МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №7 г. ХАБАРОВСК
Предмет: Математика
Тема: «Чтение и запись чисел четвертого десятка»
Методическая разработка педагогического события-урока
с использованием инновационных технологий
1 класс
Подготовила: Бурова Инна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 7 г. Хабаровск
ХАБАРОВСК
Аннотация разработки урока по предмету «Математика»
Автор: Бурова Инна Владимировна учитель начальных классов МБОУ гимназия № 7 г Хабаровск
Разработка рассчитана на использование при изучении теоретической и практической частей программного материала по предмету «Математика» на одном уроке.
Задача учителя – ознакомить обучающихся с умениями осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение через использование новых образовательных технологий организации учебно-воспитательного процесса.
Методическая разработка урока выполняет организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов урока, структурирование учебного материала на уроке, определение его характеристик на каждом из этапов.
В соответствии с ФГОС данная работа раскрывает содержание материала по теме «Чтение и запись чисел четвертого десятка» программы по математике, опираясь на календарно-тематическое планирование изучения учебного материала по математике в 1 классе.
Данный материал позволяет
ознакомить учащихся с числами четвертого десятка и примерами действий с ними;
находить принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль,
различать способ и результат действия,
оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Тем самым развивать универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Разработка адресована учителям начальных классов, заинтересованных в том, чтобы формировать эмоциональный интеллект первоклассников, сформировать у своих учеников приемы и культуру работы с информацией. Работа (или её фрагмент) может редактироваться.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конспект педагогического образовательного события-урока
(формирование эмоционального интеллекта первоклассников
с использованием технологий развития критического мышления, проектно-исследовательской деятельности)
Организационная информация |
Автор урока | Бурова Инна Владимировна |
Образовательное учреждение | МБОУ гимназия №7 |
Республика, край | Хабаровский край |
Город, поселение | г. Хабаровск |
Предмет | Математика |
Класс, профиль класса | 1 класс общеобразовательной школы |
Методическая информация |
Тема урока | «Чтение и запись чисел четвертого десятка» |
Авторы учебника, по которому ведется обучение | Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука, Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. - Москва: Издательство «Просвещение», 2023. |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип). Технологии | Программа «Школа России». Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: урок-путешествие с применением инновационных технологий. Проектно-исследовательская деятельность на протяжении всего урока: учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Развивающие технологии на протяжении всего урока. Технологии здоровье сберегающие на протяжении всего урока: чередовании видов деятельности. |
Цель урока: | развитие личности обучающегося через формирование навыка записи и чтения чисел четвертого десятка с использованием технологии развития критического мышления, направленность на формирование эмоционального интеллекта и развитие универсальных учебных действий первоклассников. |
Предметная цель учителя: | научить первоклассников читать и записывать числа четвёртого десятка совместно с учителем. |
Задачи урока | Задачи учителя Предметные: Формировать представление числах четвёртого десятка, правила игры; продолжить осваивать алгоритм понятия (на примере «десяток»), сопоставлять названия «число» и «цифра», освоить элементы правил гигиены; систематизация знаний, формировать эмоциональный интеллект детей. Развивающие: Ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; развивать у обучающихся умений формулировать гипотезы по решению проблемы, предлагать пути решения, представлять и отстаивать свою точку зрения; развивать умение высказываться по данной теме, сопоставлять, сравнивать. Воспитательные Воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива; содействовать развитию у обучающихся умения работать во времени и осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности. Задачи обучающихся: иметь представление о понятии «десяток» и «единица», различать «цифра» и «число», знать правила игры; ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; развивать свое умение высказываться по данной теме, сопоставлять, сравнивать; проводить систематизацию материала под руководством учителя, формируя положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива. |
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока | Понятия «десяток», «единица» Планируемые результаты обучающиеся: научатся образовывать, читать, записывать числа четвёртого десятка, раскладывать их на сумму десятков и единиц; сравнивать числа в пределах сорока, опираясь на порядок чисел при счёте; составлять и решать задачи с числами четвёртого десятка; контролировать и оценивать свою работу, получать информацию из рисунка и интерпретирования её в виде математической записи (числового выражения). Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. |
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | Личностные УУД - положительное отношение к учёбе; оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам. Метапредметные результаты: формулировка цели всего урока и его этапов (загадка, рисунок в учебнике, запись натуральных чисел как ряд в целом и в виде отрезка, решение заданий...) моделируются и выполняются творческие задания. Познавательные УУД - целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий; составление математических записей на основе полученной информации проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению), прививать интерес к новому учебному материалу; Регулятивные УУД - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока; Коммуникативные УУД - понимать задаваемые вопросы, строить понятные для партнера высказывания; работа в группе, в паре, передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Необходимое оборудование источники информации и материалы | Источники информации: Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука, Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. - Москва: Издательство «Просвещение», 2023. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука, Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 частях. - Москва: Издательство «Просвещение», 2023. Используемые ресурсы: интерактивное оборудование; демонстрационный материал для фронтальной работы; раздаточный материал для индивидуальной работы (у каждого ученика маршрутный лист); индивидуальный поощрительный материал; дополнительная литература, которой оснащен кабинет. |
Содержание событий | Актуализация знаний. Инициализация. (Старт игры к маршрутному листу.) Вызов. Целеполагание обучающимися. Построение логико-смысловых моделей. «Дорожка тридесятая». Осмысление содержания и освоение основных понятий темы. «Устно посчитай-ка». Физкультминутка «Кузнечики» (или «Шарик»). «Находка!?». Внимание! Котятки спят (ЗОЖ). «Помогай-ка!». Физкультминутка зрительная «Солнышко». «Сообразилия». Подведение итогов. Рефлексия. Задание домой. |
Технологическая карта
Урок математики с детьми общеобразовательного 1 класса
№ | Деятельность обучающихся / учителя | Примечания | Технологии/ УУД |
| Тема: Чтение и запись чисел четвертого десятка Цель урока: развитие личности обучающегося через формирование навыка записи и чтения чисел четвертого десятка. Предметная цель учителя: научить первоклассников читать и записывать числа четвёртого десятка. | | |
I. | Актуализация знаний. (Инициализация). Начинается урок, Как всегда пойдёт он впрок, Постарайся всё понять, Если хочешь умным стать Нас звонок собрал всех в класс МАТЕМАТИКА у нас, Будем думать, рассуждать, Нам пора урок начать… | | Игровые технологии, игровые ситуации Технология критического мышления |
| (Старт игры к маршрутному листу). Любите ли вы путешествовать? Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие с кем? Вы попробуйте угадать. (ЗАГАДКА о сороконожке: С виду на червя похожа Любит влагу и тепло Но еще есть ножек много Сорок ног всего Побежим мы по дорожке вместе с сороконожкой. На партах у вас игровое поле, по которому мы будем передвигаться с помощью фишек (но передвигаться будет только тот, кто выполнит задание) В каждой игре есть свои правила и наша игра не исключение Правила игры: -Улыбаться друг другу (рот до ушей)… -Помогать и уважать… -Дружить выручать… -Быть добрым, весёлым… -Стараться и у вас всё получится | Выполнив все задания по маршрутному листу мы узнаем Кто это? | Игровые технологии, игровые ситуации Построение логико-смысловых моделей |
II. | Вызов. Целеполагание обучающимися. «Дорожка тридесятая». 1. Не будем терять время в путь. Первая остановка. «Дорожка тридесятая» Откройте учебник на странице116. -Что мы видим на рисунке? -Давайте ответим на поставленный вопрос? (Какое число соответствует рисунку?) Какое число получится, если добавить ещё 1 палочку? -Как смоделировать это число с помощью палочек? -Какое число соответствует этой модели? Запишите себе в тетрадь. Запишите последующее число Что мы можем сказать об этих числах -как вы думаете, почему наша дорожка называется «тридесятая»? -Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Читать, записывать числа, в которых три десятка, придумывать с ними различные задания. Прочитайте названия чисел в Запишите двузначные числа, у которых 3 десятка. -Что мы записали? (отрезок натурального ряда) Обведите в кружок число, в котором: 3десятка и 7 единиц 3 десятка и 3 единицы 3 десятка и 5 единиц Красим фишку в маршрутном листе | 29 30 31 (Приготовить три пучка десятка) Дети записывают себе в тетрадь число 30 Предположения детей выслушиваются 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 | Проблемно поисковое обучение (технология проблемного диалога) Технология критического мышления Построение логико-смысловых моделей |
III. | Осмысление содержания и освоение основных понятий темы. «Посчитай-ка» 2. Вторая остановка «Устно посчитай-ка» - Какие задания мы можем придумать с этими числами? Дети выступают в роли учителя и предлагают для выполнения свои задания. - Какие задания мы можем придумать с этими выражениями? Красим фишку в маршрутном листе | -Представить в виде суммы разрядных слагаемых? - Сравнить два числа? -Составить выражения обратные данному выражению. -Усложнить первое или второе слагаемое. | Технология критического мышления |
ЗОЖ 1. | Физкультминутка «Кузнечики» (или «Шарик») | | технологии ИКТ и ЗОЖ |
IV. | 3. Остановка «Находка!?» Помогите сороконожке найти для каждого числа подходящий рисунок. - Сможем ли из этих чисел составить отрезок натурального ряда? Идет обсуждение Задание №311 Запишите самое большое однозначное число, Самое маленькое двузначное число…и самостоятельно составьте с ними выражения… Помогите Сороконожке вспомнить, что же такое выражения? Красим фишку в маршрутном листе | Дети записывают числа подходящие к рисунку. 35,39,34,33,38,36. 9+10=19 10+9=19 10-9=1 | Технология критического мышления |
ЗОЖ 2. | Внимание! Котятки спят | | Технологии здоровье сберегающие |
V. | 4. Остановка «Помогай-ка!» Чтобы выполнить следующее интересное задание вместе с нашей сороконожкой мы должны сначала, заполним таблицу, которой, к сожалению, у нас нет на доске. Прочитайте внимательно текст, Подчеркните всю информацию мальчики зеленым карандашом о девочке, а девочки о мальчике синим карандашом. Посмотрите в чём совпадают интересы детей. (Выделите карандашом) Давайте сравним кто прочитал книг больше и на сколько? Кто нарисовал больше рисунков? И на сколько? Сколько всего хороших поступков совершил Дима? Составьте выражения и найдите его значения. Кто посчитал результат, сообщите мне на ухо. Кому и как часто помогаешь ты? Посмотрите на текст еще раз и скажите какую информацию мы не использовали в работе? На какой вопрос мы можем ответить, используя эту информацию? Красим фишку в маршрутном листе | Работают группа мальчиков и группа девочек. Мальчики выбирают информацию о Диме; Девочки о Маше. Во время проверки девочки заполняют таблицу мальчиков и наоборот. Напечатать текст на отдельных листочках. 12 -10=2(книги) 14-13=1(рисунок) 6+4+8=18 На сколько сантиметров больше подросла Маша, чем Дима? | Построение логико-смысловых моделей Технология критического мышления Проблемно поисковое обучение (технология проблемного диалога) |
ЗОЖ 3. | Физкультминутка зрительная «Солнышко» | | Технологии здоровье сберегающие (ЗОЖ) |
VI. | 5.Остановка «Сообразилия» Работа в парах. Задание№313 Выберите «лишний» рисунок. Объясните свой ответ. Красим фишку в маршрутном листе | | Технология критического мышления |
VII. | Сороконожка в конце путешествия с вашей помощью нашла дорогу домой и очень вам благодарна. Живет в доме номер сорок, на крыше сорока. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ Давайте вспомним с какой темой мы работали на уроке? тема А) С каким настроением вы уходите с урока? В) Кто из класса вас сегодня поразил; кому вы благодарны за помощь и хотели бы поблагодарить; Сороконожка хотела вас наградить и подарить вам МЕДАЛЬКИ, но звание на них не указано КАК ЗАПИСАТЬ СЛОВО «СОРОКа» в 3 клетках Молодцы, Вы достойны звания» «УМНИК» - умный, способный человек «УМНИЦА» Подпишите. Поблагодарить за урок: Спасибо всем за урок! ЗАДАНИЕ ДОМОЙ: Найдите ответ на вопрос: «На самом ли деле у сороконожки сорок ног?» | Дом №40 На крыше сидит сорока Сороконожка. Загадка о сороке | Игровые технологии Построение логико-смысловых моделей |
АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ
Как сделать задуманный урок более интересным, как добавить эмоциональной окраски, заинтересованности, как увидеть деятельность каждого ребенка? Вот тут и помогли современные технологии и активные методы обучения (АМО).
Урок построен на основе игровой технологии (маршрутный лист педагогического события), с применением на различных этапах урока инновационных:
поисковой (постановка цели, придумывание заданий),
технология критического мышления (самосовершенствование личности, развитие творческих способностей, умения критически мыслить и принимать взвешенные решения, интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс),
построение логико-смысловых моделей (освоение и применение нового материала)
с использованием опыта работы по системе развивающего обучения,
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ по регламенту) и здоровье сберегающие (чередование видов деятельности, этапы ЗОЖ).
Маршрутный лист урока-путешествия ("дорожки")
В соответствии с ФГОС данная работа раскрывает содержание материала по теме «Чтение и запись чисел четвертого десятка» программы по математике. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, делают выводы.
Учитывается время использования ИКТ-технологии.
Непрерывное время работы с техническими средствами обучения
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более |
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера с клавиатурой |
1-2 | 10 | 15 | 15 |
3-4 | 15 | 20 | 15 |
Задачи этапа актуализации:
погружение в тему урока;
актуализация полученных ранее знаний;
установление взаимосвязи между изученным и новым материалом;
формирование мыслительного алгоритма.
Каждый этап урока направлен на достижение определенной цели, как и весь урок, на развитие каждого ребенка при освоении материала темы. Рассматривались названия понятий, сопоставление. Развивались валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье (этапы ЗОЖ, чередование видов деятельности).
Знания актуализируются через загадку. Они побуждают ребят к активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, повышению работоспособности, выработке умения ставить цель и планировать свою деятельность.
На данном фрагменте урока используется игровая технология, которая учит детей работе с информацией, представленной в скрытом виде. Под руководством учителя первоклассники выполняют перекодировку информации в виде рисунка в числовую запись. На этом этапе идёт освоение детьми метапредметных действий: формулировка цели всего урока и его этапов (загадка, рисунок в учебнике, запись натуральных чисел как ряд в целом и в виде отрезка, решение заданий...) моделируются и выполняются творческие задания.
Дети легко включаются в процесс рассуждения. Такой вид деятельности им знаком, поэтому задания выполняют с удовольствием. Не имея знаний о записи чисел четвертого десятка, обучающиеся используют предыдущий алгоритм и легко переходят к работе по формированию нового десятка.
Познавательная деятельность реализуется через устные высказывания, анализ объектов, интерпретацию и преобразование информации.
На данном уроке формируются коммуникативные навыки обучающихся. В соответствии с современными требованиями методики данная технологическая карта урока математики позволяет продемонстрировать реализацию деятельностного подхода в обучении детей.
Урок позволил развивать личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Качественную результативность освоения темы дает организованная деятельность обучающихся и учителя.
У каждого учителя со стажем таких методов АМО достаточно. Сейчас можно методически правильно к ним подойти, и уже применять в системе, а это очень важно.
Учитель: _______ И.В. Бурова