СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Биология-наука о живых организмах»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Конспект урока:"Биология - наука о жизни"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Биология-наука о живых организмах»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистенская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570
















































Тема: Биология — наука о живых организмах.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;

  • Познакомить учащихся с частными биологическими науками;

  • Ввести понятия о многообразии живых организмов, их классификации на царства и по роли в биосфере; о классификации сред обитания организмов;

  • Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися терминов: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания организма», «организмы – производители, потребители, разрушители»;

  • Показать учащимся взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; их роль в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, изучающей живые организмы, о роли организмов в природе и жизни человека, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.

Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы работы с учебником.

Личностные: учащиеся осознают жизнь как уникальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества.

Основные понятия урока: биология, биосфера.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении практической ценности биологических знаний.

План урока:

  1. Что изучает биология?

  2. Подразделы биологии

  3. Где используются достижения биологии?

  4. Представители живого мира

  5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Ход урока
  1. Что изучает биология?


















2. Подразделы биологии

Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:



3. Где используются достижения биологии?

Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?

  • Сельское хозяйство – с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.

  • Медицина – изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.

  • Охрана окружающей среды – биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.

4. Представители живого мира

В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:

  • Доклеточные организмы – вирусы. Они становятся живыми только тогда, когда имеют возможность проявиться в клетках живых организмов.

  • Прокариоты. У них есть клетка, у клетки нет ядра. Другое название бактерий – бактерии.

  • Эукариоты. Сюда относят грибы, растения и животных. У них в клетках есть сформированные ядра.

Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.

5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?

  • Они дышат.

  • Они питаются. Ни один живой организм не может существовать без того, чтобы черпать энергию извне. А вот что он будет потреблять и перерабатывать – мясо, молоко, крупу или морковь – уже и не столь важно.

  • Они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Каждый Без этого жизнь на планете давно бы уже иссякла и закончилась. Именно в этом свойстве проявляется бесконечность жизни на планете Земля.

  • Они реагируют на воздействия окружающей среды и зависят от тех условий, в которых живут. Вот почему медведи на зиму залегают в спячку, а зайцы меняют свой окрас.

  • У живых организмов есть клеточная структура. Они могут состоять из одной клетки (есть специальный класс одноклеточных), а могут из многих (например, животные или человек). Клеток нет только у вирусов, поэтому они могут жить исключительно в организмах других животных, растений или человека.

  • Живые существа сходны по химическому составу – в их строении присутствуют органические соединения (белки. Жиры, углеводы), а также неорганические (самый распространенный из них – вода).

  • В большинстве своем живые организмы способны к передвижению. О такой возможности животных знают все, а вот что с растениями? Наличие корней и нахождение в почте делает их неспособными к проявлению такого свойства. Однако это не совсем так. Подсолнечник, к примеру, меняет свое положение в зависимости от движения Солнца. Точно также листья многих растений реагируют на солнечный свет.

По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).

Оценивание: Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  • Что такое биология?

  • Что изучает биология?

  • Какие подразделы биологии Вы знаете?

  • Какие царства живых организмов Вы знаете?

  • Каковы главные отличия живого организма от объектов неживой природы.

6. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • С тем, что такое биология, какие вопросы она изучает, на что направлено ее основное внимание.

  • Какие есть разделы биологии и чем они занимаются.

  • В каких сферах используются достижения биологии.

  • Чем отличаются живые организмы от неживых.

Домашнее задание:изучить & 1, ответить на вопросы, выучить термины.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!