СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения, способствующие выработке правильного, беглого и осознанного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения, способствующие выработке правильного, беглого и осознанного чтения"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения, способствующие выработке правильного, беглого и осознанного чтения"»

МБОУ Многопрофильный лицей  города Димитровграда   учитель начальных классов  АНДРОПОВА  Елена Вячеславовна   Дидактические игры и упражнения, способствующие выработке правильного, беглого и осознанного чтения

МБОУ Многопрофильный лицей города Димитровграда учитель начальных классов АНДРОПОВА Елена Вячеславовна Дидактические игры и упражнения, способствующие выработке правильного, беглого и осознанного чтения

1.  «Последний слог в слове за тобой»  Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко….(ни, зы, тик, жа, сы, маар, ра, чан)  Побеждает тот, кто последним называет слог.   2. «Цепочка слогов»  Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слова. Например: аст-ра, ра- мА, мА-ши-на, На-та-ша…..

1. «Последний слог в слове за тобой» Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко….(ни, зы, тик, жа, сы, маар, ра, чан) Побеждает тот, кто последним называет слог. 2. «Цепочка слогов» Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слова. Например: аст-ра, ра- мА, мА-ши-на, На-та-ша…..

1 .  « Какой звук потерялся?» Учитель читает знакомые детям стихи. В каком – то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся. Например: Наша Таня громко …лачет (потерялся звук –п-) 2.  «Звук заблудился» Учитель читает стихотворный текст. В каком- то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился»- попал не в свое слово. Например: На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
  • 1 . « Какой звук потерялся?»
  • Учитель читает знакомые детям стихи. В каком – то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся. Например: Наша Таня громко …лачет (потерялся звук –п-)
  • 2. «Звук заблудился»

Учитель читает стихотворный текст. В каком- то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился»- попал не в свое слово.

Например: На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

1 .  « Что изменилось?». Учитель выставляет на наборном полотне четыре буквы, просит детей хором прочитать их. Дети читают, запоминают порядок букв и по сигналу учителя закрывают глаза. В это время расположение букв меняется. Открыв глаза, дети должны заметить изменения и охарактеризовать их: что изменилось. 2.  «Найди по описанию». Учитель выставляет на наборном полотне буквы, запланированные для повторения. Затем он представляет описание буквы, а дети по этому описанию должны угадать, о какой букве идет речь. Например: буква состоит из трех палочек, две стоят, а третья лежит на них сверху, какая это буква? Дети называют букву: это буква П.
  • 1 . « Что изменилось?».
  • Учитель выставляет на наборном полотне четыре буквы, просит детей хором прочитать их. Дети читают, запоминают порядок букв и по сигналу учителя закрывают глаза. В это время расположение букв меняется. Открыв глаза, дети должны заметить изменения и охарактеризовать их: что изменилось.
  • 2. «Найди по описанию».
  • Учитель выставляет на наборном полотне буквы, запланированные для повторения. Затем он представляет описание буквы, а дети по этому описанию должны угадать, о какой букве идет речь. Например: буква состоит из трех палочек, две стоят, а третья лежит на них сверху, какая это буква? Дети называют букву: это буква П.
1.  «Выбирай любую букву» Учитель выставляет карточки гласных на наборном полотне, а карточки согласных раскладывает на столе тыльной стороной. Вызванный ученик подходит к столу, берет карточку, показывает ее классу и произносит согласный звук. Потом подставляет карточку к гласным и читает слоги. 5.  «Читай – не зевай». Учитель держит в правой руке карточку с новым согласным, дети тянут соответствующий звук. Учитель быстренько подставляет левой рукой рядом с карточкой с согласным карточку с гласным. Дети должны без задержки присоединить гласный к согласному. Операция повторяется со всеми изученными гласными.
  • 1. «Выбирай любую букву»
  • Учитель выставляет карточки гласных на наборном полотне, а карточки согласных раскладывает на столе тыльной стороной. Вызванный ученик подходит к столу, берет карточку, показывает ее классу и произносит согласный звук. Потом подставляет карточку к гласным и читает слоги.
  • 5. «Читай – не зевай».
  • Учитель держит в правой руке карточку с новым согласным, дети тянут соответствующий звук. Учитель быстренько подставляет левой рукой рядом с карточкой с согласным карточку с гласным. Дети должны без задержки присоединить гласный к согласному. Операция повторяется со всеми изученными гласными.
1.  «Кто знает, пусть продолжает». На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус, табуретка). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор 2.  «День и ночь». Учитель и ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса- роса- росы – косы- козы- росы.
  • 1. «Кто знает, пусть продолжает».
  • На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус, табуретка). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор
  • 2. «День и ночь».
  • Учитель и ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса- роса- росы – косы- козы- росы.
Слоговая таблица А Б В Е БА И Г ВА БЕ Д ГА ВЕ О БИ БО ДА Ж ВИ ГЕ У ДЕ ЖА ВО ГИ Ы З БУ ГО ЖЕ ДИ ЗА ВУ Ю К БЫ ЖИ ДО ЗЕ КА Л ВЫ Я БЮ ГУ ЖО КЕ ВЮ БЯ ДУ ГЫ М ЛА ЗИ КИ ДЫ МА Н ЗО ВЯ ЖУ ГЮ ЛЕ ЛИ НА П - КО МЕ ГЯ ДЮ ЗУ ПА МИ Р НЕ ЛО ДЯ ЖЮ КУ ЗЫ С РА НИ МО ПЕ - ЛУ КЫ ЗЮ СА ПИ Т РЕ НО МУ ЛЫ ЗЯ КЮ Ф ТА РИ СЕ ПО МЫ КЯ НУ ЛЮ ТЕ ФА РО СИ ЛЯ НЫ МЮ ПУ СО ФЕ ТИ РУ МЯ НЮ ПЫ ТО ФИ РЫ СУ ПЮ НЯ ФО СЫ ТУ РЮ ПЯ ТЫ СЮ РЯ ФУ ТЮ СЯ ФЫ ТЯ ФЮ -

Слоговая таблица

А

Б

В

Е

БА

И

Г

ВА

БЕ

Д

ГА

ВЕ

О

БИ

БО

ДА

Ж

ВИ

ГЕ

У

ДЕ

ЖА

ВО

ГИ

Ы

З

БУ

ГО

ЖЕ

ДИ

ЗА

ВУ

Ю

К

БЫ

ЖИ

ДО

ЗЕ

КА

Л

ВЫ

Я

БЮ

ГУ

ЖО

КЕ

ВЮ

БЯ

ДУ

ГЫ

М

ЛА

ЗИ

КИ

ДЫ

МА

Н

ЗО

ВЯ

ЖУ

ГЮ

ЛЕ

ЛИ

НА

П

-

КО

МЕ

ГЯ

ДЮ

ЗУ

ПА

МИ

Р

НЕ

ЛО

ДЯ

ЖЮ

КУ

ЗЫ

С

РА

НИ

МО

ПЕ

-

ЛУ

КЫ

ЗЮ

СА

ПИ

Т

РЕ

НО

МУ

ЛЫ

ЗЯ

КЮ

Ф

ТА

РИ

СЕ

ПО

МЫ

КЯ

НУ

ЛЮ

ТЕ

ФА

РО

СИ

ЛЯ

НЫ

МЮ

ПУ

СО

ФЕ

ТИ

РУ

МЯ

НЮ

ПЫ

ТО

ФИ

РЫ

СУ

ПЮ

НЯ

ФО

СЫ

ТУ

РЮ

ПЯ

ТЫ

СЮ

РЯ

ФУ

ТЮ

СЯ

ФЫ

ТЯ

ФЮ

-

1 У Н С Ы А Л Е Р И К О Ё У Ы А Н С Е И Л | Р О Ё К

1

У

Н

С

Ы

А

Л

Е

Р

И

К

О

Ё

У

Ы

А

Н

С

Е

И

Л

|

Р

О

Ё

К

1 .  «Буква – «хозяйка» Учитель пишет на доске несколько строчек по 3-4 слова в каждой. Дети получают задание найти букву- «хозяйку» каждой строки, т.е букву, которая чаще других встречается в словах данной строки. (Например, в строке зписаны слова: рама, раки, Саша. Значит, хозяйкой строки является буква А; она в этих словах употребляется пять раз.) 2.  Читатель – «молния». На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает ее. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
  • 1 . «Буква – «хозяйка»
  • Учитель пишет на доске несколько строчек по 3-4 слова в каждой. Дети получают задание найти букву- «хозяйку» каждой строки, т.е букву, которая чаще других встречается в словах данной строки. (Например, в строке зписаны слова: рама, раки, Саша. Значит, хозяйкой строки является буква А; она в этих словах употребляется пять раз.)
  • 2. Читатель – «молния».
  • На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает ее. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
1.  «Птичий базар» . Птичий базар организуется следующим образом: дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назначенное время прочитала текст большее количество раз . 2.  «Пишем и печатаем».  Учитель называет буквы (слоги, слова). Ученики работают парами: один пишет печатные, а другой – рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечаются пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.
  • 1. «Птичий базар» .
  • Птичий базар организуется следующим образом: дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назначенное время прочитала текст большее количество раз .
  • 2. «Пишем и печатаем».
  • Учитель называет буквы (слоги, слова). Ученики работают парами: один пишет печатные, а другой – рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечаются пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.