



РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность учащихся

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

ФГОС НОО нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ― замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности. Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная;

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности выполнения проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, также это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации [3].

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

• Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

• Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

• Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

• Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

• «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

• Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

• Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Каждый учебный проект содержит в себе определенные этапы организации работы над проектом, такие как:

Этап

Содержание работы

Подготовительный

Определение темы. Анализ проблемы. Формулировка цели, задач.

Организационный

А) Определение источников необходимой информации.

Б) Определение способов сбора и анализа информации.

В) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности.

Практический

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта.

Презентационный

Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

Аналитический

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта.

Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- описание исследования;

- заключение (результаты исследования).

Введение должно содержать:

    1. Описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта.

    2. Описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования.

    3. Обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта.

    4. Цель и задачи для проведения исследования.

    5. Гипотезу исследования.

    6. Перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.

Описание исследования должно содержать:

- план этапов выполнения исследовательской работы;

- описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

- собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности) [4].

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты.

2.2. Проектная задача «Космическая ракета».

Паспорт проектной задачи

Паспорт разработала:

ФИ студента: Манелюк Кристина.

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир, русский язык) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 1 классе, рекомендуемое время проведения — до 2-х уроков.

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений пользоваться таблицей для поиска необходимой информации, находить заданную информацию на основе ее самостоятельного поиска и преобразования.

3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

1. Умеют складывать слова из слогов.

2. Умеют составлять слова, используя русский алфавит.

3. Знают, сколько есть месяцев в году и их название.

4. Умеют складывать и вычитать однозначные числа в пределах 10.

Метапредметные:

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение критически подходить к представленной информации.

3. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

4. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

6. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


- демонстрация навыков усвоения предметного материала;

- умение применять предметные навыки в не стандартных условиях.

- умение создавать конечный «продукт» — макет ракеты и выступление (текст) к ней.

Проектный продукт

Макет ракеты, текст для выступления (защиты) своего макета.

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий;

- изготовлен аккуратный и правильный макет ракеты, следуя инструкции изготовления, а также верно составлен текст для защиты макета;

- продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при изготовлении конечного продукта.



Необходимые материалы: листы с заданиями, наборы с геометрическими фигурами для сборки ракеты: прямоугольники (длиной 10см, шириной 4см и длиной 9 см, шириной 3 см), квадраты (со стороной 5 см и 4 см), трафарет для иллюминатора, алфавит.

С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!". Самым первым, отважным и храбрым оказался наш соотечественник. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звёзд огромный и таинственный. В нём много неизвестного и загадочного. Об этом важном событии необходимо знать всем людям.

    Задание 1. Расшифруйте имя, отчество, фамилию человека, который первый отправился в космос. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.

 32   18   10 11 _______________________________________________

1 13 6 12 19  6  6 3 10 25  _______________________________________

 4 1  4  1  18  10  15    ____________________________________________

Задание 2. Когда произошло это важное событие?

1) Укажите число, оно совпадает с количеством месяцев в году____________.

2) Укажите название месяца, если это второй весенний месяц_____________.

3) Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за   другом___________г.

      6-5 =              7+2 =            3+3=            3-2=        

 Задание 3. Как назывался космический корабль, на котором совершён первый полёт?

  1. Его название созвучно с одним из названий сторон горизонта (север, юг, восток, запад), также в нём второй ударный слог____________________________________.

  2. С какой станции отправился космический корабль? Для этого соберите слово из слогов ко Бай нур (второй слог состоит из двух букв) ______________________________________.

  3. Узнайте продолжительность первого полёта. Запишите цифры этого числа друг за другом: предыдущее 2; результат вычитания числа из самого себя; число больше 7, но меньше 9. ______________ минут длился этот полёт.

  4. Так этот день для всего человечества стал праздником и называется

(День рождения       День Космонавтики         День Победы)

  ______________________________________________________________.

Задание 4. Зашифрованное письмо. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо. Ваша задача его расшифровать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из письма вы поняли, о чем нас просят, чтобы помочь людям, нам нужно создать свою ракету и отправиться к ним на помощь.

Задание 5. Изготовьте ракету.

                                         Изготовление ракеты:

1.Приготовьте детали для ракеты: прямоугольник, длина которого 10см, ширина 4см, три треугольника, которые нужно получить из квадратов.

2. Разложите детали ракеты на листе:

  • прямоугольник разместите вертикально, отступив от середины нижнего края листа вверх 3см;

  • к верхней стороне прямоугольника приложите больший треугольник;

  • треугольники меньшего размера разместите справа и слева от нижней части прямоугольника;

  • прямоугольник переместите на 1см вверх или треугольники опустите на 1см вниз (прямоугольник и треугольники расположены не на одном уровне).

3.  Приклейте детали.

4.  Возьмите трафареты для иллюминаторов, приготовьте детали (используя бумагу другого цвета), их должно быть больше одного, но меньше трёх.

5. Разместите и приклейте детали иллюминаторов на корпусе ракеты.

Для выступления кратко запишите ответы:

1.Ф. И. О. космонавта __________________________________________________.

2.Дата полёта (число, месяц, год) ___________________.

3.Название корабля ______________________________.

4. Название станции _____________________________.

5. Продолжительность полёта _______________.

Задание 6. Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Космическая ракета».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да. Нет.

Почему? ______________________________________________________

2.3. Проектная задача «Волшебные Часы: Путешествие в Мир Единиц. Измерения Времени».

Паспорт проектной задачи

Паспорт разработала:

ФИ студента: Рейтер Ольга.

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача.

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в урочное время.

Дидактические цели проектной задачи


  1. Демонстрация комплексного использования освоенных предметных и метапредметных умений в нестандартных условиях квазижизненной ситуации;

  2. Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно – распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Окружающий мир:

  • демонстрируют знания о времени.

Математика:

  • сравнивают промежутки времени, выраженные в годе, месяцах, сутках, часах, минутах.

Планируемые результаты


Познавательные:

  • решают учебную задачу, представленную в знаково-символической форме;

  • кодируют учебную информацию с помощью схем, рисунков.

Регулятивные:

  • осуществляют самооценку;

  • определяют последовательность действий.

Коммуникативные:

  • договариваются для выполнения коллективно – распределительной работы при решении ряда задач.

Проектный продукт

Буклет – помощник.

Критерии оценивания


  • Правильность выполнения предметных заданий.

  • Рефлексивная анкета по итогу работы в группе.





Вступительная часть: здравствуйте, ребята! Скажите, а что идет, не двигаясь с места? (время) Вы уже знаете о разных единицах измерения, в том числе и об единицах измерения времени. Я вам предлагаю сделать памятку, которая бы вам очень помогла на контрольной работе по этой теме. Ну что, вы готовы общим трудом создать большую подсказку? Тогда начнем!

Задание №1

Чтобы нам было удобно фиксировать всю информацию о нашей единице измерения, предлагаю вам самостоятельно изготовить буклет.

Возьмите лист бумаги А4, выберите формат, который нравиться больше и сложите свой буклет.

































Задание №2

У вас получилась памятка, в которую вы будете помещать информацию о своей единице измерения времени. А какая единица выпала вам? Чтобы узнать вам необходимо решить примеры и ответы записать в таблицу ниже.

9 × 6 – 12

т



36 – 9

м

56 + 14

у



14 ÷ 7 × 9













л

25 ÷ 5

е

81 – 10

а



12 ÷ 3 × 6

к



и

7 × 4 + 12



д

47 – 6



10 × 1 – 10



о

н

43 - 23

я

85 – 45






70

41

40

42

27

18









Это и есть ваша единица измерения времени, о которой вы будете говорить в своем буклете!

Запишите название вашей единицы измерения в центральную часть буклета.

Задание №3

Дополните стихотворение про вашу единицу измерения, используя слова-помощники. За место пропуска впишите слово, которое подходит по смыслу.

Посмотри — ка на ____________ —

____________ здесь не для красы:

Они указали для нас

Секунду, ____________ и час.

Секунду — тоненькая,

Минуту — длинненькая,

А _______________ — час:

Так бывает всякий раз.

_______________ секунд прошли —

Мы к минуте подошли.

Ну, а шестьдесят минут

Вместе целый ______________ дадут.

Слова-помощники:

Коротенькая, минуты, час, часы, шестьдесят, стрелки.

Изобразите часы в левой части буклета. Не забудьте, что нужно нарисовать каждую стрелку, в соответствие со стихотворением. А ниже в столбик перечислите все известные вам единицы измерения в порядке их увеличения.

















Задание №4

У вас есть карточка, в которой написаны выражения. Ваша задача за место пропусков вставить числа.



1 неделя = ____ дней

1 год = _____ месяцев

4 года = _____ месяцев

3 года = _____ месяцев

2 часа = _____ минут

48 часов = _____ дня

60 минут = _____ час















Вырежете эту карточку и поместите её в правую часть буклета.

Задание №5

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Волшебные Часы: Путешествие в Мир Единиц Измерения Времени».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да. Нет.

Почему? ______________________________________________________

























Заключение

В настоящее время все ещё применяются устаревшие методы воплощения данного подхода, которые утратили свою актуальность, так как они малоэффективны и не отвечают современным стандартам. По всей стране действуют малые академии наук и научно-технические общества, которые выполняют функции «исполнительного органа» в рамках проектной деятельности. Они приносят значительную пользу, однако могли бы быть ещё более результативными.

Основная цель таких заведений — это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Обучающиеся, которые принимают участие в подобных мероприятиях — это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории. Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС НОО. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно-грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с обучающимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.



Список источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2021 № 286) – М.: Просвещение, 2021- 26с.

2. А.И. Савенков Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь».) ISBN 978-5-4441-0187-2

3. А. Б. Воронцов Проектная задача. /Журнал «Начальная школа» № 6/2007. https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.

4. И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – 6-е изд. – М: АРКТИ, 2008. – 80 с

5. И.А. Зимняя., Е.А. Шашенкова, статья «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности». [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/3217.

6. Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1256 (дата обращения: 11.09.2020).

7. Подругина И.А., Сергеева Д.В., Соловова О.Р. Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве// Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. - С. 9.

8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!