Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ СВЯЗИ»
Рассмотрено и одобрено
на заседании МК
Протокол №___от___________201_г.
Председатель МК ________М.В.Думская
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по предмету ОП.01.Основы информационных технологий»
Для студентов по профессии
«Мастер по обработке цифровой информации»
Срок обучения: 10 месяцев, 2 года 10 месяцев
Разработала:
Преподаватель профессиональных дисциплин
Т.Н.Рожихина
Донецк – 2018 г.
ВВЕДЕНИЕ
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций
развитию исследовательских умений.
Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.
Для развития учебно-познавательной активности студентов используются разнообразные формы внеаудиторной работы.
Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Вид самостоятельной работы | Способы руководства со стороны преподавателей | Формы контроля |
Проработка конспектов лекций | Составление электронных конспектов лекций | Устный опрос, диктант, письменные работы |
Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий) | Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний | Семинар |
Реферирование дополнительной литературы | Разработка тем рефератов, подбор литературных источников | Защита реферата |
Поиск информации по теме | Составление списка литературы | Доклад, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы |
Систематизация примененных знаний и наглядное их представление | Консультация | Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации |
Выполнение индивидуальных домашних заданий | Разработка вариантов заданий, консультация | Проверка |
Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю) | Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач | Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач |
Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов проявляется в ходе выполнения ими учебно-исследовательской работы. Подготовка доклада, сообщения, реферата к выступлению, составление тематических кроссвордов способствуют углублению знаний по предмету, закреплению изученного материала. Задача преподавателя - предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания.
При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты должны уметь:
использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
обрабатывать текстовую и числовую информацию;
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ
знать:
устройство персонального компьютера, его функции;
назначение и виды информационных технологий;
базовые и прикладные программы;
инструментальные средства информационных технологий.
В целом самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое изучение студентами отдельных вопросов курса с использованием рекомендуемой дополнительной литературы и других информационных источников и включает:
1. Дополнительная проработка лекционных материалов по записям прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по тематике курса.
2. Формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и практических занятий с помощью преподавателя.
3. Самостоятельное изучение отдельных вопросов, связанных с расширением содержательной части курса по поручениям преподавателя и выполнение домашних заданий для самостоятельного решения задач, выданных преподавателем.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
В помощь студенту представлены характеристики всех типов заданий, используемых в сборнике, алгоритм работы студента, критерии оценки.
Задания исследовательского вида самостоятельной работы сдаются преподавателю в электронном виде.
Алгоритм работы студента:
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности;
Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно;
Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели;
Выберите наилучший вариант, взвесив все условия;
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа;
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь с преподавателем;
По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.
Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.
Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ студентов по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
Повторите весь теоретический материал по конспектам лекций и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем столе. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
Если вы делаете сообщение, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
Если ваша работа связана с использованием компьютера и интернета, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.
Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.
При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповом или в микрогруппах).
Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Раздел 1. Информация, информационные технологии
Тема 1.1. Понятие информации, информационных технологий (2ч.)
1.Подготовить сообщение по теме «Информация, ее основные свойства. Информационные технологии».
2.Подготовить сообщение по теме «Технологии сбора, хранения, передачи и обработки информации».
Раздел 2. Технические средства и программное обеспечение ПК
Тема 2.1.Общие сведения о компьютерах (3ч.)
1.Поготовить реферат «Назначение компьютера».
2.Подготовить реферат «Процессор, ОЗУ. Дисковая и видеоподсистемы».
3.Подготовить сообщение «Периферийные устройства».
Тема 2.2.Операционные системы ПК (2ч.)
1.Выполнение индивидуального задания «Файловые системы и форматы файлов» (составление таблицы).
2.Выполнение индивидуального задания «Программы управления файлами».
Тема 2.3. Прикладные программы (3ч.)
1.Создание презентации «Текстовый редактор».
2.Выполнение индивидуального задания «Создание интерактивных презентаций».
3.Выполнение индивидуального задания «Техническая документация и файлы справок прикладных программ» (составить таблицу).
Раздел 3. Сети и сетевые технологии
Тема 3.1.Локальные сети (4ч.)
1.Подготовить сообщение «Локальные сети».
2.Подготовить реферат «Протоколы локальных сетей».
3. Подготовить сообщение «Стандарты локальных сетей».
4. Подготовить реферат «Топология сетей».
Тема 3.2. Глобальная сеть Интернет (1ч.)
1.Выполнение индивидуального задания «Поиск информации в сети Интернет».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Критерии оценки поиска информации
п/п | Критерии оценки | Метод оценки | Работа выполнена Высокий уровень 3 балла | Работа выполнена не полностью Средний уровень 2 балла | Работа не выполнена Низкий уровень 0-1 балл |
1 | Соответствие представленной информации заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание найденной информации полностью соответствует заданной теме, тема задания раскрыта полностью | Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью. Отсутствует список использованных интернет-источников. Текст материала оформлен не аккуратно. Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в не полном объеме | Слишком краткий (неполный) либо слишком пространный текст найденной информации. Студент работу не выполнил вовсе. Содержание с найденной информации не соответствует заданной теме, тема не раскрыта. Оформление не соответствует требованиям. Информационный материал имеет значительные отклонения по структуре, отклонения от требований, в изложении материала значительно нарушена логика |
2 | Структура, логичность, полнота представления материала, достаточность объема списка используемых интернет-источников | Наблюдение преподавателя, полнота списка источников | Информационный материал структурирован согласно требованиям, изложен логично; Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в полном объеме; Список использованных интернет-источников содержит не менее 5 ссылок | Информационный материал структурирован с небольшими отклонениями от требований, в изложении материала незначительно нарушена логика; | |
3 | Правильность оформления | Проверка работы | | | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТАБЛИЦЫ
Для заполнения таблицы используйте основы конспектирования.
При работе с заполнением таблицы используем формализованный конспект, где записи вносятся в заранее подготовленные таблицы.
Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам.
Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.
Составление таблиц служит не только для запоминания материала.
Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности - от общего понятия к его частным составляющим.
Нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, чтобы они образовали основу. Далее присоединить частные составляющие (ключевые слова, фразы, определения), которые служат опорой для памяти и логически дополняют основное общее понятие.
Рекомендации по составлению таблиц:
1.Таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные, которые непосредственно отражают основные познания и сущность. Цифровой материал необходимо представлять таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрывалась чтением строк слева направо и сверху вниз.
2. Заголовки таблицы, граф и строк пишутся полностью, без сокращений.
3. Информация, располагаемая в столбцах (графах) таблицы, завершается итоговой строкой.
4. Для того чтобы легче читать и анализировать достаточно большие таблицы (по количеству приведенных строк), целесообразно оставлять двойной промежуток после каждых пяти (и далее кратных пяти) строк.
5. Если названия отдельных граф повторяются между собой, содержат повторяющиеся термины или несут единую смысловую нагрузку, то им необходимо присвоить общий объединяющий заголовок..
6. Графы и строки полезно нумеровать.
7. Взаимосвязанные и взаимозависимые данные, характеризующие одну из сторон анализируемого явления, целесообразно располагать в соседних друг с другом графах.
8. Графы и строки должны содержать единицы измерения
9. Лучше всего располагать в таблицах сопоставляемую в ходе анализа цифровую информацию в одной и той же графе, одну под другой, что значительно облегчает процесс их сравнения.
10. Для удобства работы числа в таблицах следует представлять в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой, четко соблюдая при этом их разрядность.
11. По возможности числа целесообразно округлять.
12. В случае необходимости дополнительной информации - разъяснений к таблице могут даваться примечания.
Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
Структура работы
Объем работы не более 5 листов, нумерация страниц – снизу, справа;
1 лист – титульный (Приложение 1);
2 - 4 листа – тематический материал (правила оформления текстовых документов Приложение 3);
5 лист – список используемой литературы (пример оформления Приложение 2).
Возможные типичные ошибки:
Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.
Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст.
Имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки.
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
Критерии оценки таблицы
Критерий | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Соответствие представленной в таблице информации заданной теме | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Точность фактического материала таблицы | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Правильность оформления | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Итого максимально | 3 | 6 | 9 |
Оценка
4-5 баллов «удовлетворительно»
6-7 баллов «хорошо»
8-9 баллов «отлично»
Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА
Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.
Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.
В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.
Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.
План-конспект. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.
Схематический план. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.
Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.
Тематический конспект. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.
Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.
Порядок работы над конспектом
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; Выделите главное, составьте план; Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Критерии оценки конспекта
Критерий оценки | Метод оценки | Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл |
Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов и формул. | В ответах не используются термины и определения по изучаемой теме. Объяснение терминов, используемых в законспектированном материале, вызывает затруднения. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. | Работа не сдана вовсе. Отсутствует конспект по заданной теме. Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта. |
Четко организованный конспект. | Наблюдение преподавателя | Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы Представлен правильно организованный конспект. Ответы правильные, и в отчете излагаются четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. | Представлен конспект без следов организации и проработки. |
Правильность оформления | Проверка работы | Оформление отчета полностью соответствует требованиям. | В оформлении отчета имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. | Отчет оформлен не верно. |
Оценка
4-5 баллов «удовлетворительно»
6-7 баллов «хорошо»
8-9 баллов «отлично»
Конспекты, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА
Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы студента, часто применяется на семинарах.
Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Студент должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле.
На выступление каждому докладчику выделяется не более 15 минут. Во время доклада студент может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.
Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
название доклада;
сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения;
краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения;
акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Содержание и оформление разделов доклада
Титульный лист. Является первой страницей доклада и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 1).
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие доклада, которое проводится без слова "тема" и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы учащегося, написавшего доклад, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название предмета, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания доклада.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание доклада, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора доклада с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать, что учащийся умеет сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов (Приложение 2).
Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и на именование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. Например: Богатюк В.А. Кунгурцева Л.Н., Оператор ЭВМ, Москва Академия, 2010г., с. 54-67.
Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7) [7] , с. 67- 89).
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака "№"), например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)).
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом: ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Критерии оценки доклада
Срок сдачи готового доклада определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать доклад. Срок доработки доклада устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Доклад оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый доклад по дисциплине учебного плана или представивший доклад, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим задолженность и не допускается к сдаче итоговой аттестации по данной дисциплине.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
РЕФЕРАТ – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании учащимся литературы по предложенной теме, ее основной проблематике, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов предлагается преподавателем, но в выборе темы учащийся может проявить инициативу.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата:
Титульный лист (Приложение 1) - 1
Содержание (с указанием страниц) - 1
Введение (правила оформления Приложение 3) - 2
Основная часть - 15-20
Заключение - 1-2
Список использованных источников (Приложение 2) - 1-2
Приложения - без ограничений
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
обосновывается актуальность выбранной темы;
определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Основные источники:
Горберг Г.С. Зафиевский А.В. Короткин А.А., Информационные технологии, 6-е издание, издательство Академи Москва, 2011г.
Михеев Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности, 9-е издание, издательство Академия Москва, 2011г.
Михеев Е.В., Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности, 10-е издание, издательство Академия Москва, 2011г.
Дополнительные источники:
Богатюк В.А. Кунгурцева Л.Н., Оператор ЭВМ, издательство Академия Москва, 2010г.
Киселёв С.В., Оператор ЭВМ, издательство Академия Москва, 2011г.
Свиридова М.Ю., Информационные технологии в офисе Практические упражнения, издательство Академия Москва, 2009г.
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org свободная энциклопедия
http://www.intuit.ru/ – Интернет-Университет информационных технологий. Примеры курсов:Microsoft Windows для пользователя, Работа в современном офисе, Практическая информатика, Введение в HTML, Безопасность сетей, Основы операционных систем и др.
http://office.microsoft.com/ru-ru/word – изучение возможностей Word 2010
http://office.microsoft.com/ru-ru/excel/ – изучение возможностей Excel 2010
http://www.planetaexcel.ru/ – Портфолио выполненных проектов по автоматизации бизнеса средствами Excel и Office
http://www.msexcel.ru/ – Профессиональные приемы работы в Microsoft Excel
http://ru.wikibooks.org/wiki/Microsoft_Excel – викиучебник по табличному процессору Microsoft Excel
http://office.microsoft.com/ru-ru/powerpoint/ – изучение возможностей Power Point 2010
http://ru.wikipedia.org/wiki/PowerPoint – викиучебник по Microsoft Power Point
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец титульного листа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ СВЯЗИ»
РЕФЕРАТ
по предмету «Основы информационных технологий» на тему «Локальные сети»
Выполнил студент
1 курса группы
3 «МОЦИ»
Иванов Иван
Преподаватель
Рожихина Т.Н.
Оценка: ___________
Подпись: __________
г.Донецк, 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец списка литературы
Богатюк В.А. Кунгурцева Л.Н., Оператор ЭВМ, Москва: Академия, 2010г., с. 54-67.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Правила оформления текстовых работ
Письменная работа выполняется в следующей последовательности:
содержание работы (с указанием страниц);
введение;
разделы работы в соответствии с содержанием;
заключение (выводы);
список используемых источников (Приложение 2);
приложения.
Содержание работы включает наименование всех разделов, подразделов с указанием страниц.
Во введении дается обоснование выбора темы, ее актуальность, значение, современное состояние и тенденции развития отрасли профессиональной деятельности
Теоретическая часть должна содержать описание вопросов задания.
Все разделы письменной работы должны быть логически связаны между собой и содержать последовательный переход от одного раздела к другому.
Список используемых источников является составной частью письменной работы.
В списке указывается не только та литература, на которую имеются ссылки в письменной работе, но и та, которая была изучена в ходе написания работы. Если при написании работы были использованы материалы Интернет, указываются ссылки на просмотренные страницы.
Оформление работы
Письменная работа должна быть отпечатана на одной стороне листа на бумаге формате А4, шрифтом размера 14 пт., междустрочный интервал – 1,5, поля страницы: верхнее 2 см; нижнее – 2 см, левое – 2 см, правое – 1 см. Абзац начинается с красной строки (отступ 1,25 см). Текст должен быть выровненным по ширине, расставлены переносы.
Заголовки разделов следует писать симметрично тексту. Переносы слов в заголовках не допускаются. Нумеруются только основные разделы. Расстояние между заголовками и текстом должно быть 15 мм. Подчеркивать заголовки не допускается. Точка в конце заголовка не ставится.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3...) по центру или с правой стороны внизу. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на этом листе не ставится.
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Каждое приложение начинается с нового листа. В правом верхнем углу пишется слово Приложение. При наличии более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами.
Используемые формулы и нормативные материалы должны иметь ссылки на источник, откуда они заимствованы.
оформление текста
Текст в пояснительной записке должен быть кратким, четким, не допускать различных толкований.
В тексте не допускается:
применять обороты разговорной речи, должны применяться научно-технические термины, обозначение и определения, установленные соответствующими стандартами;
сокращать слова за исключением общепринятых сокращенных обозначений,
сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковинах таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков не допускается:
применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");
применять без числовых значений математические знаки, например (больше), (больше или равно).
Оформление иллюстраций
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово рисунок и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:
Рисунок 1 – Окно Windows
Рисунки, схемы, диаграммы должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать.
Таблицы должны иметь нумерацию: Таблица 1, Таблица 2;
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф таблиц диагональными линиями не допускается.
Если числовые значения величин в графах таблицы выражены различных единицах физической величины, их обозначения указывают в подзаголовке каждой графы.
Оформление таблиц и схем
Таблицы допустимо заполнять текстом с высотой шрифта 10-14 пт. Названия столбцов таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по центру ячейки. Названия строк таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по левому краю ячейки. Остальные ячейки таблицы заполняются шрифтом с нормальным начертанием. Текстовое содержание ячеек может располагаться как по центру ячейки, так и по левому краю, и по ширине. Цифровое содержание ячеек таблицы располагается только по центру ячейки. Не допускается заливка ячеек таблицы цветом, а также цветной текст.
Название таблицы оформляется вверху перед таблицей в виде: Таблица – Название таблицы. Форматируется название по ширине с абзацным отступом.
Схема оформляется графическим способом с применением плоских геометрических фигур (прямоугольников, квадратов, кругов, овалов) с указанием логических связей между ними при помощи линий и стрелок.
Текст внутри фигур схемы оформляется шрифтом TimesNewRoman, размер 8-10 пт, форматирование по центру.
Название схемы располагается под ней по центру и начинается словом Рисунок. Затем после тире следует название схемы в виде: Схема «Название схемы».