СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Дидактическое пособие «Тактильные мешочки», как элемент работы с детьми с ОВЗ».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2020 я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с детьми с ОВЗ ведётся по адаптированным образовательным программам, что предполагает создание особой предметной среды для эффективного коррекционно-образовательного процесса. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Именно такой целью задалась я и решила создать дидактическую игру «Тактильный мешочек» и методическое пособие по его использованию на своих занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Дидактическое пособие «Тактильные мешочки», как элемент работы с детьми с ОВЗ».»















Методическая разработка

«Дидактическое пособие «Тактильные мешочки», как элемент работы с детьми с ОВЗ».









Составитель:

Учитель-логопед О. А. Юлдашева











г. Ханты-Мансийск, 2022





Введение

С 2020 я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с детьми с ОВЗ ведётся по адаптированным образовательным программам, что предполагает создание особой предметной среды для эффективного коррекционно-образовательного процесса. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Именно такой целью задалась я и решила создать дидактическую игру «Тактильный мешочек» и методическое пособие по его использованию на своих занятиях.

Что представляет собой данный набор? Это 6 парных мешочков различных по наполнению. Сшиты они из ткани (хлопок/лён 50/50), наполнены косточками черёмухи, вишни и сливы.

Мешочки могут использоваться как пособие для тактильных упражнений, ощупывания, сравнивания по размеру и жесткости наполнителя, поиска парных мешочков.

Мешочки могут с большой пользой использоваться в качестве массажной дорожки для кистей рук ребенка или основы для пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр для усиления массирующего эффекта.

Актуальность.

Актуальность данного пособия заключается в том, что применение дидактической игры «Тактильные мешочки» на занятиях будет позитивно отражаться на качестве коррекции и обучения.

Научная и практическая значимость заключается в том, что его можно использовать в качестве обучающего пособия для детей с ОВЗ. Учеными доказано, что около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Одним из факторов развития речи ребенка является уровень развития мелкой моторики. Сформированность навыков мелкой моторики рук имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков.

Новизна проявляется в новом подходе работы с детьми с ОВЗ, а именно включение данного пособия в коррекционно-развивающие занятия.

Цель: Включение в коррекционно-образовательный процесс и использование дидактического пособия «Тактильный мешочек», как одного из элементов в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи

Задачи игры «Тактильные мешочки»:

Образовательные:

  1. - Развивать умение различать по размеру содержимого мешочков (косточки мелкие, средние, крупные), по форме (круглые, овальные) группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

- формировать у детей зрительные способы обследования предметов (обследование косточек);

- соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений (картинка косточки) и объемных тел (косточки);

- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «форма», «такой же», «разный», «размер», «мелкие, маленькие», «средние», «крупные, большие», «круглые», «овальные».

  1. Воспитательные:

- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

  1. Развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать мелкую моторику.



Предполагаемый результат.

У обучающихся обогащается сенсорный опыт, происходит развитие руки и укрепление ее мышц, совершенствуется мелкая моторика пальцев, а так же развивается интеллектуальная деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий развиваются логические представления и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.



Универсальные учебные действия, которыми овладеют обучающиеся при работе с данным материалом:

• развитие навыков сотрудничества со взрослым (педагогом) и сверстниками (воспитанниками группы);

• формирование знаний о геометрических фигурах, форме, размере;

• развитие мелкой моторики;

• обогащение сенсорного опыта;

• развитие тактильных ощущений;

• развитие речи;

• развитие воображения.

Материально-техническое обеспечение.

Дидактические средства: элементы игры «Тактильные мешочки» (комплект парных мешочков с разным тактильным наполнением в количестве 6 шт.)

Заключение

На сегодняшний день на основании ряда документов: «Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Методическая разработка «Дидактическое пособие «Тактильные мешочки» позволяет расширить коррекционно-образовательную деятельность и способ работы с детьми с ОВЗ.




Список литературы:

1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании//Психологическая наука и образование.-2011.-№1.- С.83-92.

2. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.

3. Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

4. Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. ~ 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2002. – 272 с.

5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973.- 160 с.

6. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.

7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: «Олма-Пресс», 2001

8. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.





Приложение 1

Процесс сбора и изготовления мешочков.



2. Использование мешочков на занятиях.

А. на занятие проявила интерес к мешочкам. Рассматривала их, подносила к уху и шуршала ими. После по инструкции А. искала пару по размеру содержимого мешочка.

В. Продолжительно перебирала мешочки, теребила их в руках, пальцами нащупывала наполнитель.

М. строил из мешочков башню, складывал на них кубики. Перебирал их руками, вслушиваясь в звук шуршащих косточек. Определял содержимое по форме и размеру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!