СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разрабока на тему "Организация духовно - нравственного воспитания в образовательной организации"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разрабока на тему "Организация духовно - нравственного воспитания в образовательной организации"»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Сугровская Основная Общеобразовательная Школа»

Льговского Района Курской Области

307743 с. Сугрово Льговского района Курской области

Тел:70-1-83

e-mail: [email protected]

Регистрационный номер_______

Утверждаю:

директор МБОУ «Сугровская ООШ»

______________ Зелепукина В.Ф.

Организация духовно-нравственного воспитания в образовательной организации.

Срок реализации 1 год

Возраст детей: 7-11 лет

Разработчики:

Учитель Губарева Е.В.

г. Льгов

Железногорская епархия

Курская митрополия

gubarevazeni@yandex.ru

89510885424

2022 г.

Введение.

Современный период развития российского общества актуализирует необходимость духовно – нравственного воспитания, поскольку характеризуется процессом переоценки ценностей, разнотипностью мировоззрения; социальными, этническими, конфессиональными, культурными различиями. Само понятие «духовно – нравственное воспитание» то утверждалось, то не признавалось педагогическим сообществом. В настоящее время по – прежнему нет его однозначного толкования, существуют определенные риски в процессе его осуществления, а педагоги считают себя некомпетентными в этой сфере. Тем не менее в современной школе духовно – нравственное воспитание стало обязательным. Государственными образовательными стандартами установлены требования к достижению планируемых результатов, а именно к формированию личностных универсальных учебных действий, в том числе нравственно – этической ориентации. Воспитательная работа осуществляется в соответствии с программой духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Среди пяти направлений внеурочной деятельности важнейшим является духовно – нравственное воспитание.

Хотелось бы особо затронуть тему православной культуры в общем пространстве школьного образования. Ведь, православная культура, сопряженная со всей культурой наших предков, должна занять важное место в образовании. Но прежде чем определить конкретное содержание этого курса в образовании, необходимо очертить реальное место в общем пространстве образования, отделив его от сугубо религиозного воспитания. Совершенно очевидно, что и церковное искусство и православное учение вытекают из православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение церкви не познакомившись с историей церковного народа, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания.





































Глава 1.

Методы духовно – нравственного воспитания в образовательной организации.

«Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь.»

Старец Паисий Святогорец

В современной науке вообще, и в педагогической в частности, несмотря на множество попыток, понятие «духовно – нравственное воспитание» до конца не осмыслено. В этой связи сделаем некоторые замечания по поводу того, что есть духовность и нравственность, и почему мы считаем словосочетание «духовно – нравственное» устоявшимся понятием.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 12, пункт 1) установлено, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [1]. Поэтому, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну. Общее образование , выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно – нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно – нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения, содержание духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических

[1]Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. От 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации».

коллективов общеобразовательных учреждениях должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные и профессиональные группы, составляющие многонациональный народ России. Соответственно, духовно – нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни, культуры своего народа.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Например, в общественном транспорте довольно часто можно столкнуться с возмущением пассажиров по поводу того, что ребенок дошкольного или школьного возраста занимает сидячее место. На самом деле такая ситуация не только нормальна, но и необходима для обеспечения безопасности перевозки ребенка. Прошлый век для России был тяжелым; страна пережила Великую Отечественную войну. Социальные процессы в послевоенное время требовали от детей быстрого взросления; они достаточно рано начинали помогать родителям в домашних делах, на них возлагались различные ответственные обязанности. В то время считалось нормальным, если дошкольники и младшие школьники уступали место в общественном транспорте ветеранам, пожилым людям и другим. С тех пор прошло очень много лет, однако некоторые принципы жизни общества остались неизменны. И сегодня многие в России считают, что дошкольники и младшие школьники не имеют приоритета перед другими пассажирами общественного транспорта. Но, согласитесь, это очень ценно, когда в маршрутке вам уступает место школьник. Очевидно, с ребенком ранее проходила беседа на эту тему. И это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняется конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. 
Трудно воспитать здорового ребёнка, здорового телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Начиная с 1 класса, дети знакомятся с такими понятиями, как «уважение», «милосердие», «доброта». Многому полезному в жизни первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек. Доброта и любовь старших к детям и учат детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, а именно обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Например, праздники, посвящённые «Дню Победы», рисунки детей о героях войны и исторических героях в целом.

Неоценимым средством духовно – нравственного воспитания является устное народное творчество. Увлекательность сюжета былин, образность сказки, внушение уверенности в торжестве правды, в победе добра, приковывают внимание детей, увлекают их.

На конкретных примерах хочется показать некоторые методы работы  по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям. Игра  «О добре и зле» на примере притчи «Каин и Авель», классный час на тему «Диалоги о совести», ключевыми словами которого являются добро и зло, достоинство, благородство, личный выбор. Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой. И мы порой даже не замечаем, как делаем этот выбор. Сегодня «не заметил» тяжелую сумку в маминых руках, завтра – проигнорировал старушку, которая не может перейти дорогу, позволил себе, растолкав людей, протиснуться к прилавку или прочитать чужое письмо. А вот ты не вступился за друга и спрятался за чью – то спину. Позволяя себе мелкую ложь, предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, а в итоге разрушаем свою личность.

Повседневная школьная практика показывает, что несмотря на то что ученик многое познаёт и многое знает, он плохо знает себя, далеко не всегда соотносит свои желания и поступки с интересами окружающих его людей, да и просто порой у него отсутствуют знания о самых простых правилах поведения. Это, как нам кажется, результат того, что на уроках часто решаются в первую очередь познавательные задачи. Между тем известно, что учитель становится воспитателем, только если, открывая окошко в мир знаний, он «прикасается» к личности ученика, обращается к его мыслям, чувствам, совести, постоянно и целенаправленно заботится о развитии его духовно – нравственного начала, акцентирует внимание на качествах, которые возвышают человека.

В этой связи расширяется и углубляется миссия педагога, задача которого – создать условия для раскрытия духовно – нравственного потенциала ребёнка, оказать помощь растущему человеку в оценке его возможностей, наполнить ценностным содержанием его усилия, направленные на осмысление окружающего мира и себя в нём. При этом особое внимание необходимо сосредоточивать на развитии эмоциональной сферы ребёнка, его умений чувствовать других. Немаловажным аспектом миссии педагога является научение детей адекватному выражению своих чувств. Делать это надо тонко, ничего не навязывая. Использование музыкальных произведений, картин, фотографий, презентаций и других средств поможет созданию той или иной воспитательной ситуации. При этом важно не забывать о том, что главное средство воздействия учителя – его собственный облик. Педагог должен постоянно заботится о совершенствовании своего собственного внутреннего мира, о наполнении его новым содержанием. Опыт убеждает, что учителю не следует «влезать» в душу ребёнка, но вместе с тем он должен сделать всё возможное, чтобы воспитанник смог наблюдать за движением своей души. Задача учителя – выстраивание единого с воспитанником пространства, вмещающего всю гамму их отношений, включающую «общие» переживания. Такое пространство явится благодатной почвой для эффективного духовно – нравственного воспитания.

Духовно – нравственное воспитание содействует процессу развития в ребёнке нравственных качеств: совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, милосердия, способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний. Из множества методов и форм наиболее результативными методами воспитания духовно – нравственных качеств ребёнка являются совместные дела и пример.

Актуальным направлением в воспитании духовно – нравственных ценностей у детей является музейная педагогика. Организация работы с детьми через активные и интерактивные методики позволяет создать условия проживания различных исторических ситуаций, а через организацию проектно – исследовательской деятельности способствует сохранению и приумножению культурных ценностей предыдущих поколений. Современные возможности таковы, что можно совершать виртуальные экскурсии во времени и пространстве, активно взаимодействовать с носителями культуры, переводить ценные информационные источники в другие виды, другими словами, быть активным сотворцом культуры своего народа, а значит носителем его ценностей.

Рассматривая примеры воспитания духовности в сфере образования , нельзя не сказать об изменениях в государственной политике. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначила позицию государства в вопросе возрождения духовности и определила национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности, основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания. Документ усиливает прежнее содержание воспитательной работы в школе и вселяет надежду в единство помыслов и мер по духовно – нравственному воспитанию ребёнка в современном российском обществе.







Глава 2.

Духовное воспитание детей в условиях церкви.

Духовность – атрибут столь же древний, как и сам человек. Духовное – это ядро «Я» человека. Основой духовной жизни человека является сознание, выступающее регулятором его жизнедеятельности.

Надо заметить, что смысл термина «духовность» применительно к Православной Церкви. Лучше было бы передать словосочетанием «духовная жизнь», поскольку речь идет о действии Святого Духа в человеке. Прежде чем говорить о православной духовности, дадим точное определение каждому из двух слов, составляющих это понятие, – «православный» и «духовность». «Православный» происходит от существительного «православие» и означает признак, отличающий Православную Церковь от других христианских вероисповеданий, «духовность» происходит от прилагательного «духовный» , следовательно, духовность – это состояние духовного человека. Нравственность выражается в нашем отношении к окружающему миру, прежде всего к людям, к закону, к семье, к природе. Нравственность – это внешнее поведение человека. Духовность – это внутреннее состояние. Ведь человек внутри может быть чист, даже при своём плохом поведении. Святой всегда нравственный, но нравственный далеко не всегда святой. У духовного человека определенный тип поведения, определенный образ мыслей: он руководствуется иными мотивами, чем недуховные люди. Приобщение Всесвятому Духу преображает человека из плотского в духовного, и потому, согласно православному учению, духовный человек есть по преимуществу святой. Святые – это не просто хорошие, высоконравственные люди в строгом смысле слова, это не просто те, у кого хороший характер, но те, в ком действует Всесвятой Дух. Главное дело Церкви – вести человека к обожению, к общению и единению с Богом. Церковь ведет к обожению всего человека, его души и тела, поэтому в известном смысле можно сказать, что дело Церкви – «производить святые мощи». Важно, при первых шагах человека, обратиться к тем принципам жизни, которые предлагает нам православие. Ведь святой мог быть в детстве шаловливым ребёнком, а теперь Церковь чествует его память, читаем его житие, ставим его в пример. Святые не безгрешные, и то, что они стали святыми, не означает, что они были безупречными в своей жизни и не шкодничали, не совершали плохих поступков и не были плохими детьми.

Таким образом, православная духовность – это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом.

Большое значение в духовном воспитании школьников играет воскресная школа. Значимость деятельности воскресной школы обусловлена её высоким социально – педагогическим потенциалом. Религиозное просвещение, духовно – нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка. Воскресная школа даёт то малое зерно горчичное, о котором говорит Господь, даёт азы духовной жизни.

Духовно-нравственное воспитание в воскресной школе проходит через музыкальную деятельность, изобразительную, через театральные постановки, где учащиеся могут не только развивать актерское мастерство, но и формируют определенные правила поведения, направленные на развитие положительных качеств личности, например, понятия о верности, целомудрии, любви к родителям.

В настоящее время в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно закрыты. В свою очередь, школы, находящиеся на содержании церкви и под её контролем, продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

Таким образом, воскресная школа выступает помощником в духовно-нравственном воспитании личности и наряду с общеобразовательными учреждениями воспитывает и формирует положительные качества, необходимые для духовно-нравственного развития ребенка.

Многие учебные предметы вносят вклад в развитие духовности ребёнка. Остановимся на «Основах православной культуры». Несмотря на неоднозначность его введения, многим педагогам удалось понять значимость данного учебного предмета в развитии духовности , вывести его преподавание на высокий творческий уровень.

15 декабря 1996 года губернатор Курской области А. Руцкой подписал постановление № 675 «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области», в соответствии с которым в 300 государственных школах области было введено преподавание православной культуры. После введения предмета было отмечено положительное влияние уроков православной культуры на эмоциональное и нравственное состояние детей, улучшение отношений между школьниками, снижение агрессивности.

Этот предмет обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Преподавание основ религиозных культур и этики направлено на удовлетворение образовательного запроса граждан, состоящего в том, чтобы их дети систематически изучали духовно – нравственную культуру, традицию, на которую ориентируется их семья, и в этом процессе приобщались к ней.

Возвращаясь к духовному воспитанию ребёнка, по моему мнению, «приучать» своё дитя к посещению церкви, нужно ещё в дошкольном возрасте. Многие думают, малыши – люди маленькие, не способные к благочинному поведению, зато способные быстро уставать. Но каким бы сложным не был этот вопрос, всё – таки можно утверждать: с древних времён детей приводили к Христу и дети принимали участие в церковных богослужениях. О многих святых мы знаем, что они, будучи детьми, любили богослужения. То, что можно условно назвать «религиозным образованием детей», складывается из многих вещей. Повторюсь, начало этого образования – жизнь самих родителей, жизнь по вере и в Церкви, и, соответственно, устроение всего дома в этих ценностях. Затем – обучение вербальное, обучение основам веры, Священному Писанию, Закону Божию. И вот еще одна, неотъемлемая часть этого образования: участие детей в церковном богослужении.

Христианство не уходит от мира в своём стремлении развить и укрепить находящиеся в душе ребёнка силы, раскрыть образ Божий в растущем человеке. Жажда вечной жизни, порождаемые христианством, ставят перед педагогикой нелёгкую задачу – воспитать ребёнка в христианском духе для земной жизни и в то же время не остановить движения к вечной жизни. Родителям Христос проповедует о преданной любви в деле воспитания своих детей и указывает на отца, который даже блудного сына по его возвращении принимает радостно в свои объятия. Христос признаёт всю важность телесно – духовного воспитания детей, однако воспитание духа в Его глазах выше и важнее развития тела и приобретения земных сокровищ. Христос установил вечно истинное понятие о воспитании. Воспитание человека по духу Евангелия есть его возвышение из неизменности и чувственности к Божественному совершенству. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, не только внешние добрые формы жизни, но должно делать человека новым творение Божиим, должно выработать такие внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитываемого было служением Богу в духе и истине и проникало в сокровенные изгибы душевной жизни, вытекало из радостной преданности своему Господу.

Говоря о школе, думается, что воспитать православного человека можно занимаясь с ним даже английским языком. Учителя сами должны быть носителями соответствующей духовно – нравственной культуры, традиции, а не транслировать детям религиоведческие справочники. Ведь нельзя дать, то чего не имеешь сам. Важен не сам предмет, важна его подача детям, система преподавания, объединенная христианскими принципами жизни и человеческих отношений. Поэтому самая первая проблема школы - это проблема педагогических кадров. Детей набрать в школу легко, родители всегда рады, если с детьми занимаются, да еще и бесплатно. Проблема в том, чтобы набрать интересных, талантливых, незаурядных людей, которые будут общаться с детьми. Это первый вопрос школы - личность педагога. И не важно, с каким предметом он выходит к детям, важно общение с ним, так как именно в общении с ним формируется у детей православное мировоззрение, формируется жизненная позиция. Наша цель - воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного человека, а сильную личность. Надо ценить лидеров - педагогов, и воспитывать лидеров среди детей.

























Заключение.

Можно сказать, что общее понимание духовно – нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе в педагогическом сообществе ещё не сложилось. Различно определяется его соотношение с нравственным воспитанием. Рост значимости воспитания, воспитательного компонента в ФГОС общего образования следует оценить безусловно положительно.

Тема воспитания в светской и православной педагогике получает различное истолкование именно в применении к проблеме развития ребёнка. В светской педагогике воспитание связано с развитием. В православной педагогике – с обожением.

При переходе на ФГОС общего образования, разработке образовательной программы школы, планировании воспитательной деятельности необходимо дифференцировать эти направления воспитания во всех составляющих учебно – воспитательной деятельности. Каждый педагог, воспитатель на своём месте должен ясно представлять, какие воспитательные цели он преследует, на основе какого содержания, на каком правовом основании, что он должен или может потребовать от школьника. Возвращение в российскую школу духовно – нравственного компонента общего образования в полноценном объёме и качестве позволит в большей степени реализовать не только воспитательный потенциал школы как социального института, но и личностный потенциал наших учителей.











Список используемой литературы.

  1. Федеральный закон от 29.12.12 №273 – ФЗ (ред. От 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Шитякова Н. П. Духовно – нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховных. – Челябинск, 2016;

  3. Основы православной культуры. Гребеньков В. А. , 1997;

  4. Основы православной культуры. Программа факультативного курса ( материалы в помощь учителям, участвущим в педагогическом эксперименте ) Гребеньков В. А., Меньшиков В. М., 1997;

  5. Преподобный Паисий Святогорец «Слова. Том III. Духовная борьба» , 2002;

  6. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», 2012 №2 под редакцией Г. С. Семенова;

  7. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», 2014 №9 под редакцией Г. С. Семенова;

  8. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», 2014 №7 под редакцией Г. С. Семенова;

  9. Шестун Евгений , протоиерей Православная педагогика. – М.: Про – Пресс, 2001.