Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570
Тема: Биология — наука о живых организмах.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;
Познакомить учащихся с частными биологическими науками;
Ввести понятия о многообразии живых организмов, их классификации на царства и по роли в биосфере; о классификации сред обитания организмов;
Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися терминов: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания организма», «организмы – производители, потребители, разрушители»;
Показать учащимся взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; их роль в природе и жизни человека.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию универсальных учебных действий:
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, изучающей живые организмы, о роли организмов в природе и жизни человека, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.
Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы работы с учебником.
Личностные: учащиеся осознают жизнь как уникальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества.
Основные понятия урока: биология, биосфера.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний.
План урока:
Что изучает биология?
Подразделы биологии
Где используются достижения биологии?
Представители живого мира
Чем живые организмы отличаются от неживых?
Ход урока
- Что изучает биология?
2. Подразделы биологии
Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:
3. Где используются достижения биологии?
Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?
Сельское хозяйство – с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
Медицина – изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.
Охрана окружающей среды – биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.
4. Представители живого мира
В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:
Доклеточные организмы – вирусы. Они становятся живыми только тогда, когда имеют возможность проявиться в клетках живых организмов.
Прокариоты. У них есть клетка, у клетки нет ядра. Другое название бактерий – бактерии.
Эукариоты. Сюда относят грибы, растения и животных. У них в клетках есть сформированные ядра.
Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.
5. Чем живые организмы отличаются от неживых?
Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?
Они дышат.
Они питаются. Ни один живой организм не может существовать без того, чтобы черпать энергию извне. А вот что он будет потреблять и перерабатывать – мясо, молоко, крупу или морковь – уже и не столь важно.
Они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Каждый Без этого жизнь на планете давно бы уже иссякла и закончилась. Именно в этом свойстве проявляется бесконечность жизни на планете Земля.
Они реагируют на воздействия окружающей среды и зависят от тех условий, в которых живут. Вот почему медведи на зиму залегают в спячку, а зайцы меняют свой окрас.
У живых организмов есть клеточная структура. Они могут состоять из одной клетки (есть специальный класс одноклеточных), а могут из многих (например, животные или человек). Клеток нет только у вирусов, поэтому они могут жить исключительно в организмах других животных, растений или человека.
Живые существа сходны по химическому составу – в их строении присутствуют органические соединения (белки. Жиры, углеводы), а также неорганические (самый распространенный из них – вода).
В большинстве своем живые организмы способны к передвижению. О такой возможности животных знают все, а вот что с растениями? Наличие корней и нахождение в почте делает их неспособными к проявлению такого свойства. Однако это не совсем так. Подсолнечник, к примеру, меняет свое положение в зависимости от движения Солнца. Точно также листья многих растений реагируют на солнечный свет.
По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).
Оценивание: Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:
Что такое биология?
Что изучает биология?
Какие подразделы биологии Вы знаете?
Какие царства живых организмов Вы знаете?
Каковы главные отличия живого организма от объектов неживой природы.
6. Итоги урока:
В ходе проведённого урока ученики познакомились:
С тем, что такое биология, какие вопросы она изучает, на что направлено ее основное внимание.
Какие есть разделы биологии и чем они занимаются.
В каких сферах используются достижения биологии.
Чем отличаются живые организмы от неживых.
Домашнее задание:изучить & 1, ответить на вопросы, выучить термины.