СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка бинарного урока на тему "Оружие массового поражения".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка бинарного урока по биологии и основам безопасности жизнедеятельности. Данная разработка может быть использована на уроках биологии, химии, ОБЖ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка бинарного урока на тему "Оружие массового поражения".»




ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»


Рассмотрено на заседании ЦМК математических и естественно научных дисципли

Протокол № от « » 20 г. Председатель ЦМК Ремизова О.И.


Утверждаю:

Зам.директора по УМР

______________

Ряснянская Н.А





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


на тему: «Оружие массового поражения»

по учебным дисциплинам: биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия.

для студентов 1 курса специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники оборудования»



Разработчики: Волкова Е.В.

Гурьянов И.В.








Лиски

2023

Содержание.

  1. Пояснительная записка

  2. Технологическая карта

  3. Развернутый план урока

  4. Список источников

  5. Приложения.











































  1. Пояснительная записка

Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни. В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем образования.

Урок построен в контексте проблемного изучения нового материала. В рамках компетентностного подхода в структуру урока заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности обучающихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на уроке. Деятельность преподавателей и обучающихся реализуется через принципы обучения: научность и доступность подачи материала, системность и последовательность его рас­смотрения, принцип наглядности (оформление кабинета плакатами по данной теме, использование видеофильма «защита от оружия массового поражения»), принцип интеграции - межпредметные связи ( ОБЖ, биология, химия). Урок проводится с обучающимися 1 курса.

Данная методическая разработка адресована преподавателям общеобразовательных дисциплин. Материал может использоваться как на интегрированных уроках, так и на обычных, или внеклассных мероприятиях.

Тема занятия интересна и актуальна.

Методическая разработка поможет преподавателю преподать обучающимся учебный материал по теме в форме урока- конференции, что усилит учебную мотивацию и познавательный интерес обучающихся к предмету.







  1. Технологическая карта учебного

Учебная дисциплина: биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия

ФИО преподавателя: Волкова Е. В., Гурьянов И.В.

Дата: 25.04.2023 Группа: М-12

Специальность: 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники оборудования»

Тема учебного занятия: «Оружие массового поражения»

Цели учебного занятия:

    1. Обучающая: Раскрыть понятие «Оружие массового поражения», изучить поражающие факторы ядерного взрыва и способы защиты от него. Изучить влияние ядовитых химических веществ на организм человека и способы снижения негативного воздействия.

    2. Развивающая: Повысить заинтересованность в изучении предметов ОБЖ, биология, химия. Развить любознательность, мышление

    3. Воспитательная: Воспитать чувства коллективизма, умения работать в команде, бережного отношения к окружающей среде.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Форма обучения: интегрированный урок

Методы обучения: объяснение нового материала, фронтальный и индивидуальный опрос

Средства обучения: Видео «Защита от оружия массового поражения», мультимедиа, презентации обучающихся по темам: «История использования химического оружия», «Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки», «Использование биологического оружия».

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ






п/п



Содержание и структура учебного занятия



Время (мин.)



Деятель

ность преподава

теля



Деятель

ность обучающе

гося

Развиваемые профессиональ ные

и общие компетенции

1.

Организационный

момент

5

Сообщение темы и цели урока.


Смотрят видео.

Записывают тему урока

ОК 1,ОК 2.

2

Изучение нового материала

25

Объясняют новый материал, используя мультимедию.

Делают краткие записи в тетрадь. Защищают презентации по теме.

ОК 1,ОК 2.

3

Рефлексия

10

Фронтальный опрос по теме.

Тестирование.

Отвечают на вопросы. Решают тест.

ОК 1,ОК 2.

4

Домашнее задание.

5

Объясняют домашнее задание.

Записывают дз в тетрадь.

ОК 1,ОК 2.














3.Развернутый план урока


Тема «Оружие массового поражения».

Тип урока: урок - изучение нового материала.

Форма урока:интегрированный.

Цель урока:

Объяснить понятие «Оружие массового поражения», изучить поражающие факторы химического, биологического и ядерного оружия, влияние их на организм человека, методы защиты при применении ОМС.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • Раскрыть понятие «Оружие массового поражения», изучить поражающие факторы ядерного взрыва и способы защиты от него.

  • Дать представление о биологическом оружии, изучить способы распространения и методы защиты.

  • Изучить влияние ядовитых химических веществ на организм человека и способы снижения негативного воздействия.

  • Актуализация межпредметных связей: физика, химия, биология, основы безопасности жзнедеятельности

  1. Развивающие:

  • Развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке.

  • Развитие любознательности, мышления.

  • Повышение заинтересованности в изучении предметов ОБЖ, биология, химия..

  • Формирование умений творческого решения проблем, самостоятельного поиска путей достижения целей.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.

  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде.


Материал и оборудование:

  1. Видео «Защита от оружия массового поражения».

  2. Мультимедиа.

  3. Средства защиты: противогаз, медицинские маски, респиратор.

  4. Презентации обучающихся по темам: «История использования химического оружия», «Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки», «Использование биологического оружия».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Тема занятия «Оружие массового поражения. Сегодня мы узнаем что такое оружие массового поражения, изучим виды такого оружия и способы защиты.

2. Изучение нового материала.

Преподаватель 1:

Оружием массового поражения (ОМП) называют оружие, способное вызывать массовые потери личного состава, вооружения, техники в сравнительно короткое время. К нему относится ядерное, химическое и биологическое оружие. В стадии разработок находятся и такие виды оружия как лазерное, геофизическое, озонное, климатическое, этническое, которые в дальнейшем могут быть отнесены к оружию массового поражения. Массовые потери может вызвать и зажигательное оружие, имеющееся на вооружении иностранных армий. Уже в первой мировой войне применялись два вида ОМП — химическое и биологическое.

Преподаватель 2:

Среди многообразия средств вооруженной борьбы особое место занимает биологическое оружие (БО). Идея использования патогенных микробов в качестве средства пора­жения людей возникла очень давно вследствие того, что вызываемые ими массовые инфекционные болезни (эпидемии) приносили человечеству неис­числимые потери, которые наиболее часто возникали как следствия войн.

Химическим оружием (ХО) называют такие средства боевого поражения, поражающие свойства которых основаны на токсическом воздействии отравляющих веществ на человека.

По взглядам командования иностранных армий, химическое оружие предназначается для поражения и изнурения живой силы противника, в целях затруднения деятельности его войск и объектов тыла. Оно применяется с помощью авиации, ракетных войск, артиллерии, инженерных и химических войск.

Преподаватель 1:

Успехи в области ядерной физики, достигнутые к 40-м годам ХХ в., позволили ученым проникнуть в тайны атомного ядра, результатом чего явилось создание и принятие на вооружение самого мощного из видов оружия массового поражения — ядерного оружия (ЯО).

Сегодня мы рассмотрим данные виды оружия и способы защиты при применении каждого из них.

        1. Химическое оружие.

Химическим оружием называют боевые средства, поражающее действие которых основано на использовании токсических свойств отравляющих веществ (ОВ).

К ОВ относятся токсические химические соединения, предназначенные для нанесения массовых поражений живой силе при их боевом применении. Некоторые ОВ предназначены для уничтожения растительности.

ОВ способны с высокой эффективностью поражать живую силу на больших площадях без разрушения материальных средств, проникают в кабины, укрытия и сооружения, не имеющие специального оборудования, сохраняют поражающее действие в течение определённого времени после их применения, заражают местность и различные объекты, оказывают отрицательное психологическое воздействие на личный состав. В оболочках химических боеприпасов отравляющие вещества находятся в жидком или твёрдом состоянии. В момент применения они, освобождаясь от оболочки, превращаются в боевое состояние: парообразное (газообразное), аэрозольное (дым, туман, морось) или капельножидкое.В состоянии пара или газа ОВ раздроблены на отдельные молекулы, в состоянии тумана – на мельчайшие капли, в состоянии дыма – на мельчайшие твёрдые частицы.

Наиболее распространены тактическая и физиологическая классификации ОВ (приложение 1).

В тактической классификации отравляющие вещества подразделяются:

1. По упругости насыщенных паров (летучести) на:

  • нестойкие (фосген, синильная кислота);

  • стойкие (иприт, люизит, VX);

  • ядовитодымные (адамсит, хлорацетофенон).

2. По характеру воздействия на живую силу на:

  • смертельные (зарин, иприт);

  • временно выводящий личный состав из строя (хлорацетофенон, хинуклидил-3-бензилат);

  • раздражающие: (адамсит, хлорацетофенон);

  • учебные: (хлорпикрин);

3. По быстроте наступления поражающего действия на:

  • быстродействующие – не имеют периода скрытого действия (зарин, зоман, VX, AC, Ch, Cs, CR);

  • медленно действующие – обладают периодом скрытого действия (иприт, Фосген, BZ, Луизит, Адамсит).


Преподаватель 2:

В физиологической классификации (по характеру действия на организм человека) на отравляющие вещества подразделяются на шесть групп:

  1. Нервнопаралитические.

  2. Кожно-нарывные.

  3. Общеядовитые.

  4. Удушающие.

  5. Раздражающие.

  6. Психохимические.


К нервнопаралитическим ОВ (НОВ) относятся: VX, зарин, зоман. Эти вещества представляют собой бесцветные или слегка желтоватые жидкости, которые легко впитываются в кожу, в различные лакокрасочные покрытия, резинотехнические изделия и прочие материалы, легко собираются на тканях. Самое лёгкое изНОВ – зарин, поэтому основное его боевое состояние при применении это пар. В парообразном состоянии зарин наносит поражение, главным образом, через органы дыхания.

Пары зарина могут проникать в организм человека и через кожу, величина его смертельной токсодозы при этом в 200 раз выше, чем при вдыхании паров. В связи с этим поражение парами зарина живой силы защищённой противогазами, в полевых условиях маловероятно.

К кожно-нарывным ОВ относится, в первую очередь, перегнанный (очищенный) иприт, который представляет собой бесцветную или слегка желтоватую жидкость. Иприт легко впитывается в различные лакокрасочные покрытия, резиновые и пористые материалы. Основное боевое состояние иприта капельножидкое или аэрозольное. Обладая большой стойкостью, иприт способен создавать над заражённой местностью опасные концентрации, особенно летом, способен заражать водоёмы, но плохо растворяется в воде.

Иприт обладает многосторонним поражающим действием. При действии в капельножидком, аэрозольном и парообразном состояниях он вызывает не только поражение кожных покровов, но и общее отравление нервной и сердечно-сосудистой систем при всасывании в кровь. Особенностью токсического действия иприта является то, что он имеет период скрытого действия. Поражение кожи начинается с покраснения, которое появляется через 2-6 ч после воздействия. Через сутки на месте покраснения образуются мелкие пузыри, наполненные жёлтой прозрачной жидкостью. Через 2-3 суток пузыри лопаются, и образуются язвы, не заживающие 20-30 сут. При вдыхании паров или аэрозоля иприта первые признаки поражения проявляются через несколько часов в виде сухости и жжения в носоглотке. В тяжёлых случаях развивается воспаление лёгких. Смерть наступает на 3-4 сутки. Особенно чувствительны к парам иприта глаза. При воздействии паров появляется ощущение засорённости глаз песком, слезотечение и светобоязнь, затем происходит отёк век. Попадание в глаза иприта почти всегда приводит к слепоте.

Общеядовитые ОВ нарушают деятельность многих органов и тканей, в первую очередь кровеносной и нервной систем. Типичным представителемобщеядовитых ОВ является хлорциан, который представляет собой бесцветный газ (при температуре

К удушающим относятся ОВ, поражающие лёгочную ткань человека. Это, в первую очередь, фосген, представляющий собой бесцветный газ (при температуре ниже 80С – жидкость) с неприятным запахом прелого сена. Фосген обладает малой стойкостью, но так как он тяжелее воздуха, то при больших концентрациях способен «затекать» в щели различных объектов. Фосген поражает организм только через органы дыхания и вызывает отёк лёгких, что ведёт к нарушению поступления в организм кислорода воздуха, вызывая при этом удушье. Отёк лёгких длится несколько суток и обычно заканчивается смертельным исходом.

К раздражающим ОВ относятся ОВ типа CS, хлорацетофенон, адамсит. Все они являются твёрдотельными ОВ. Их основным боевым состоянием является аэрозоль (дым или туман). ОВ вызывают раздражение глаз, органов дыхания, и отличаются друг от друга лишь по признакам воздействия на организм. В малых концентрациях CS обладает одновременно сильным раздражающим действием на глаза и верхние дыхательные пути, а в больших концентрациях вызывает ожоги открытых участков кожи. В некоторых случаях происходит паралич органов дыхания, сердца и смерть. Хлорацетофенон, действуя на глаза, вызывает сильное слезотечение, светобоязнь, резь в глазах, судорожное сжатие век. При попадании на кожу он может вызвать раздражение, жжение. Адамсит при вдыхании после небольшого периода скрытого действия (20-30 с) вызывает жжение во рту и носоглотке, боль в груди, сухой кашель, чихание, рвоту. После выхода из заражённой атмосферы или надевания противогаза признаки поражения нарастают в течении 15-20 минут, а затем медленно, в течении 1-3 часов затихают.

Все перечисленные раздражающие ОВ широко применялись армией США во время войны во Вьетнаме.

К психохимическим ОВ относятся вещества, действующие на нервную систему и вызывающие психические (галлюцинацию, страх, депрессию, подавленность) или физические (слепоту, глухоту, паралич) расстройства.

К ним относится, в первую очередь, BZ –нелетучее вещество, основным боевым состоянием которого является аэрозоль (дым). ОВ BZ поражает организм через органы дыхания или желудочно-кишечный тракт. При вдыхании зараженного воздуха действие ОВ начинает проявляться через 0,5 – 3 ч (в зависимости от дозы). Затем в течении нескольких часов наблюдается учащённое сердцебиение, сухость кожи, сухость во рту, расширение зрачков и затуманенное зрение, шаткая походка, спутанность сознания и рвота. Малые дозы вызывают сонливость и снижение боеспособности. В последующие 8 часов наступает оцепенение и заторможенность речи. Человек находится в застывшей позе и не способен реагировать на изменение обстановки. Затем наступает период возбуждения до 4 суток. Он характеризуется усилением активности у пораженного, суетливостью, беспорядочностью действий, многоречивостью, затруднением в восприятии событий, контакт с ним невозможен.. Это длится до 2-4 суток, затем происходит постепенное возвращение к нормальному состоянию.

Все химические боеприпасы имеют примерно одинаковое устройство и состоят из корпуса, ОВ, взрывного устройства и разрывного заряда. Для применения ОВ противник может использовать авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, выливные авиационные приборы (ВАП), а также баллистические, крылатые ракеты (БЛА). Считается, что с их помощью можно перебросить к цели значительное количество отравляющих веществ и сохранить при этом внезапность нападения.

Современная авиация обладает исключительно большими возможностями по применению ОВ. Важное преимущество авиации заключается в возможности переброски большого количества ОВ к поражаемым целям, расположенным в тылу. К авиационным средствам химического нападения относятся химические авиационные бомбы и выливные авиационные приборы – специальные резервуары различной ёмкости (до 150 кг).

Артиллерийские средства применения ОВ (пушечные, гаубичные и реактивные химические боеприпасы) обычно снаряжаются зарином и VХ — газами. Для доставки ОВ также могут применяться многоствольные реактивные установки, выгодно отличающиеся от обычной артиллерии.

Кроме того, используются химические фугасы и генераторы аэрозолей. Химические фугасы зарываются в землю и маскируются. Предназначаются для заражения местности — дорог, инженерных сооружений, проходов после отхода своих войск. Генераторы аэрозолей используются с целью заражения больших объёмов воздуха.

Преподаватель 2. А сейчас посмотрим презентацию на тему «Применение химического оружия»

Преподаватель 1: Следующий вид оружия, который мы рассмотрим – биологическое оружие.

Биологическим оружием (БО) называют боевые средства, поражающее действие которых основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (возбудителей) или микробов, вызывающих болезни людей, животных и растений. Цель применения биологического оружия — снижение боеспособности противника. Это может быть достигнуто путём непосредственного поражения людей, а также уничтожением животных и сельскохозяйственных растений, в результате чего человек лишается средств существования (продовольствия), а в некоторых случаях порчи материалов вооружения, военной техники и снаряжения.

Биологическое оружие обладает рядом особенностей, главная из которых способность вызывать массовые заболевания людей (эпидемии), животных (эпизоотии) и растении (эпифитотии). Для заражения достаточно незначительного числа микробов. Попав в организм, микробы быстро размножаются, вызывают его заболевание, а затем вследствие контакта людей друг с другом, через выделения больных, воздух, воду, пищевые продукты, а также через различных переносчиков, обычно насекомых, заболевание при благоприятных условиях может приобрести весьма широкие масштабы.

При этом могут использоваться микробы (вирусы, бактерии, грибки) – возбудители бруцеллеза, туляремии, сибирской язвы, чумы, холеры, сапа, дифтерии, брюшного тифа, лихорадки, энцефалита, оспы, гриппа и многих других заболеваний.
Поражающее действие БО проявляется не сразу, а спустя определенное время (инкубационный период), зависящее как от вида и количества попавших в организм болезнетворных микробов или их токсинов, так и от физического состояния организма. Наиболее часто инкубационный период продолжается от 2 до 5 суток. В течение почти всего этого периода личный состав сохраняет боеспособность, иногда даже не подозревая о состоявшемся заражении.

Особо следует подчеркнуть сильное психологическое воздействие, оказываемое БО на человека. Наличие реальной угрозы внезапного применения противником БО, как и появление в войсках и среди гражданского населения крупных вспышек и эпидемий опасных инфекционных заболеваний, способны повсеместно вызвать страх, панические настроения, снизить боеспособность войск, дезорганизовать работу тыла.

Патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных болезней чрезвычайно малы по размерам, не имеют цвета, запаха, вкуса и поэтому не определяются органами чувств человека. В зависимости от размеров, строения и биологических свойств они подразделяются на классы (рис.6), из которых помимо вирусов наибольшее значение имеют бактерии, риккетсии и грибки (приложение 2).

Бактерии представляют собой разнообразные по форме и размерам одноклеточные микроорганизмы. Размеры их колеблются от 0.5 до 8-10 мкм. Размножаются простым поперечным делением, образуя через каждые 28-30 мин две самостоятельные клетки. Под воздействием прямых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ, высокой температуры (свыше 600С) бактерии быстро погибают. К низким температурам малочувствительны и свободно переносят замораживание до минус 250С и более. Некоторые виды бактерий для выживания в неблагоприятных условиях способны покрываться защитной капсулой или превращаются в спору, обладающую высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Патогенные бактерии являются причиной многих тяжелых инфекционных заболеваний человека (сельскохозяйственных животных), таких, как чума, сибирская язва, легионеллез, сап, и др.

Риккетсии – это небольшие (размером от 0.4 до 1 мкм) клетки-палочки. Размножаются поперечным бинарным делением только внутри клеток живых тканей. Они не образуют спор, но достаточно устойчивы к высушиванию, замораживанию действию относительно высоких температур (до 5600С). Риккетсии являются причиной таких тяжелых заболеваний человека, как сыпной тиф, пятнистая лихорадка Скалистых гор и др.

Грибки – одно- или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения, отличающиеся от бактерий более сложным строением и способом размножения. Споры грибков высокоустойчивы к высушиванию, воздействию солнечных лучей и дезинфицирующих веществ. Заболевания, вызываемые патогенными грибками, характеризуются поражением внутренних органов с тяжелым и длительным течением.

Вирусы – обширная группа биологических агентов, не имеющих клеточной структуры, способных развиваться и размножаться только в живых клетках, используя для этого их биосинтетический аппарат. Размеры внеклеточных форм вирусов колеблются от 0,02 до 0,4 мкм. Большинство из них недостаточно устойчивы к различным факторам внешней среды: плохо переносят высушивания, солнечный свет, особенно ультрафиолетовые лучи, а также температуру 6000С и действия дезинфицирующих средств. Патогенные вирусы являются причиной многих тяжелых заболеваний человека, таких как натуральная оспа, тропические геморрагические лихорадки, ящур и др.

Способы боевого применения БС основываются на способности патогенных микробов в естественных условиях проникаться в организм человека следующими путями:

  • с воздухом через органы дыхания (аэрогенный, воздушно-капельный путь);

  • с пищей и водой через пищеварительный тракт (алиментарный путь);

  • через неповрежденную кожу в результате укусов зараженных кровососущих членистоногих (трансмиссивный путь);

  • через слизистые оболочки рта, носа, глаза, а также через поврежденные кожные покровы (контактный путь).

Способы боевого применения БС:

  • распыление биологических рецептур для заражения приземного слоя воздуха частицами аэрозоля – аэрозольный способ;

  • рассеивание в районе цели искусственно зараженных биологическими средствами кровососущих переносчиков – трансмиссионный способ;

  • заражение биологическими средствами воздуха и воды в замкнутых пространствах (объема) при помощи диверсионного снаряжения – диверсионный способ.Личный состав, находящийся в очаге биологического заражения, должен не только своевременно и правильно использовать средства защиты, но и строго выполнять правила личной гигиены и следующие правила:

  • не снимать средства индивидуальной защиты без разрешения командира;

  • не прикасаться к вооружению и военной технике и имуществу до тех пор, пока они не будут продезинфицированы;

  • не пользоваться водой из источников и продуктами питания, находящимися в очаге заражения;

  • не поднимать пыль, не ходить по кустарнику и густой траве;

  • не соприкасаться военнослужащим с гражданским населением, не пораженным биологическими средствами, не передавать им продукты питания, воду, предметы обмундирования, технику и другое имущество.


Преподаватель 2. А сейчас посмотрим презентацию на тему «Случаи применение биологического оружия»

Преподаватель 1: Следующий тип оружия –ядерное оружие.

Поражение войск ядерным оружием происходит на больших площадях и носит массовый характер. Ядерное оружие позволяет в короткие сроки наносить противнику крупные потери в живой силе и боевой технике, разрушать сооружения и другие объекты.

Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

  1. Ударная волна;

  2. Световое излучение;

  3. Проникающая радиация;

  4. Электромагнитный импульс (ЭМИ);

  5. Радиоактивное заражение.

Ударная волна ядерного взрыва – один из его основных поражающих факторов. В зависимости от того, в какой среде возникает и распространяется ударная волна – в воздухе, воде или грунте, ее называют соответственно: воздушной, подводной, сейсмовзрывной.

Поражение людей воздушной ударной волной может возникать в результате непосредственного и косвенного воздействия (летящими обломками сооружений, падающими деревьями, осколками стекла, камнями грунтом).

Лучшими защитными свойствами обладают закрытые помещения подземного и котлованного типа (блиндажи, убежища), уменьшая радиус поражения ударной волной не менее, чем в 3 – 5 раз.

Таким образом, надежной защитой личного состава от ударной волны являются инженерные сооружения.

Световое излучение ядерного взрыва представляет собой электромагнитное излучение оптического диапазона, включающее ультрафиолетовую (0,01 — 0,38 мк), видимую (0,38 — 0,77 мк) и инфракрасную (0,77-340 мк) области спектра.

Источником светового излучения является светящаяся область ядерного взрыва, температура которой вначале достигает нескольких десятков миллионов градусов, а затем остывает и в своем развитии проходит три фазы: начальную, первую и вторую.

Основным параметром, определяющим поражающую способность светового излучения ядерного взрыва, является световой импульс.

Световой импульс уменьшается с увеличением расстояния до эпицентра взрыва и зависит от вида взрыва и состояния атмосферы.

Поражение людей световым излучением выражается в появлении ожогов различных степеней открытых и защищенных обмундированием участков кожи, а также в поражении глаз.

Надежной защитой от светового излучения личного состава и боевой техники являются подземные инженерные сооружения (блиндажи, убежища, перекрытые щели, котлованы, капониры).

Защита от светового излучения в подразделениях включает выполнение следующих мероприятий:

повышение коэффициента отражения светового излучения поверхностью объекта (применение материалов, красок, обмазок светлых тонов, различных металлических отражателей);

повышение стойкости и защитных свойств объектов к действию светового излучения (применение увлажнения, снежных обсыпок, использование огнестойких материалов, покрытие глиной и известью, пропиткой чехлов и тентов огнестойкими составами);

проведение противопожарных мероприятий (расчистка районов расположения личного состава и боевой техники от легко воспламеняющихся материалов, подготовка сил и средств для тушения пожаров);

использование индивидуальных средств защиты, таких как общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК), общевойсковой защитный комплект (ОЗК), импрегнированное обмундирование, защитные очки и т.п.

Таким образом, ударная волна и световое излучение ядерного взрыва являются его основными поражающими факторами. Своевременное и умелое использование простейших укрытий, рельефа местности, инженерных фортификационных сооружений, индивидуальных средств защиты, профилактических мероприятий позволит ослабить, а в ряде случаев исключить воздействие ударной волны и светового излучения на личный состав, вооружение и военную технику.

Проникающая радиация ядерного взрыва представляет собой поток γ- излучения и нейтронов. Нейтронное и γ-излучение различны по своим физическим свойствам, а общим для них является то, что они могут распространяться в воздухе во все стороны на расстояния до 2,5 – 3 км. Проходя через биологическую ткань, γ -кванты и нейтроны ионизируют атомы и молекулы, входящие в состав живых клеток, в результате чего нарушается нормальный обмен веществ и изменяется характер жизнедеятельности клеток, отдельных органов и систем организма, что приводит к возникновению заболевания – лучевой болезни

Источником проникающей радиации являются ядерные реакции деления и синтеза, протекающие в боеприпасах в момент взрыва, а также радиоактивный распад осколков деления.

Поражающее действие проникающей радиации характеризуется дозой излучения, т.е. количеством энергии ионизирующих излучений, поглощенной единицей массы облучаемой среды, измеряемой в радах ( рад).

Нейтроны и γ-излучение ядерного взрыва действуют на любой объект практически одновременно. Поэтому общее поражающее действие проникающей радиации определяется суммированием доз γ-излучения и нейтроно, где:

  • суммарная доза излучения, рад;

  • доза γ- излучения, рад;

  • доза нейтронов, рад (ноль у символов доз показывает, что они определяются перед защитной преградой).

Доза излучения зависит от типа ядерного заряда, мощности и вида взрыва, а также от расстояния до центра взрыва.

Проникающая радиация является одним из основных поражающих факторов при взрывах нейтронных боеприпасов и боеприпасов деления сверхмалой и малой мощности.

Поражающее воздействие проникающей радиации на личный состав и на состояние его боеспособности зависит от полученной дозы излучения и времени, прошедшего после взрыва, что вызывает лучевую болезнь. В зависимости от полученной дозы излучения различают четыре степени лучевой болезни.

Лучевая болезнь I степени (легкая) возникает при суммарной дозе излучения 150 – 250 рад. Скрытый период продолжается 2 – 3 недели, после чего появляется недомогание, общая слабость, тошнота, головокружение, периодическое повышение температуры. В крови уменьшается содержание лейкоцитов и тромбоцитов. Лучевая болезнь I степени излечивается в течение 1,5 – 2 месяцев в стационаре.

Лучевая болезнь II степени (средняя) возникает при суммарной дозе излучения 250 – 400 рад. Скрытый период длится около 2 – 3 недель, затем признаки заболевания выражаются более ярко: наблюдается выпадение волос, меняется состав крови. При активном лечении наступает выздоровление через 2 — 2,5 месяца.

Лучевая болезнь III степени (тяжелая) наступает при дозе излучения 400 – 700 рад. Скрытый период составляет от несколько часов до 3 недель.

Болезнь протекает интенсивно и тяжело. В случае благоприятного исхода выздоровление может наступить через 6 – 8 месяцев, но остаточные явления наблюдаются значительно дольше.

Лучевая болезнь IV степени (крайне тяжелая) наступает при дозе излучения свыше 700 рад, которая является наиболее опасной. Смерть наступает через 5 – 12 дней, а при дозах, превышающих 5000 рад, личный состав утрачивает боеспособность через несколько минут.

Тяжесть поражения в известной мере зависит от состояния организма до облучения и его индивидуальных особенностей. Сильное переутомление, голодание, болезнь, травмы, ожоги повышают чувствительность организма к воздействию проникающей радиации. Сначала человек теряет физическую работоспособность, а затем – умственную.

При больших дозах излучения и потоках быстрых нейтронов утрачивают работоспособность комплектующие элементы систем радиоэлектроники. При дозах более 2000 рад стекла оптических приборов темнеют, окрашиваясь в фиолетово – бурый цвет, что снижает или полностью исключает возможность их использования для наблюдения. Дозы излучения 2 – 3 рад приводят в негодность фотоматериалы, находящиеся в светонепроницаемой упаковке.

В подвижных объектах для защиты от проникающей радиации необходима комбинированная защита, состоящая из легких водородосодержащих веществ и материалов с высокой плотностью.

В качестве средств, ослабляющих действие ионизирующих излучений на организм человека, могут быть использованы различные противорадиационные препараты (радиопротекторы).

Радиоактивное заражение местности, приземного слоя атмосферы, воздушного пространства, воды и других объектов возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва при его перемещении под воздействием ветра.

Значение радиоактивного заражения как поражающего фактора определяется тем, что высокие уровни радиации могут наблюдаться не только в районе, прилегающем к месту взрыва, но и на расстоянии десятков и даже сотен километров от него. В отличие от других поражающих факторов, действие которых проявляется в течение относительно короткого времени после ядерного взрыва, радиоактивное заражение местности может быть опасным на протяжении нескольких лет и десятков лет после взрыва.

Наиболее сильное заражение местности происходит от наземных ядерных взрывов, когда площади заражения с опасными уровнями радиации во много раз превышают размеры зон поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией. Сами радиоактивные вещества и испускаемые ими ионизирующие излучения не имеют цвета, запаха, а скорость их распада не может быть измерена какими – либо физическими или химическими методами.

Зараженную местность по пути движения облака, где выпадают радиоактивные частицы диаметром более 30 – 50 мкм, принято называть ближним следом заражения. На больших расстояниях – дальний след – небольшое заражение местности, которое в течение длительного времени не влияет на боеспособность личного состава.

Схема формирования следа радиоактивного облака наземного ядерного взрыва (приложение 3).

Источниками радиоактивного заражения при ядерном взрыве являются:

  • продукты деления (осколки деления) ядерных взрывчатых веществ;

  • радиоактивные изотопы (радионуклиды), образующиеся в грунте и др. материалах под воздействием нейтронов – наведенная активность;

  • не разделившаяся часть ядерного заряда.

При наземном ядерном взрыве светящаяся область касается поверхности земли и образуется воронка выброса. Значительное количество грунта, попавшего в светящуюся область, плавится, испаряется и перемешивается с радиоактивными веществами.

По мере остывания светящейся области и ее подъема пары конденсируются, образуя радиоактивные частицы разных размеров. Сильный прогрев грунта и приземного слоя воздуха способствует образованию в районе взрыва восходящих потоков воздуха, которые формируют пылевой столб («ножку» облака). Когда плотность воздуха в облаке взрыва станет равной плотности окружающего воздуха, подъем облака прекращается. При этом, в среднем за 7 – 10 мин. облако достигает максимальной высоты подъема, которую иногда называют высотой стабилизации облака.

Границы зон радиоактивного заражения с разной степенью опасности для личного состава можно характеризовать как мощностью дозы излучения (уровнем радиации) на определенное время после взрыва, так и дозой до полного распада радиоактивных веществ.

Преподаватель 2. А сейчас посмотрим презентацию на тему «Радиационное заражение»

Генетически модифицированные деревья


Деревья изменяются генетически для более быстрого роста, лучшей древесины и даже для обнаружения биологических атак. Сторонники генетически созданных деревьев говорят, что биотехнологии могут помочь остановить обезлесение и удовлетворить потребности в древесине и бумаге. Например, австралийское эвкалиптовое дерево изменено для устойчивости к низким температурам, была создана ладанная сосна с меньшим содержанием лигнина – вещества, дающего деревьям твердость. В 2003 году Пентагон даже наградил создателей сосны, меняющей цвет во время биологической или химической атаки.



Рефлексия.

Для закрепления материала предлагаю вам решить тест.

  1. Оружие массового поражения взрывного действия, действие которого основано на использовании внутриядерной энергии:

А. Химическое

Б. Боеприпасы объёмного взрыва

В. Ядерное


  1. О применении какого оружия свидетельствуют несвойственный для обычных боеприпасов звук разрыва бомб, снарядов, мин; образование при разрывах боеприпасов облака дыма или тумана; наличие капель жидкости на почве, растениях и других предметах:


А. Биологическое

Б. Химическое

В. Ядерное


  1. Проекцию ядерного взрыва на поверхность земли называют:


А. Центром ядерного взрыва

Б. Эпицентром ядерного взрыва



  1. Каким способом БТХВ не проникают в организм человека?


А. Через кожу

Б. Уши

В. Глаза

Г. Органы дыхания

Д. Желудочно – кишечный тракт


  1. При таком ядерном взрыве светящаяся область взрыва касается поверхности земли и имеет форму полусферы.


А. Наземный

Б. Подземный

В. Воздушный


  1. Какие виды боеприпасов относят к высокоточному оружию?


А. Осколочные боеприпасы

Б. Бетонобойные боеприпасы

В. Управляемые авиационные бомбы

Г. Боеприпасы объёмного взрыва


  1. Какие БТХВ являются наиболее опасными?


А. Кожно-нарывного действия

Б. Общеядовитого действия

В. Нервно-паралитического

Г. Удушающего

8. Это БТХВ, поражающие чувствительные нервные окончания слизистых оболочек верхних дыхательных путей, действуют на глаза и кожу.


А. Раздражающие

Б. Психохимические

В. Смертельного действия


9.Это способ применения бактериологического оружия, при котором происходит рассеивание искусственно – заражённых кровососущих переносчиков болезней:


А. Диверсионный

Б. Аэрозольный

В. Трансмиссивный


10.Это ионизирующее излучение в виде потока гамма-лучей и нейтронов.


А. Проникающая радиация

Б. Световое излучение

В. Электромагнитный импульс


11.Это один из основных поражающих факторов ядерного взрыва, под его действием происходит большинство разрушений зданий и сооружений:


А. Электромагнитный импульс

Б. Ударная волна

В. Радиоактивное загрязнение

12.О применении какого оружия свидетельствуют тёмные полосы, тянущиеся за самолётом, масляные пятна на листьях, грунте, люди ощущают тяжесть в груди, раздражение носоглотки:

А. Биологическое

Б. Химическое

В. Зажигательные боеприпасы


13.Это группа микроорганизмов, способных жить и размножаться только в живой клетке:


А. Бактерии

Б. Рикетсии

В. Вирусы



Ответы: 1-в, 2-б, 3-б, 4-б, 5-а, 6-в, 7-в, 8-а, 9-в, 10-а, 11-б, 12-б, 13-в

Домашнее задание: сообщения на тему «Неизлечимы вирусные заболевания».

Вывод:

Развитие оружия массового поражения требует непрерывного совершенствования способов защиты от него. Решение этой задачи возложено на гражданскую оборону. Деятельность гражданской обороны чрезвычайно многогранна. В городах и районах, на предприятиях и учебных заведениях проводится большая работа по приведению системы гражданской обороны в соответствии с требованиями защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. На местах подготавливаются коллективные и индивидуальные средства защиты, осуществляются инженерно-технические мероприятия.Дальнейшее совершенствование гражданской обороны является большой государственной задачей.

Успешное осуществление мероприятий гражданской обороны во многом зависит от подготовки ее кадров и формирований, а также от обученности населения способам защиты от оружия массового поражения.Долгое время существовала угроза нанесения большого вреда экологии нашей планеты за счет выброса радиоактивных веществ при ядерных испытаниях (главным образом при атмосферных) испытаниях.К счастью, окончание холодной войны немного разрядило международную политическую обстановку. Подписан ряд договоров о прекращении ядерных испытаний и ядерном разоружении.

В этой связи трудно переоценить роль договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах (на земле, под водой и в космосе), подписанного державами-обладателями ядерного оружия. Совсем недавно, после того как Франция закончила свои испытания на атолле Морророа в Тихом океане, все 5 сверх держав, обладающие ядерным оружием, заявили о полном прекращении ядерных испытаний. Это было достигнуто в значительной степени благодаря осознанию той страшной угрозы, которую несет в себе продолжение испытаний ядерного оружия, а также благодаря созданию технологий компьютерного моделирования ядерных взрывов.Наилучшим выходом из создавшегося положения является сокращение, запрещение и утилизация оружия массового поражения. Так, например, было подписано множество договоров о сокращении ядерного потенциала держав, Конвенция о Нераспространении Ядерного Оружия, по которой страны-обладателя обязались не передавать технологии производства этого оружия другим странам, а страны, не имеющие ядерного оружия, обязались не предпринимать шагов для его разработки; наконец, совсем недавно сверхдержавы договорились о полном запрещении ядерных испытаний. Очевидно, что ядерное оружие является важнейшим инструментом, который стал регулирующим символом целой эпохи в истории международных отношений и в истории человечества.



4. Список источников

1. Николаев Л.А. Основы защиты населения от оружия массового поражения: Учеб.пособие для вузов.-Мн.: Выш. шк., 2019

4. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях: учеб.пособие / Я.Л. Мархоцкий. - Мн.: Выш. шк., 2004.

5. Гражданская оборона: Учеб. пособие/Под ред. А.Т. Алтунина. - М.: Воениздат,2020.

6. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: пособие. В 3 ч. Ч.1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение/С.В. Дорожко, И.В. Ролевич, В.Т. Пустовит. - 2-е изд., Минск: Дикта, 2

7. Курс физики: Учеб. Пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2021

8. Химия: учеб. Пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни)/И.Е. Шиманович (и др.);и под ред. И.Е. Шимановича. - 2-е изд., перераб. - Минск: Нар.асвета, 2020













Приложение1.





\





Приложение 2.





















Приложение 3.

Схема формирования следа радиоактивного облака наземного ядерного взрыва


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!