СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Дидактические игры на занятиях вокального ансамбля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Дидактические игры на занятиях вокального ансамбля"»















Методическая разработка

«Дидактические игры на занятиях вокального ансамбля»











Подготовил

учитель музыки

Карпов Семен Олегович













2021 год

Г. Минусинск

Занимаясь с детьми музыкой и пением, мы стремимся развить у ребёнка различные качества: это и умение чисто интонировать, и умение петь эмоционально, выразительно. Мы развиваем у детей чувство ритма, внимательность, стараемся подкреплять у учащимся познавательный интерес, способность эффективно взаимодействовать с товарищами по группе.

Все эти непростые задачи решаются постепенно и планомерно из урока в урок. Наши дети знают: чтобы чего добиться, нужно приложить усилие, потрудиться. Прилежание становится значимой чертой в характере юных музыкантов.

Важная роль в процессе формирования и закрепления у детей новых умений отводится музыкально-дидактической игре.

Все дети любят играть. Игра – важнейший вид деятельности дошкольника и младшего школьника.

Через игру дети познают мир, учатся взаимодействию друг с другом. Игра развивает у ребёнка эмоциональный, социальный интеллект, готовит его к взрослой жизни. Также игра развивает творческие способности ребёнка. Антон Семёнович Макаренко говорил о значении игры в жизни ребёнка: «Для ребёнка игра – это то же, что для взрослого работа, служба». А знаменитый психолог Даниил Борисович Эльконин называл игру «арифметикой социальных отношений».

В музыкально -дидактической игре всегда присутствуют следующие компоненты: обучающая задача, содержание, правила самой игры и игровые действия.



1)

Игра на развитие звуковысотного слуха «Бубенчики».

Сначала даём детям небольшую попевку (муз. Е. Тиличеевой) по звукам мажорного трезвучия:

Бубенчики висят, качаются звенят,

Звучит со всех сторон:

«Динь-динь, дан-дан, дон-дон!»

Дети разучивают попевку, слушают отдельно, как звучит каждый бубенчик.

Пропевают звуки трезвучия, называя каждый из бубенчиков по имени.

Затем детям предлагается задание угадать, какой бубенчик сейчас звучит: высокий, средний, или низкий - Динь, Дан или Дон.

Показ и объяснение педагога сопровождаются картинками: нотный стан с нотами до, ми, соль; лесенка, на которой педагог может показать место каждой ноты. Основная задача данной игры - развивать звуковысотный слух у детей, способность определять положение нот в пределах первой октавы.



2)

Игра на развитие тембрового слуха «Узнай по голосу»

Эту игру (муз. Е. Тиличеевой) хорошо проводить в самом начале учебного года, когда дети уже успели немного узнать друг друга и подружиться.

Один ребёнок встаёт в сторонке и поворачивается к остальным спиной.

Остальные дети ходят в произвольном порядке (гуляют по лесу) и поют:

- Ваня, ты сейчас в лесу.

Мы зовём тебя - Ау!

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,

Кто зовёт тебя узнай поскорей!

Дети останавливаются, а педагог рукой показывает на ребенка, который по имени должен позвать водящего и сказать - Ваня, ау!

А ребёнок-водящий должен угадать по голосу, кто его позвал.

Таким образом дети учатся различать тембры голоса у участников группы.

У детей эта игра вызывает восторг, они с удовольствием в неё играют, несмотря на её простоту и незатейливость.

По мере освоения, игра может усложняться.

Например, ребёнок окликает водящего, а сам быстренько потихоньку перебегает на другое место в зале, в результате водящий оборачивается, чтобы ответить, но не может соотнести источник звука с местоположением игрока, который, как ему кажется, его позвал. Водящий смущён, он не уверен, правильно ли угадал. Приходится рисковать – называть имя, стараясь не запутаться. Это добавляет в игру азарт, детям весело, они оживляются, смеются, получают положительные эмоции. Задача данной игры – развитие тембрового слуха у детей.





3)

Игра на развитие чувства ритма «Музыкальный магазин»

Покупатель приходит в магазин, где продаются детские музыкальные инструменты: металлофон, ложки, маракасы, бубен, колокольчики и др.)

Покупатель просит продавца показать тот музыкальный инструмент, который он хочет приобрести.

Продавец берёт инструмент и предлагает покупателю послушать, как звучит инструмент, исполняя на нём какой-либо ритмический рисунок. Покупатель должен его повторить. Если исполнение ритма точное, то покупка совершилась.

В роли продавца инструментов может выступать педагог или ребёнок. Игра развивает у детей творческие способности, чувство ритма, память и коммуникативные навыки.





4)

Игра «Угадай мелодию»

Проводится обычно в конце учебного года, когда накоплен достаточно большой песенный багаж.

Педагог предлагает детям узнать песню – одну из тех, с которыми знакомились в течение учебного года. Можно наиграть мелодию начала песни, а можно -куплет или любую характерную фразу. Дети пытаются вспомнить и угадывать музыкальное произведение, у них активизируются процессы мышления и памяти.





5)

Игра «Волшебные слова» или «Заклинание»

Дом, дым, печь, пол;

Щи, хлеб, стул, стол;

Жбан, бидон, грохот, сито;

Кран, таз, ведро, корыто;

Стук, вдруг, стук, опять -

(Спрячусь-ка я под кровать!)



Описание игры.

Дети стоят по кругу лицом в центр. У начинающего игру в руке мяч (лучше использовать лёгкий пластиковый).

Ребёнок произносит слова: Дом-Дым-Печь-Пол, раскачивая руку с мячом назад – вперёд, и с последним словом бросает мяч следующему игроку. Движения руки соотносятся с произносимыми словами. Выглядит это так:

Дом – рука с мячом отводится назад;

Дым – рука вперёд;

Печь – рука назад;

Пол – рука выносится вперед с последующим броском мяча следующему участнику.

Слова произносятся нараспев, плавно, таинственным голосом (отсюда и родилось название игры - «заклинание»).

Следующий участник произносит:

Щи,

Хлеб,

Стул,

Стол.

(Так же сопровождая произносимые слова движением и передавая мяч дальше).

И так далее: дети нараспев декламируют «волшебные» слова, передают друг другу мяч, пока не закончится текст. Нужно следить за тем, чтобы дети чётко координировали голос и движение, так как они часто путаются, и мяч оказывается не в том положении, в котором должен быть. Задача игры - координация голоса и движений, управление звуком (мяч посылается с последним словом вперед к следующему игроку. Тело также принимает участие в процессе декламации: ноги чуть присогнуты, слегка пружинят с каждым произносимым словом, корпус подается немного вперед).

После слов:

Стук,

Вдруг,

Стук,

Опять

дети шёпотом все вместе произносят: «Спрячусь-ка я под кровать!» и приседают (прячутся), закрыв глаза. Тот, у кого в данный момент мяч - обходит всех сзади на цыпочках и выбирает, кому же этот мячик сзади положить. Когда водящий закончил свой обход, он произносит «Просыпайтесь!».

Дети открывают глаза и видят, кто из них откроет следующий круг игры – это тот, у кого за спиной оказался мяч.

Дети большие выдумщики, и любят разрабатывать сюжет этой игры. Например, тот, кто ходит с мячом по кругу и выбирает следующего водящего - это баба-Яга, выбирающая себе внучку. А всё дело происходит ночью, а потом наступает утро, и так далее, и тому подобное…

Эта игра развивает у детей внимательность, координацию тела, движения и голоса.





6)

Игра в кругу «Колечко»

Дети стоят по кругу лицом друг к другу. Передают под музыку колечко из рук в руки друг другу, стараясь делать это плавно, не спеша, в соответствии с характером исполняемой песни.



1.Где ты, где ты, где ты, колечко?

Я тебя найти не могу.

Может, в ведре, а, может, в речке,

Может спишь в траве на лугу?

2.Может ты блестишь под крылечком,

Может, в синем море на дне?

Где ты, колечко, где, колечко?

Отзовись, пожалуйста мне! –

По музыкальным фразам дети передают детское колечко из ладошки в ладошку. Тот, у кого в конце пения останется колечко, должен исполнить небольшой отрывок любимой песни или стихотворение (скороговорку, считалку)

Игра развивает у детей музыкальность, учит детей чувствовать фразировку в музыке.









7)

«По болоту Пётр пошёл»- подвижная игра со словами и музыкой

В процессе подвижной игры дети учатся начинать и заканчивать одновременно пение и движение, чувствовать начало и конец фразы, координировать движения со словами.

1.По болоту Пётр пошёл,

Остров Заячий нашёл.

Он собрал рабочий люд,

Чтоб построить крепость тут –

(на эти слова дети идут по кругу в одну сторону, Пётр внутри круга -в другую)

2.Крепость новая стоит,

Пушками врагам грозит

(дети руками показывают лесенку- строят крепость)

3. Бам - бам, бам - бам,

Не осталось зайцев там.

(Петр бьёт в барабан, остальные приседают, показывая ушки зайцев)

Зайцы пушек испугались,

По кусточкам разбежались…

Ой!

(дети, изображая зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь от середины. С последним словом «зайцы замирают без движения. «Пётр» идёт на охоту. Кто шевельнулся – тот убит).

Композиция движений С. Сивцовой







8)

Подвижная игра «Каменный лев»

Выбирается «каменный лев». Он стоит в центре круга. Дети, обходя льва по кругу, поют:



Лев из камня любит спать.

Будем годы мы считать:

Год спит, два спит,

Двадцать лет подряд храпит –

(Лев стоит в центре круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и под музыку распевают или проговаривают дразнилку)

Как пройдёт сто пятьдесят,

Так начнёт ловить ребят –

(Дети на цыпочках приближаются к спящему льву)

Раз, два, берегись,

В лапы льву не попадись! –

(Дети чётко проговаривают слова. После слов «не попадись!» лев начинает ловить убегающих детей. Кого лев заденет, тот окаменел. Все пойманные становятся в середину круга)

- Я тебя не отпущу,

В твёрдый камень превращу! –

(Лев говорит детям, стоящим в центе круга свои слова)

Композиция движений С. Сивцовой

Игра развивает у детей чувство ритма, умение координировать собственный голос с движениями тела, активизирует память и внимание.





9)

Игра «Домки и нотки»

Описание: на полу в зале для занятий в хаотичном порядке несколько домиков для нот. «Домики» - кусочки нотного стана: пять линеечек, наклеенных на пол (изолента или малярный скотч). Здесь будут прятаться нотки, когда наступит ночь, закончится музыка и т. п. в зависимости от сюжетной линии. Выбираем, кто какой ноткой будет. Звучит музыка. Например, наступило утро, и нотки идут гулять. Музыка закончилась, наступил вечер, ноткам нужно укрыться на ночь в доме. Они идут в ближайший к ним домик и становятся на соответствующую линейку или между ними. Например, ребёнок – нотка «ля» должен занять положение между второй и третьей линейкой, ребёнок- нотка «ми» - встать на вторую линейку и так далее. Затем роли меняются. Таким образом дети закрепляют в игровой форме полученное знание о расположении нот на нотоносце, учатся слушать музыку, ориентироваться в пространстве. Игру можно предварять песенкой о нотах или стихотворением. Также, можно назначить Ключ «соль» - распорядителя и командира над всеми нотками. Ему можно дать в руки изображение скрипичного ключа, и он по своему желанию сможет вставать с окончанием музыки рядом с любой «нотой».

Задача игры – закрепить знание детей о расположении нот на нотоносце.