СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа "Преодоление негативных сценических состояний у исполнителя-струнника"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая работа "Преодоление негативных сценических состояний у исполнителя-струнника"

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа "Преодоление негативных сценических состояний у исполнителя-струнника"»



Методическая работа:



« Методы преодоления негативных сценических состояний

у исполнителя – струнника».









преподаватель МБУДО «Детская школа искусств»

Приволжского района г. Казани

Абакумова МА.

















г. Казань

2020г.

Методы преодоления негативных сценических состояний

у исполнителя – струнника.

Проблема сценического волнения исполнителя-струнника была во все времена актуальна. Концертная деятельность, независимо от мастерства исполнителя, несёт в себе обширную вероятность неожиданности и поэтому на сцене может возникнуть дискомфорт, связанный с эмоциональным состоянием, с залом, с инструментом; дискомфорт, который переходит в психологический барьер, препятствующий деятельности.

Этой проблеме в методических работах скрипачей посвящено немало страниц. Б.А. Струве называет ряд отрицательных проявлений эстрадного волнения: « дрожание правой руки…, заплетание пальцев и смазывание пассажей левой руки, заскоки памяти потение рук». Посвятили этой проблеме свои работы выдающиеся педагоги Карл Флеш, А. Ямпольский и др. А также активно разрабатывается в научном и методическом плане.

Известный педагог Мазченко Ю.Н. в своей работе «О психологической подготовке учащихся к концертному выступлению» попытался выстроить в систему методы преодоления негативных сценических состояний, основываясь на современных достижениях психологии. В этой системе есть ряд блоков. Один из них – десенсибилизация. Это о следствиях волнения и средствах борьбы против них.

Десенсибилизация – выработка адекватной реакции на помехи. Адаптация к возникающим негативным состояниям. Прежде всего надо исключить чувство полной неожиданности, внезапности возникновения появления негативных состояний при концертной деятельности. Необходимо знать обо всех неприятных неожиданностях сцены, вести профилактику и формировать готовность к преодолению помех. Помехи бывают объективные и субъективные: особенности сцены, акустики, инструмента, состояние здоровья, психики. И всегда требуют волевых усилий, эмоционального напряжения.

Наиболее типичные негативные состояния - дрожание правой руки. В основе его может быть при волнении тремор, мелкое дрожание пальцев. Что передается смычку при кантилене, а также при смене струн и перебросках смычка. Проявление неуверенности в правой руке вызывает желание покрепче ухватить смычок и плотнее прижать его к струне. Это приводит к чрезмерному напряжению, что часто и является причиной дрожания руки и появляющегося «стаккато». В этом случае необходимо действовать прямо противоположно: не напрягать руку. Не хватать смычок, максимально освободить руку и мышцы плечевого пояса, больше наклонить трость, шире вести смычок, поделить лиги. Отрабатывать навык освобождения руки, плеча через формирование ощущения веса руки.

Б.А. Струве говорит о «заплетании пальцев и смазывании пассажей». Причины могут быть: 1. Зажатость левой руки, возникающая на основе общей напряженности или страха перед исполнением сложного эпизода. Здесь необходим контроль мышечной свободы левой руки. Особенно в пассажной технике. 2. Ускоренный темп, к которому исполнитель не готов. Следовательно необходимо создавать запас прочности – выучкой пассажей в различных темпах, включая более быстрой, чем планируемое исполнение. 3. Преждевременное волеустремление, возникающее оттого, что в процессе занятий пассажи не раскладывались на блоки, составные части. Составные части. Здесь необходимо дисциплинировать работу над пассажной техникой. При потливости рук, целесообразно адаптироваться к этому явлению в процессе домашних занятий: поиграть в жарком помещении, тепло одеться, намочить руки и т.д. «Заскоки памяти» ( по терминологии Б.Струве)- боязнь забыть текст. Особо остро эта проблема встает после длительного периода исполнения на сцене по нотам. Наиболее частые рекомендации-учить текст сознательно. Стремиться понять логику музыкального развития произведения, внимательнее быть с аппликатурой и штрихами и т.д. Часто ошибки связаны с вниманием. Различные отключения внимания на сцене опасны. В начале после первых фраз волнение утихает, но с этим ослабляется и внимание к игровому процессу. И может возникнуть сбой. Или в конце выступления может возникнуть мысль: "Ну все сделано», - и тут возможны ошибки. Сбои могут быть связаны: с объемом (утомлением в конце произведения или программы), распределением( слушает рояль или какой-то голос в оркестре, переключением ( с художественных задач на текст). Навык управления вниманием следует воспитывать через четкую постановку исполнительских задач в каждом эпизоде произведения и ясное представление об инструментальных средствах их выполнения. Важен настрой на возможные ошибки: идти дальше, а не возвращаться; не «зацикливаться» на тексте, а переключить внимание на другие проблемы. Здесь уместна установка: «Не бойся ошибиться- бойся плохо играть». Интонационные неточности - могут быть разные причины: личностные (сильное эмоциональное возбуждение, отключающее слуховой контроль; мышечная скованность и др.), а также от метода занятий (попустительский метод; повышенное внимание к интонации в предконцертный период и др.).

В процессе исполнения необходимо переключать внимание на пластику игровых движений и на художественные задачи. Иногда интонационные неточности могут быть связаны с определёнными видами техники. Такими могут быть переходы, скачки («недолет», в основе напряженность). В процессе исполнения внимание должно быть обращено на свободу, пластику движений и на ритмическое выдерживание последней перед скачком ноты. Неточности могут быть и при исполнении двойных нот. И здесь так же внимание следует переключать на свободу руки и выразительность звучания. В этих случаях крайне рискованно сосредотачивать внимание на интонацию во время исполнения.

Неуправляемое вибрато - ещё одно из неприятных явлений во время выступления. Учащение вибрато- это норма сценического состояния. Но чрезмерное волнение делает вибрато неуправляемым. В этом случае нужно «подвесить» руку на грифе (использовать вес руки), что несколько замедлит его частоту. Этот же прием-альтернатива мышечной зажатости. Именно мышечная зажатость – причина всех негативных состояний.

Существует одна общая закономерность: при выступлении наиболее уязвимыми оказываются недоработанные элементы техники, не оптимально организованные игровые движения. Поэтому причина любого негативного сценического явления надо искать прежде всего с позиций технологии, затем - вырабатывать готовность к преодолению помех, правильную реакцию на эти помехи. Вот эта выработка реакций, навыков функционирования при негативных эмоциональных состояниях и составляют суть десенсибилизационного метода.

На заключительной стадии подготовки к концерту этот метод предполагает многократное мысленное «прокручивание» предстоящего выступления, моделирование концертной ситуации. При этом музыкант «видит» себя в конкретных сценических условиях, контролирует свое исполнение и принимает меры к устранению негативных состояний. Так, известный Л.Н. Баренбойм утверждал, что после нескольких таких репетиций он выходил на сцену в «форме», с полной уверенностью.





Список литературы:

Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: Этюд из области музыкальной педагогики. М.,1952,г 169.

Флеш К. Искусство скрипичной игры, т. I. М., 1964.

Ямпольский А.И. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М., 1968, с.10.

Мазченко Ю.Н. О психологической подготовке учащихся к концертному выступлению // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя. Новосибирск, 1984, с.119.

Мышкина В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности, ч.I. М. 1986.