СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разрабока "Теория Раскольникова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    • познакомить учащихся с причинами возникновения теории в сознании Раскольникова
    • развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;
    • постичь нравственный мир Достоевского.
  •  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разрабока "Теория Раскольникова"»

Методическая разработка

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема: «Теория Раскольникова… и ее крушение»

Цели:

  • Дидактические:

    • познакомить учащихся с причинами возникновения теории в сознании Раскольникова

    • развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;

    • постичь нравственный мир Достоевского.

  • Развивающие:

    • совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    • умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;

  • Воспитательные:

    • осмысление философии Штирнера: идеи “сверхчеловека”, осознание опасности этой теории в многонациональной стране;

    • воспитание чувства толерантности.





Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

Фролова А.А.
























Без великодушных идей человечество жить не может.

Ф.М. Достоевский


Тварь я дрожащая или право имею?

Ф.М. Достоевский




Обоснуйте свой выбор.



Кто выбрал второе высказывание?


Кто в романе задумался над этим?


На каких принципах строит свои размышления этот герой?



Раскольников в «Преступлении и наказании»

Деление людей на категории, разряды

Подведение к теме

В чем эти убеждения нашли свое отражение?

Он создает свою собственную теорию


Предположите, какой будет тема нашего урока?


Мы сформулировали начало темы, но в течение урока мы ответим на вопрос: состоялась ли эта теория, и завершим формулировку темы урока.

Тория Раскольникова



Постановка целей


Какие цели мы перед собой поставим?

  1. Раскрыть понятие …

  2. Охарактеризовать …

  3. Выяснить суть …

  4. Выявить мотивы …

  5. Определить позицию …


  1. Раскрыть понятие «теории»

  2. Охарактеризовать психологический портрет героя

  3. Выяснить суть теории Раскольникова

  4. Выявить мотивы преступления

  5. Определить позицию автора.



У нас несколько ребят получили индивидуальные задания, а также была сформирована группа.

Получают задания в группе и инд. задания

Работа по теме


Выясним, какие значения имеет слово «теория»


ТЕОРИЯ - 3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счет своя т. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.


Индивидуальная работа. Работа со словарем.

Определите значение слова, в каком из значений мы рассматриваем его в теме урока.

ТЕОРИЯ, -и, ас. 1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Философская т. Т. познания. Т. относительности. 2. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-н. мастерства. Лингвистическая т. Т. шахматной игры. 3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счет своя т. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.


Достоевский никогда не создавал своих образов идей из ничего, никогда не «выдумывал их», как не выдумывает художник и изображённых им людей, — он умел их услышать или угадать в наличной действительности. Поэтому для образов идей в романах Достоевского можно определённые прототипы. Так, например, прототипами идей Раскольникова были идеи Макса Штирнера, изложенные им в трактате «Единственный и его собственность». Суть этого труда коротко изложит нам…

МАКС   ШТИРНЕР,
"Единственный и его собственность"

Макс Шти́рнер (1806-1856) — немецкий философ, идеи которого на сорок лет опередили возникновение нигилизма и анархизма. Главный философский труд — «Единственный и его собственность», который состоит из двух частей: часть 1 - Человек, часть 2 - Я.

В книге говорится, что Бог - эгоист. Вместо того, чтобы бескорыстно служить великим эгоистам, лучше сам стану эгоистом. Автор считает, что от рождения человеку предстоит борьба за самоутверждение.


Почему Достоевский обратился к идеям Штирнера?

Чтобы показать связь литературы с жизнью. Литература и время неотделимы.


Каким образом они находят отражение во взглядах Раскольникова?

Он тоже выделяет необыкновенных людей, которые могут сказать новое слово.


А теперь разберемся: «Почему такая страшная мысль зародилась в уме героя?»

Для этого обратимся к характеристике главного героя.

Внешность, социальное положение, взаимодействие с другими людьми и окружающая обстановка


Назовите ключевые слова, характеризующие:

Внешность и социальное положение.

Что передает этим автор?


Приведите пример ситуаций, в которых проявляется отношение Раскольникова к близким и окружающим людям.

Какое качество характера выходит на первый план?


Перед нами портрет, помогающий раскрыть внутренне состояние героя. Как он называется?

Определите роль интерьера в раскрытии образа

Что относится к сознанию, а что к порывам сердца?

(обратите внимание на цветообраз)


В 2-3 предложениях

Хорош собою, темные глаза, темно-русые волосы, ростом выше среднего, тонок и строен,

«задавлен бедностью», постоянно голоден, одет в лохмотья и


Любит мать и Дуню, помогает Мармеладовым, спасает девочку на бульваре, отдает последние деньги из кармана.

Психологический портрет, в нем на первое место выдвинуты черты, рожденные соц. положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый


Давит, прячет от людей


Стыд, отчуждение

Любовь, боль, сострадание

Тоже помогает раскрыть психологическое состояние героя


В чем разница: желтый и желтенький?




Какова роль этого цветообраза в романе?


Где еще на страницах романа встречается этот цвет?

Желтый – радость, тепло, солнце.

Желтенький - болезнь, разлука, нервное возбуждение


Подчеркивает и нагнетает болезненное восприятие мира


В описании Петербурга

Релаксация (погружение в тему)

Мы плодотворно поработали, немного отдохнем.

Совершим виртуальную экскурсию по Петербургу Достоевского в работах Ильи Глазунова – отечественного художника, педагога, создавшего иллюстрации ко всем произведениям Ф.М. Достоевского.


Подумайте, как подобная обстановка могла повлиять на сознание героя?

Просмотр слайдов, наложенных на музыку




Именно в обстановке духоты, задавленности нищенским положением, болезненного отношения к чужому горю и нервозности возникает в уме Раскольникова эта страшная теория.


В чем же ее сущность?

Фишбоун «Теория и проверка жизнью»

Голова – проблема- вопрос, который мучает героя

Верхняя часть – благие цели Раскольникова

Хребет – переломный момент

Нижняя часть – результат, к которому пришел в итоге

Хвост –вывод

Подробнее о причинах возникновения идей в сознании героя расскажут ребята, которые работали в группе.

Причины возникновения теории: философские, социальные, нравственные. Цель: «свобода и власть, а главное – власть, над всей дрожащей тварью, над всем муравейником! Вот цель – вот мое напутствие».

Мучают Раскольникова не только бедность и нищета, а попытки решить вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

И себя в этот момент он причисляет именно к власть имеющим, которые могут вершить судьбы других людей, переступая через кровь


Группа «Причины возникновения теории»

Часть 3, глава 5. Статья Раскольникова «О преступлении»

Требования к ответам: 2-3 предложения, подтвержденные текстом.

Задания.

1.Философская причина: размышления над ходом истории. (образы каких знаменитых людей упоминает Раскольников?)

К какому выводу приходит герой, размышляя над мировой историей?

2. Социальная причина: Кого он относит к «обыкновенным» и «необыкновенным» людям?

3. Нравственная причина: боль за униженных бедных (сон о забитой клячонке как один из приемов самораскрытия героя).

желание проверить теорию;

понять, к какой категории относится он сам.

Вывод: Какова цель этой теории? К какому разряду относит себя Раскольников?


Но ведь всякая теория требует подтверждения. На что решается Раскольников, чтобы проверить свою теорию? Где мы запишем это?

«Проверка теории в действии – убийство»

Требования к ответам: 2-3 предложения, подтвержденные текстом.

  1. Опишите приготовления Раскольникова к убийству.


  1. С какой целью Достоевский подробно описывает подготовку к убийству



  1. Уверен ли он в себе, в своих силах?


  1. Так почему он все же решился намубийство?


  1. Проследим, каково состояние героя после совершенного преступления?


Посмотрим, как терзания Раскольникова видит режиссер. Внимание на экран.


Какими средствами кинематографа удалось режиссеру передать внутреннее состояние героя?


Вывод: Для чего он акцентирует внимание на состоянии героя?

Убийство старушки- процентщицы


Скелет фишбоуна


Готовится тщательно, продумывает каждую мелочь в поведении


Любая теория не может быть продумана до такой степени, чтобы ее не разрушила живая практика - жизнь

Не уверен, до последнего сомневается

Повод – письмо матери, желание спасти Дуню от Лужина


В первое мгновение на следующее утро он думал, что сойдет с ума. Страшный озноб охватил его. С этой минуты и начались его мучения. Он идет в контору с твердым намерением все рассказать: «Войду, встану на колени и скажу,»

«Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его…Ему показалось, что он как будто ножницами ОТРЕЗАЛ САМ СЕБЯ ОТ ВСЕХ И ВСЕГО В ЭТУ МИНУТУ»

Музыка, жесты, мимика, цвет.



Показать муки совести. Жизнь разрушает теорию.

Самостоятельная работа

Заполните нижнюю часть самостоятельно.


Что происходит в сознании героя? Вывод.

Желание помочь матери и сестре – не помогает

Думал спасти Мармеладовых – прячет все, даже не воспользовавшись

Решил избавить Лизавету от вредной старухи – убивает ее

Хотел доказать, что он «необыкновенный» – признает, что он «тварь дрожащая»

Вывод в хвосте – нельзя жить по такой теории. Нет «Я себя убил, а не старушонку»

Происходит раскол (что отражено в фамилии)


Индивидуальное задание «Говорящая фамилия»

Почему именно так называет Достоевский своего героя?


Индивидуальное задание

по значению имени.

Как вы понимаете значение имени в контексте произведения?

Родион – от греч. имени Иродион «герой» (покровитель имени св. Родос – монах-отшельник, желающий искупить все грехи людей);

Раскольников – «раскол»

Возвращение к теме

Вернемся к теме урока. Как мы можем ее продолжить?

…и ее крушение




Что не учел Раскольников в своей теории «сверхчеловека»?


Убив старуху – он совершает насилие над собственной душой, испытывает муки совести.

Желая привести человечество и отдельного человека к счастью, Раскольников предложил путь к «светлому будущему» через насилие и смерть.


Почему это крушение закономерно?


Ни одна теория не должна строиться на насилии и смерти

Позиция автора

Еще раз обратимся к эпиграфу.

В чем заключается позиция автора?

Что он подразумевает под великодушными идеями?



Утверждать себя  через любовь и доброту, служение людям, т.е. жить по христианским законам, следовать заповеди «Возлюби ближнего как самого себя».

(высветить на слайде)


Кто согласен с позицией автора?



Рефлексия

Продолжите предложения:

  • Эта теория потерпела крушение, потому что…

  • Нравственный урок, который я вынес для себя, …

Человек должен жить по нравственным принципам.


Домашнее задание:

Связь с ЕГЭ

1. Письменно ответить на вопрос: «Почему теория Раскольникова потерпела крах?» (3- 5 предложений)

2.Проследить сюжетные линии:

На «4» - выделить цитаты, раскрывающие взаимоотношения героев: Раскольников – Лужин, Раскольников – Свидригайлов, Раскольников - Порфирий Петрович

На «5» - составить связный рассказ, раскрывающий взаимоотношения героев: Раскольников – Лужин, Раскольников – Свидригайлов, Раскольников - Порфирий Петрович

Инд. задание «Проблемы поэтики Достоевского» (По статье М.М. Бахтина)

Получают дифференцированное задание

Выставление оценок

Спасибо за работу, мне было приятно с вами работать.

Выставляю отметки за урок


Итак, какой бы жизненный путь вы ни выбрали, знайте, что вам могут навязать различные идеи. Призываю вас, помните: в основе ваших поступков должны оставаться нравственные качества, основанные на любви. Я рада, что вы поняли идеи Достоевского, и надеюсь, что вы будете жить по христианским заповедям, основа которых – ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО КАК САМОГО СЕБЯ.