СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Банк вопросов к анализу документальных фильмов для детей «Золотая дюжина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональный методический проект "Воспитательный потенциал документального кино" . Разработка составляет вопросы и задания к анализу 12 документальных короткометражных фильмов для детей из коллекции "Золотая дюжина". Работа по анализу просмотренных видеороликов поможет обучающимся написать сочинения жанров; отзыв и рецензия. Видеоролики  находятся в свободном доступе в сети Интрнет. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Банк вопросов к анализу документальных фильмов для детей «Золотая дюжина»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Северного района Новосибирской области Витинская основная школа









Региональный методический проект

«Воспитательный потенциал документального кино»





Номинация «Педагогический эффект»

Название работы: Банк вопросов к анализу

документальных фильмов «Золотая дюжина»







Автор: Орлова Ирина Семёновна,

учитель русского языка и литературы

тел.: 8(383)60-36-132

e-mail: irinavolokitina1974@yandex.ru













Сопроводительное письмо

Выражаю большую признательность организаторам регионального проекта «Воспитательный эффект документального кино». С огромным интересом вместе с детьми просмотрели все двенадцать фильмов о родной Сибири. Темы, предложенные в фильмах, наиболее актуальны в современное время, для наших школьников, живущих в сельской местности, оторванных в той или иной мере от городской жизни, в разных её ипостасях.

Представляю на конкурс «Банк вопросов», которые помогут проанализировать документальные фильмы, входящие в номинацию «Золотая дюжина». Вопросы составлены ко всем 12-ти фильмам и включают различную направленность: первичное восприятие увиденного, содержательную линию, обмен мнениями, внимание к слову, воспитательный эффект, элементы рецензирования и отзыва, проецирование на свою жизнь, личный опыт ребёнка и т.п.

Далее указаны название фильма и вопросы для обсуждения с детьми.



БАНК ВОПРОСОВ для обсуждения фильмов «Золотая дюжина»

Цель: нравственно-патриотическое воспитание обучающихся и формирование чувства личной сопричастности к культурно-историческому наследию Сибири средствами отечественной киноиндустрии.

1.Фильм «Голос»

1.Фильм начинается со слов: «Из тысяч мальчиков, рождающихся во все времена, природа выбирает лишь нескольких, одаряя их Голосом». Как вы думаете, какое значение имеет слово «голос», написанное с заглавной буквы? Назовите знаменитых певцов, действительно обладающих этим даром – Голосом.

2.Как вы считаете, одарён ли природой новосибирский школьник Алексей Сарапулов?

3.В фильме такой эпизод: Алёша выступает на концерте, а в это время за стенами концертного зала его сверстники катаются с горки. Как вы думаете, для чего режиссёр задумал такой приём?

4.С какой целью были показаны эпизоды из обыденной жизни: строительный кран, рабочий-дворник, люди на остановке, ожидающие электрички, мужчина, щелкающий семечки, мост и река, весенний лес, вечерний город, огни движущихся автомобилей?

5.Объясните фразу, выведенную на экране: «Мальчишеский Голос даруется природой на короткое время. Потом наступает время молчания и ожидания. Вернётся ли певческий дар вновь, никто не знает…». Знаете ли вы подобные случаи из жизни знаменитых певцов? Расскажите.

6.Произведения каких композиторов исполнял Алексей? Как вы относитесь к классической музыке? К оперному пению?

7.Какие чувства и эмоции испытываете вы, слушая Голос Алексея?

8.Какие впечатления у вас после просмотра фильма?



2.Фильм «Господи, какая я красивая!»

1.С первых минут фильма, с мнения девочек о том, каким должно быть платье принцессы, можно понять, о чём дальше будет идти речь?

2.Что общего во мнениях девочек? А каким для вас должно быть платье?

3.Какой видит себя в зеркале одна из героинь фильма? Почему?

4.Обратили внимание, как ведут себя девочки, находясь в «царстве платьев»? Опишите их состояние? Напоминают ли они вас в детстве?

5.Вам не показалось, будто мы, зрители, словно подсматриваем за ними? Какими эпитетами можно описать их чувства во время любования собой в зеркале? Как они относятся к своим новым образам? Видны ли индивидуальные черты?

6.Чему обучают девочек женщины-костюмеры? Учитываются ли интересы и предпочтения маленьких моделей?

7.А вы, девочки, шили платья своим куклам?

8.С какой целью оператор показал два журнала: «Энциклопедия для маленьких принцесс» и «Burda. Свадебные платья»?

9.Можно ли сказать, что красота наряда зависит и от того, как ты его преподнесёшь?

10.Какие чувства воспитывает в девочках этот фильм?



3.Фильм «Евгений Подгорный: уроки чемпиона»

1.Кто такой Евгений Подгорный? Что вы ранее знали о нём?

2. Где происходит съёмка фильма?

3.Порассуждайте, какие уроки, советы даёт нам чемпион, чтобы добиться успехов в жизни?

4.Как нужно, по его словам, воспитывать характер?

5.Каким вы видите Евгения Подгорного? Что можете сказать о нём, опираясь на его рассказы?

6.Соотнесите портрет чемпиона, речь и его дела. Как он говорит о своих победах, достижениях, регалиях?

7.К чему призывает вас чемпион?

8.Какие чувства вы испытываете, когда слышите такие известные имена, как Евгений Подгорный, Александр Карелин? Являются ли они примером для современных подростков? Приведите примеры из фильма.

9.Как рождаются звёзды отечественного спорта?

10.Почему Евгений Подгорный после того, как оставил большой спорт, остался в родном городе Новосибирске?

11.Какую деятельность ведёт Евгений в этом направлении?

12.Как, по словам Евгения, можно заложить в ребёнке любовь к спорту?

13.Какое значение имеет в жизни человека здоровый образ жизни?



4. Фильм «Как Рома Власов стал чемпионом»

1.Какова форма повествования? Что придаёт рассказу именно детский голос за кадром? Для детей какого возраста создан фильм?

2.Кто такой Рома Власов и где он занимался?

3.Чему учили его на тренировках?

4.С кем тренировался Рома? Как звали их тренера?

5.Каким видом спорта занимался Роман?

6.Какими вы видите спортсменов на ринге? Опишите их эмоции.

7.Для чего режиссёр фильма поставил трек «Танго» во время рассказа о женщине-судье? Что вы можете сказать о её характере?

8.Что написал Роман в своём сочинении «Чего хотим добиться в жизни?»? А что написали бы вы?

9.Какие чувства вы испытывали во время рассказа о победах Романа? Что сделал Роман, узнав о своей победе?

10.Кто является примером для юных спортсменов, героев фильма?

11.Что пропагандирует этот фильм? Какие качества характера мальчишек воспитывает данный ролик?



5. Фильм «Мост»

1.Как начинается ролик?

2.Какие дополнительные нотки придаёт ролику голос за кадром?

3.Кто построил железнодорожный мост через р. Обь на Набережной г. Новосибирска?

4.Чем занимается молодёжь на Набережной? Как вы относитесь к этому виду занятий?

5.Расскажите, как, по словам героев ролика, достичь таких результатов, какие показывают они, катаясь на скейтборде? Что для этого нужно?

6.Какие эмоции и настроение передаются вам от рассказов подростков? Сделайте вывод, как они относятся, к тому, что делают?

7.Почему ребята выбрали именно Набережную для катания, а не центр города?

8. Как называется новая остановка и когда её открыли?

9.Что связывает название площадки «Городское начало» и новый вид экстремального спорта по катанию на роликах и скейтборду?

10.Какое впечатление у вас вызвал цветомузыкальный речной фонтан? Как сочетается игра воды и света с классической музыкой, сопровождающей это зрелище? Почему именно в вечернее время, перед закатом, можно услышать в течение часа классическую музыку?

11. О чём говорит сочетание в фильме классической музыки и современных ритмов?

12.Кого ещё можно встретить на Набережной? Как вы думаете, это место стремятся посетить всё и больше людей?

13.Как называется песня, звучавшая в фильме, и кто её автор и исполнитель?

14. Какое впечатление сложилось у вас после просмотра фильма?



6. Фильм «Рецензия»

1.Как вы считаете, в какие годы был снят фильм? О чём нам говорит его начало?

2.Где происходит действие фильма? А вы были в театре? Расскажите.

3.Обратили ли вы внимание, как дети слушают представление? Что вы можете сказать об их чувствах, настроении, мыслях? Какие детали об этом говорят?

4.Как называется спектакль?

5.Сравните, как вели себя дети до и во время спектакля?

6.Кого вы видите на экране на протяжении всего спектакля? Как вы думаете, почему фильм называется «Рецензия»?

7.По каким деталям можно догадаться, что некоторые зрители побывали на спектакле не впервые и всё равно смотрят с его упоением?

8.Как влияет игра актёров и происходящие на сцене события на чувства и эмоции детей?

9.Понравился ли ребятам спектакль?

10.С какой целью режиссёром фильма было задумано показать участников спектакля – кукол уже после спектакля? Почему кадр остановился на кукле Буратино?

11.Оцените роль кукол, героев представлений, в воспитании ребёнка?

12.Какова, по вашему мнению, рецензия на спектакль у зрителей этого ролика?

13.Представьте, что вы тоже побывали на этом спектакле, оставьте свой отзыв на него.



7.Фильм «Сибирские пельмени»

1.Какое настроение вызывает у вас начало фильма? Можно ли ощутить хруст снега, потрескивание костра, запах дымка? Вам знакомо такое состояние?

2.А вы пробовали варить пельмени в котелке, в лесу? Опишите, каким вы видите блюдо на экране? Передаётся ли вам его аромат и вкус?

3.На какой жанр устного народного творчества похоже повествование «Сибирские пельмени»? Что вы можете сказать об особенностях голоса за кадром, о музыке? Какие нотки вносят они в фильм?

4.О каком сибирском селе рассказывается в фильме?

5.Назовите фамилию, имя, отчество героя фильма? С чего начинается наше знакомство с ним?

6.Чем д. Вася и его семья известны в округе?

7.В чём главный их секрет в лепке пельменей? Какую кухонную утварь вы увидели в фильме? Используете ли вы такую посуду дома?

8.Какие советы даёт дочь д. Васи по приготовлению пельменного теста? Влияет ли, её мнению, характер человека на структуру теста?

9.От чего зависит вкус фарша? Какие способы приготовления фарша вы увидели? В чём изюминка такого помола для жены д. Васи? Чему учит мать своих дочерей? Какие традиции хочет сохранить?

10.Родина пельменей? Почему они так зовутся?

11. Какова помимо мяса начинка пельменей? Какой вкус напоминает начинка с редькой?

12. Обратите внимание на то, какими способами герои фильма лепят пельмени? В чём секрет лепки пельменей д. Васи? На что похожи его пельмени? Как понимаете выражения: «пельмени с воротничком», «с козырьком», «как шляпка опёнка»? Ребята, а вы как каким способом лепите пельмени?

13.Как в войну они делали пельмени?

14.Какие картины сельского зимнего пейзажа, показанные в фильме, близки вам, жителям современного села? Есть ли сходство или различие?

15.Что значит «счастливый пельмень»?

16.С чем сравниваются замороженные пельмени? Какой появляется у них вкус после заморозки, как об этом говорится в фильме?

17.Как в фильме накрыли стол с пельменями? Почему именно деревянные расписные ложки положили к трапезе? Какую смысловую нагрузку рассказу несёт аккомпанемент гармошки?

18.Передают ли фильм зрителям вкус и аромат пельменей?

19.Как вы считаете, какие традиции нам, сибирякам, необходимо помнить, хранить и передавать своим детям?

20.Так чем же так знамениты и особенны пельмени «Сибирские»?



8.Фильм «Стройотряд – одна семья»

1.В какие годы образовывались строительные отряды, и чем они занимались?

2.Какой настрой к просмотру фильма появился у вас в начале ролика в сопровождении музыки «И вновь продолжается бой»? В песне есть такая строка «В жизни важен каждый шаг». Как вы её понимаете и можете соотнести с этим роликом?

3.Кому посвящается фильм?

4.Почему, по словам героев фильма, современных подростков, появилось желание вступить в «Студенческий строительный отряд»? В чём сходство их желаний?

5.Какое событие поменяло их взгляды на жизнь?

6.В каких условиях можно понять суть человека?

7.Чем занимается «Всероссийский педагогический отряд»?

8.Какова функция комиссара отряда? Какими качествами характера должны обладать комиссары?

9.Чему учит педагогов-студентов практика работы с детьми, работа в лагере?

10.Какова работа студентов-проводников поезда?

11.В чём заключается счастье, заряд энергии, эмоций такой работы?

12.Видите ли вы сходство их деятельности с волонтёрским движением? Какое?

13.Какие положительные стороны деятельности влияют на изменение личности современного молодого поколения?

14. Что объединяет таких людей в отряды? Чему можно научиться? Поможет ли полученные на практике знания в дальнейшей жизни?

15. Прослушайте слова финальной песни фильма. Как вы понимаете, что слова не должны расходиться с делами?

16. А что вы хотели бы сделать для общества, для страны? Каковы ваши планы на будущее?

17. Сделайте рекламу этого документального фильма своим друзьям, чтобы они заинтересовались рассказанной деятельностью и смогли в своём селе организовать подобного рода отряды.

18.Чего хотели добиться создатели этого кино?



9.Фильм «Шли по улице и пели»

1.Какой музыкальный инструмент сопровождает фильм?

2.Какой пейзаж открывает начало фильма? Чувствуется ли нам, жителям села, сопричастность с увиденным?

3.Как живёт деревня в фильме? А в современном селе такие же заботы, занятия, игры?

4.Кто пел частушки на концерте перед сельскими жителями? На каких музыкальных инструментах они играют? Что вы знаете о братьях Заволокиных? Приезжали ли они в ваше село с концертом?

5.Обратите внимание на лица зрителей. Можно ли понять по выражению их лиц настроение, эмоции, чувства от услышанного?

6.В чём, по рассказам братьев Заволокиных, предпочтение частушкам, а не песням? Объясните слова Геннадия, что «у каждой частушки своя крыша»?

7.Послушайте небольшие отрывки их исполнения песен и частушек. Какова манера их исполнения? Какие чувства вызывают у вас их пение и отношение к народной песне?

8.Что рассказывают братья об их пристрастии к гармони, частушке, песне? Какую роль в этом сыграли их родители? Почему отец выгонял их играть на гармошке на улице?

9. Посмотрите эпизод, где мы знакомимся с родителями братьев Заволокиных. Что вы можете сказать об их жизни.

10.Братья приводят слова руководителя Сибирского народного хора, Андрея Порфирьевича Новикова: «Идите, ребята, побирайтесь по дворам, богатыми будете». В чём их смысл?

11.Как называется село, в которое приехали Заволокины собирать частушки? С каким писателем связано село Сростки?

12.Что вы можете сказать об общении Заволокиных с народом? Почему люди расположены на общение с ними?

13.Как принимают люди их в своём доме? Мешает ли их общение заниматься хозяевам привычными домашними делами?

14.Помимо записи частушек, что ещё интересует братьев?

15.Чем, по мнению братьев, отличается пение современной молодёжи?

16. Что необходимо сохранить в пении частушек и народных песен?

17.Почему такие встречи останутся надолго в памяти сельских жителей? Как это увлечение братьев переросло в их образ жизни?

18.Как в настоящее время называется передача, созданная братьями Заволокиными? Кто её ведёт?

19.Сохраняются ли заповеди её основателей: самобытность, близость к народу, внимание к народному слову, сохранение семейных традиций и обычаев, народность?

20.А вы любите слушать частушки? А исполнять?

21.Что хотели сказать нам этим фильмом его создатели?



10. Фильм «В строю как много лет назад»

1.Можно ли было по начальным моментам фильма предположить, о ком и о чём будет идти речь в ролике?

2.Кто является героем фильма? Где он живёт? Сколько лет Пономаренко Леониду Николаевичу? Почему он так хорошо выглядит, в чём его заслуга?

3.Где застала его война? О каком сражении рассказывает Леонид Николаевич? Кто входил в состав войска, которое остановило врага на подступах к Москве на 42-м километре Волоколамского шоссе?

4.Куда отправили его воевать после госпиталя? Какое чудо совершили наши войска под Сталинградом?

5.Где ещё довелось ему воевать? В каких войсках он воевал? Когда они прорвали блокаду Ленинграда?

6.Благодаря чему была одержана победа?

7.Каким перед нами предстаёт Герой Советского Союза? Что вы можете сказать о его личностных качествах, которые помогают ему оставаться в строю?

8.Как благодарно современное поколение своему земляку?

9.О каких человеческих ценностях будем говорить, посмотрев этот документальный фильм?



11. Фильм «Как играть на чём придётся»

1.Где происходит действие фильма? Что мы можем понять о героях из первых кадров кино?

2. С помощью каких предметов можно создать звуки, мелодии?

3.Какие пищалки демонстрируют ребята?

4.По какому признаку дети понимают, когда что-то пищит или гудит?

5.С помощью чего ребятишки смастерили гитару?

6.Как издаётся звук на гитаре? Почему нужно было разделить гриф на три части?

7.Назовите музыкальные инструменты, на которых играет ансамбль? К какой группе музыкальных инструментов относятся балалайка, бубенцы, гитара, балалайка-контрабас, домра арфа?

8.Какие нотки звучат при игре на арфе? Что привносится в фильм с её звуками?

9.На каком музыкальном инструменте воображает игру Вовка?

10.Что отвечает Вовке скрипач на его вопрос о том времени, когда тот стал учиться играть на скрипке?

12.Как в переводе с итальянского слова «скрипка» и «контрабас»? Чем различно звучание скрипки и контрабаса?

13.Какой музыкальный инструмент музыкант называет «контрабасёнок»?

14.Игра на музыкальных инструментах состоялась в лесу. Как звуки леса помогают появлению музыке, мелодии?

15.Из чего ребятишки делают дудочку? Какой мотив они наигрывают? А вы делали в детстве дудочки, пищалки?

16.Что рассказывает ребятам музыкант о флейте?

17.При помощи каких пищалок подзывают уток охотники?

18.Какой инструмент использует пастух, когда собирает стадо пасти на луг?

19.К какой группе музыкальных инструментов относятся гобой, дудочка, виолончель, английский рожок, кларнет, саксофон?

20.Какие музыкальные произведения вы услышали в течение фильма? Какие картины воспроизводит человеческое воображение во время слушания этих мелодий?

21.Какие способы выбрали авторы этого фильма, чтобы рассказать детям, как создаётся музыка, как её услышать, исполнить самим? Как объясняют различия между инструментами одной группы?

22.С какой целью был создан данный фильм?



12.Фильм «Новосибирск»

1.Имя какого известного писателя и инженера стоит у истоков города?

2.Как создавался город? Какова разница с Москвой во времени?

3.С какого места начинался город?

4.На пересечении каких двух путей проходит железнодорожный мост?

5.Назовите главную улицу г. Новосибирска?

6.По какой улице ехал в своё время на лошадях к месту ссылки молодой В.И. Ленин?

7.Назовите основные ипостаси города?

8.Символ молодёжной маёвки г. Новосибирска?

9.Какую роль играет город в направлении транспортировки? Какие изменения произошли в последнее время?

10. Какой премией отмечено электротехническое оборудование? В скольких странах мира работают наши электропечи? А какие ещё заслуги нашего города отмечаются в фильме?

11.Какие чувства вы испытываете, узнав о заслугах главного города области?

12.Какие журналы и газеты выпускает типография?

13.Город ещё молодой, ему в фильме нет и ста лет. Почему студентов в Новосибирске много? Сколько вузов в городе?

14.В чём, как считают создатели фильма, основа будущего города?

15.Какое значение имеет Академгородок для статуса города? Институт ядерной физики?

16.Чем поражает Институт автоматики и электрометрии?

17.Что хранится в Государственной публичной научно-технической библиотеке?

18.Почему Новосибирск называют городом учёных, городом будущего? Как молодёжь стремится соответствовать этому статусу?

19.В какой области ещё предстоит расти городу?

20.Какими предстают перед вами архитектурные ансамбли города?

21.Расскажите о вашем посещении новосибирского зоопарка?

22.Роль метро для городских жителей?

23.Как в фильме представлен спорт?

24.Что вы узнали о Государственном академическом театре оперы и балета или о Большом театре Сибири?

25.Какое значение для развития культуры города имеет Новосибирская школа юных скрипачей?

26.На каком мероприятии побывала делегация Дании?

27.Как и где любят отдыхать новосибирцы?

28.Что объединяет г. Новосибирск и г. Сочи?

29.Какой народ живёт в Сибири?

30.Как вы понимаете заключительные слова ролика: «Здравствуй, новый житель Новосибирска! Дальше твоя биография и биография твоего города».

32.Каким вы видите молодой город Новосибирск? А сейчас как он выглядит?

33.Что нового узнали вы из истории столицы нашей области?

34.Какие чувства, эмоции, мысли вызвал у вас просмотр данного фильма?

35.Как вы считаете, в чём воспитательный эффект отечественного документального кино?